>13 Бодрствуйте, будьте стойкими в вере,
мужественными, сильными. 14 Пусть всё у вас
делается с любовью.
>15 И еще одна просьба, братья: Вы знаете
Стефана и его семейство, знаете, что они – первенцы
Ахайи, и что они подчинили себя служению святым. 16 Вы же
подчиняйтесь таким как они, и всем, кто разделяет
их труды и заботы. 17 Я рад прибытию
Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня
ваше отсутствие 18 и успокоили мой дух,
а теперь и ваш. Будьте же признательны таким людям.
>19 Приветствуют вас Асийские церкви. Горячо
приветствуют вас в Господе Акила и Приска, и вся церковь,
которая собирается в их доме. 20 Приветствуют
вас все братья. Приветствуйте друг друга святым поцелуем.
>21 Привет вам и от меня, Павла.
Пишу собственноручно. 22 Кто не любит Господа,
да будет анафема! Маранафа! 23 Благодать Господа
Иисуса да будет с вами! 24 Моя любовь
со всеми вами во Христе Иисусе!
>Прочитаны заключительные слова Первого послания апостола Павла
к коринфянам, последняя черта под одним из самых
замечательных писаний Нового Завета, итог всем мыслям и наставлениям,
которые были высказаны в послании. Поэтому, несмотря на их внешнюю
простоту, нам стоит к ним внимательно прислушаться.
Вообще при чтении посланий святого апостола, нам всегда следует
иметь в виду, что в них нет ни единого слова, сказанного
из чистой риторики, ни единого слова, за которым
не стояла бы конкретная живая мысль, отражающая жизнь
тех людей, к которым апостол обращался со своими
увещеваниями. Начиная с первых же строк послания, апостол
останавливался на многих отрицательных аспектах церковной жизни
коринфян и решительно призывал к их исправлению.
Вот и эти заключительные наставления апостола только на первый
взгляд могут показаться общими благими пожеланиями: «Бодрствуйте,
будьте стойкими, верными, мужественными, крепкими, любвеобильными…».
Разумеется, такие слова можно и нужно говорить всем, всегда
и везде. Однако для коринфян они звучали не как
обязательные слова школьного учителя. В них, по слову
святого Иоанна Златоуста, апостол «укоряет их за беспечность.
И потому говорит им: бодрствуйте, – как спящим; стойте
в вере, – как колеблющимся; будьте мужественными, сильными,
– как малодушным и слабым». Эти слова напоминают
военные приказы. Быть бдительным, стоять твердо, быть мужественным,
быть сильным – качества, необходимые воинам для отражения опасности
извне. Но внутри церковного общества должна царить любовь: «все
у вас да будет с любовью». Превыше всех Божественных даров
– любовь. Именно от пренебрежения любовью произошли все нестроения
Церкви. Еще раз обратимся к святому Иоанну Златоусту.
«Если бы любовь, – говорит он, – не была пренебрегаема,
то коринфяне не гордились бы и не говорили бы:
«я Павлов», «я Аполлосов»; если бы любовь была между
ними, то они не судились бы у внешних, или лучше
– не судились бы вовсе; если бы любовь была между
ними, то блудник не жил бы с женой своего отца,
они не презирали бы немощных братий, не имели бы
разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями».
>Как бы комментируя, что означают на практике
эти слова о любви внутри церковного общества, апостол
приводит в пример семейство Стефана. Разумеется, любовь бесконечно
многообразна. Однако в евангельском смысле она проявляет себя,
прежде всего, в жертвенном служении ближним. Мы знаем,
что апостол Павел крестил семейство Стефана (1,16). Он называет
его большую семью «начатком», «первенцами», в святом крещении
рожденными для Бога во Христе. Они – первые обращенные
не только Коринфа, но и всй Ахайи, то есть Греции.
И вот эти первые христиане греческой столицы посвятили
себя служению святым, как именовались тогда все крещеные во Христа
члены Церкви. Это «служение святым» состояло в делах милосердия,
в гостеприимстве, во всевозможных добрых делах и помощи
тем, кто в таковой нуждался. И по мере того как эти добрые
люди стали служить своим собратьям по вере, их деятельность
стала выделять их из среды других христиан и внушать уважение.
Церковное общество начало признавать в них черты истинного
христианского руководства. Иначе говоря, здесь конкретно воплощалась
заповедь Иисуса Христа: «Кто хочет между вами быть бóльшим,
да будет вам слугою» (Мф 20,26). Или: «Кто хочет
быть первым, будь из всех последним и всем слугою»
(Мк 9,35). Эти высказывания парадоксальны с точки
зрения обычной земной практики «ветхого мира». Но таков иерархический
порядок в новом мире, в Царстве Божием, в котором
противоречие между властью и подвластными, между господами
и слугами, между первыми и последними исчезает в атмосфере
любви и взаимного служения. Согласно этой новой заповеди,
апостол Павел смотрел на руководство как на служение ближним,
а тем самым как на служение Христу и Богу (Мф 25,40).
Семейство Стефана «подчинило» себя служению коринфским христианам.
В ответ на эту благодать, – призывает апостол коринфян,
– «подчиняйтесь таким как они, и всем, кто разделяет
их труды и заботы». Нет, это не обязанность рабов
перед господами, работников перед работодателями или начальниками,
но тот братский долг, о котором сказано: «Не оставайтесь
должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим 13,8).
>Современи, когдабыли сказаныэтислова, ЦерковьХристова
прошла долгий исторический путь. МаленькаяцерковьвКоринфесередины
I века не знала еще той развитой иерархической структуры
управления, которая отличает современные многомиллионные христианские
общества. Сейчас управление церковным обществом поручается людям,
которые получили специальное богословское и пастырское образование,
обладают известным даром проповеди и прочими свойствами, ценимыми
в священнослужителях. А тогда всё было еще в зачатке,
и руководство в Церкви зависело не от образования,
не от дипломов и разного рода степеней, даже не от природных
способностей. Оно определялось благодатью Божией, которая оснащала
руководителей основным даром – даром «быть слугами» верующих.
Таковым было семейство Стефана, и мы не должны забывать
об истинно христианском содержании руководства, подчинения
и служения, которое нам явлено в этом святом «начатке»
Ахайи. Нет ли здесь укора нам, современным христианам?
>Своепослание апостолПавелзавершаетмножеством приветствий.
Этот перечень благопожеланий свидетельствуетне только об успехе
миссионерскойдеятельности «апостолаязыков», но и о том,
что церкви того времени, эти маленькие островки христианства
в океане язычества, были связаны постоянным памятованием друг
о друге. Апостол стремился поддерживать эту связь, расширить
кругозор христиан, не замыкаться на мелких провинциальных
проблемах, но видеть себя как часть единого целого – универсального
Тела Христова. Удивительно, что это ощущение всемирности, дыхание
вселенскости присутствовало тогда, когда средства общения были еще
столь слабыми и ненадежными. Сейчас, когда мы обладаем
средствами коммуникации, несопоставимыми с античными, напротив,
мы часто являемся свидетелями узости кругозора христиан, которые
не знают, не видят, да и не желают видеть ничего
за пределами их прихода, или, в лучшем случае, их епархии.
И снова: не укором ли нам звучат слова апостола?
>Продиктовав свое послание стенографу, Павелв конце
добавляет собственноручное приветствие. И в этой приписке
звучат слова, которыепомогают нам понять основную причину
отличия, древниххристиан от современных. Нет, онине были
болеенравственны, более праведны. Но что в них присутствовало
в значительно большей степени, чем у нас, показывает возглас
апостола «Маранафа!». Этот арамейский возглас, скорее всего, означает
то же, что и возглас, завершающий книгу Откровения, –
«Гряди, Господи!». Произносимый перед причастием Телу и Крови
Господа Иисуса, этот призыв отражал не только острое ощущение
реального присутствия Господа в таинстве святой Евхаристии,
но и горячую надежду на то, что таинство, тайна, неизбежно
станет явью, и что Царствие Божие, которое на небе, придет,
наконец, на нашу землю, о чём мы и молимся ежедневно.
Маранафа!