вып. #3138 *в неподходящее время, в неподходящем месте жил евангельский человек* / 9-10/IX/14 (вт-ср)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
09-Sep-2014 13:24
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
9 сентября 1990 г. был убит священник Александр
Мень.
> Когда люди, не знавшие отца Александра, удивляются
тому, каким он стал в наших восхвалениях, ответить нелегко.
Сразу вынесем за скобки ответ типа «наши» «ваши»:
во-первых, сам отец так не мыслил; во-вторых, удивляются
и те, кому бы он очень понравился. Познакомившись с ним
тогда, раньше, точно такие же искренние, не выносящие
фальши люди радовались, что в нём этой фальши совершенно нет.
Речь идет не о прямой лжи, а о том невыносимом
привкусе, из-за которого Христос называл фарисеев лицемерами. Они ведь
не врали, даже не притворялись, а просто не умели
видеть себя, как видели блудный сын или мытарь, а потому
охорашивались, важничали. К нашему вящему позору, многие удивляются,
когда у верующих этого нет. У отца Александра
начисто не было. Если забыть, что все христианские слова мы
быстро превращаем в новояз, можно сказать, что он был
поистине смиренным, вспомнив при этом, что смирение не противоположно
смеху, а тесно с ним связано.
> Вообще новояз осыпается, когда думаешь об отце.
Льюис пишет, что мы бы не узнали настоящих христиан, заметили бы
только, что это веселые и внимательные к нам
люди. Правда, некоторые считали отца Александра слишком веселым,
а кто-то даже сетовал на недостаток внимания, не замечая,
что он всё время ходит по краю пропасти, себя же отдает
полностью. Когда ему вроде бы уже не грозили мерзкие советские
гонения, его разрывали на части мы, прихожане.
> Культовый образ получается какой-то странный, без немощи
а она была, иначе где действовать Божьей силе?
зато со всякими побрякушками вроде «великий библеист». Отец
вообще не считал себя ученым, а к очень хорошей памяти,
редкому умению схватить главное и другим своим дарам относился
как к удобным средствам, причем всегда помнил, что они даны
ему для дела, в долг. Мы проецируем на него
наши неосознанные качества мечты о величии,
об успехе, о том, как возвысить себя. Но этого мало.
Около каждого человека, снискавшего земную славу, множатся рассказы
«мы с ним», «я и он», «Я-а-а и он», но всё-таки
одно дело поэт или художник, другое дело апостол.
Даже Учитель апостолов не предотвратил того, что так хорошо
описал в 23-й главе Матфея. Наверное, это входит в игру,
Бог беспредельно деликатен, Он предупреждает, но
не заставляет. А мы уже на радостях делаем ровно
то, чего Он не просил делать.
> Редко кто обладал этой деликатностью в такой мере,
как отец Александр. Он ведь, в сущности, далеко не всегда
вел нас к слому, к метанойе. Если он видел,
что одинокий, непритыканный человек этого не вынесет, он отступал
и просто гладил его, повышая так называемый self-image.
Казалось бы, такому человеку хватит того, что кто-то тебя все-таки
любит, но мы судим по себе и не представляем,
что можно любить просто так, ни за что. Поэтому мы
так пылко убеждаем и себя, и других, что мы
вполне хорошие. Когда нам старается помочь действительно милосердный
человек (а отец был именно таким), получается еще мучительней,
чем с блудным сыном. Тот хотя бы знал, что не заслужил
любви и помощи.
> Если бы мы чаще оказывались в позе этого сына,
мы бы не создавали такого нервного, самолюбивого, самохвального
культа; и другим было бы легче увидеть, что в самое
неподходящее время, в самом неподходящем месте жил евангельский
человек. Мало того, они бы увидели, как привлекательны
те свойства, которые дают возможность идти по воде. Так
и слышу, как кто-нибудь говорит: «ну, это не про нас».
По Евангелию про нас, только мы цены боимся,
а отец Александр ее не испугался.