Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
30-Jan-2014 17:57
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Под словом ТЕОДИЦЕ́Я (от греч.
θεός Бог и δικαιόω
оправдывать) обычно подразумеваются богословские концепции, стремящиеся
согласовать благость Божью с существованием зла в мире.
<...> первые поиски теодицеи появились еще в древности,
у вавилонских мудрецов (). Для политеизма
в целом проблема теодицеи не имела смысла, т. к.
не все боги представлялись существами, благими по природе:
они были причиной как добра, так и зла в этом
неизменном мире. Развитие идей теодицеи началось с возникновения
религий
спасения (). Индийская философия
рассматривала теодицею в свете учения о метемпсихозе
и отрицания ценности временного бытия. Источником зла считалась
материя. В маздеизме
вопрос решался с позиций дуализма.
Ответственность за зло возлагалась на темное начало
(Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка теодицеи получила
дальнейшее развитие в спиритуализме гностических
сект ().
> Библия как Ветхий Завет, так и Новый
Завет констатирует несовершенство мира и наличие
в нём зла. Однако в первых книгах В.З. проблема теодицеи
лишь едва намечается. Для ветхозаветного человека было несомненным,
что зло как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос,
почему змей стал противником Бога и соблазнил Адама (Быт
3), ответа не дается. Господствовала вера в абсолютную
справедливость Бога, Который допускает зло как возмездие
за грехи (ср. диалог Авраама и Бога при посещении
патриарха тремя странниками в Быт 18). В Быт 49:24
подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить
в добро. Исторические
и Пророческие
книги не выходят за пределы веры в зло как наказания.
Лишь в Ис 51:910 содержится намек на силы
зла, противящиеся Богу и олицетворенные драконом хаоса.
В отличие от древневосточные мифологии, это существо
принадлежит не божественному, а тварному бытию.
> Тайна происхождения зла не тревожила ветхозаветную
мысль до тех пор, пока в людях господствовало родовое
сознание. Считалось, что грех наказывается не только в лице
грешника, но и его потомков. Но постепенно идея родовой
ответственности перестает удовлетворять (Иез 18:20). Отсутствие
в В.З. веры в посмертное
воздаяние () привело иудеев к глубокому
духовному кризису, отразившемуся в ряде псалмов и особенно
в Кн. Иова. В ней проблема теодицеи поставлена
с предельной остротой; причем характерно, что рассуждения
друзей Иова, пытавшихся изложить различные теории теодицеи, Бог отвергает.
Он принимает вопль и протест Иова, который оказывается
более правым, чем его благочестивые собеседники. Однако ответа
на вопрос о теодицеи книга не дает. Иов примиряется
с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чём содержится
намек на несостоятельность традиционных толкований тайны
зла. Тайна эта остается несводимой к известным человеку понятиям
и представлениям. Проблема теодицеи решается не теориями,
а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение
Иова. Знаменательно, что и Н.З. не говорит о метафизич.
причине зла, а учит, как жить в мире, где есть
зло, и как вести с ним борьбу.
> Согласно ап. Иоанну, зло началось не с человека,
а с диавола (1Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо
отождествляется с Эдемским змеем и драконом (чудовищем
хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире
и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей
ясностью сказано в апокрифической Кн. Еноха, где причиной
падения явилось нарушение воли Творца духовными существами
ангелами, которые воспротивились Его воле. В новое время
одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит Шеллингу,
идеи которого были развиты Бердяевым.
"Проблема теодицеи, писал Бердяев,
разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания
свободы не может быть понят иррациональный факт существования
зла в Божием мире". В той или иной форме эту мысль
разделяет большинство христианских богословов. Но при этом
необходимо постоянно помнить, что Слово Божье не дает нам
рационально обоснованной теодицеи, сохраняя в полной мере
значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу
неведомому.