> Часослов в принципе, как известно,
книга монашеская, предназначенная для келейной личной молитвы
и молитвы монастырской общины или иноческого братства.
Она этим, по сути, и отличается от Служебника
и Требника. Она не рассчитана на священников,
и поэтому до сих пор очень подходит не только
для монахов, но и для наиболее ревностных мирян, привыкших
к целостной и осмысленной ежедневной (обычно домашней)
молитве и не довольствующихся лишь очень односторонним
и поздним чинопоследованием утренних и вечерних молитв,
точнее, молитв для отходящих ко сну и от сна
восстающих, которые никак не связаны с церковным и космическим
ритмами жизни.
> Поскольку служб суточного круга
много, их со временем стали объединять между собой в некие
«конгломераты»: уже в древности объединяли Третий и Шестой
часы, три части Повечерия и две части Полуночницы.
В последние же века, в первую очередь на приходах,
эти «конгломераты» разрослись и стали объединять Вечерню,
Утреню и Первый час или Великим постом
Часы, Изобразительные и Вечерню и т. д. Это не могло
не повредить смыслу каждого богослужения. Утрате этого
смысла способствовала также и традиция подменять тропарями
и кондаками минейных праздников природные тропари и кондаки
Часов, Повечерия и т. д. Всё это вместе на приходах
нередко приводило и приводит к радикальному сокращению
уже никому не понятных служб Часослова: песненные части
не поют, а читают, а многочисленные псалмы или сокращают,
или вовсе опускают. Это и понятно: если утрачиваются в том
или ином богослужении их главные смыслообразующие
элементы, то теряет смысл и всё остальное, в том числе
чтение подобранных точно в соответствии с этим смыслом
псалмов. <....>
> Мы убеждены, что для восстановления
православной богослужебной традиции в полноте её духа
и смысла, в частности для восстановления смысла
и значения всех служб Часослова, богослужения лучше совершать
не «конгломератом», а по отдельности, в своё
время, и только с теми целями, ради которых эти чинопоследования
были созданы. Это может касаться не только Вечерни и Утрени,
но и Часов, Изобразительных и даже Повечерия
и Полуночницы, которые сами по себе имеют сложный
состав, тоже в принципе позволяющий воспринимать и использовать
их составные функциональные части порознь.
> Уважая все пласты исторического
церковного предания, мы не можем не понимать, что
между этими пластами существует и определённое неравенство
по духовной ценности и значению. При этом совсем
не обязательно, чтобы более древнее всегда было и более
удачным, более ценным. Хотя чаще всего это бывает именно
так, особенно когда более позднее носит характер вторичного.
Всё вторичное производно и может быть лишь подражанием
оригиналу или стилизацией под более древнее. Так, например,
служба Первого часа, возникшая значительно позже остальных служб
часов (это видно даже из текста не случайно
перед службой Третьего часа до сих пор стоит замечание:
«Начало часов»), является по сравнению с ними явно
вторичной и потому менее осмысленной и глубокой. Так что
если уж есть в каких-то случаях необходимость на практике
что-то сократить, то лучше пожертвовать вещами вторичными, а не первичными
в нашей традиции, хотя на деле часто, к сожалению,
происходит обратное.
[ священник
Георгий Кочетков. Из предисловия к книге
7 сборника "Православное богослужение" (М., 2010) ]
*Братья, когда на вашу долю выпадают различные
испытания,
считайте, что это великая радость.
Ведь вы знаете, что испытания, которым
подвергается ваша вера,
вырабатывают у вас стойкость.
А стойкость должна привести к достижению
цели,
к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными
и чтобы не было у вас никаких недостатков.
А если кому-то из вас недостает мудрости,
пусть попросит у Бога,
который всем дает щедро, без попреков
- и ему будет дано.
Но пусть просит с верой и без сомнений.
Ведь тот, кто сомневается, подобен морской
волне,
которую ветер гонит и швыряет из стороны
в сторону.
Пусть такой человек, двоедушный,
нетвердый во всех своих поступках,
не надеется что-то получить от Господа.
Пусть неимущий брат гордится, когда Бог
его возвышает,
а богач гордится, когда Бог его унижает,
потому что богатство его так же мимолетно,
как полевой цветок.
Солнце взошло, опалило зноем - / и увял
стебелек,
цвет опал, / и погибла прелесть цветка.
Так и богач увянет в самый разгар своих
дел.
Счастлив человек, который стойко переносит
испытания,
потому что он, выдержав их, получит венок
жизни,
обещанный Богом тем, кто Его любит.
И пусть никто не говорит, подвергшись
испытанию:
"Это Бог меня искушает".
Бога нельзя искусить злом, и Он никого
не искушает,
но каждый человек искушает себя сам:
его увлекают и манят собственные желания.
А желание, зачав, рождает грех.
Грех же, созрев, производит на свет смерть.
Братья мои любимые, не обманывайте себя!
Всё, что дается во благо, / и всякий
дар совершенный -
свыше, исходят от Отца Светил,
у которого нет ни перемен, ни затмений.
Это Он по Своей воле родил нас словом
истины,
чтобы сделать нас начатком Своего творения.
Так помните, братья мои любимые:
пусть каждый человек торопится слушать,
но медлит с ответом, медлит с гневом.
Гнев человеческий не способствует праведной
жизни, какой хочет Бог.
И поэтому избавьтесь от всякой грязи и
обилия пороков.
С кротостью принимайте Слово, которое
укоренил в вас Бог,
потому что оно может спасти вас.
Будьте исполнителями Слова, а не только
слушателями -
такие люди сами себя вводят себя в заблуждение.
Ведь если кто-то слушает Слово, но не
исполняет его,
он похож на человека, смотрящего на себя
в зеркало:
он рассмотрел себя, но ст`оит ему отойти
от зеркала -
и он уже не помнит своего лица.
Только тот, кто пристально всмотрелся
в совершенный закон, несущий свободу,
и уже не отступился от него,
то есть не забывчивый слушатель, а делатель
дела, -
будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.
Если кто-то считает себя набожным,
но не умеет держать в узде свой язык,
то он обманывает себя и набожность его
не более чем пустой звук.
Вот если ты заботишься о сиротах и вдовах
в беде,
если хранишь себя не запятнанным грязью
мира,
тогда твоя набожность чиста и безупречна
в глазах Бога и Отца.
Смотр`ите, братья, чтобы у вас,
верующих в прославленного Господа нашего
Иисуса Христа,
не было пристрастного отношения к людям.
...
если вы исполняете царственный закон,
данный в Писании:
'Люби ближнего, как самого себя',
то поступаете как должно.
А если вы пристрастны,
значит, вы совершаете грех и Закон уличает
вас
в том, что вы его нарушители.
Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но
в чём-то одном оступился,
виновен в нарушении всего Закона.
Тот, кто сказал 'Не нарушай супружескую
верность!',
сказал также 'Не убивай!'
Значит, даже если ты не нарушаешь верность,
но убиваешь,
то ты всё равно стал нарушителем Закона.
Поэтому говорите и действуйте как люди,
которых будут судить по закону, несущему
свободу,
потому что суд немилосерден к тем, кто
сам не проявляет милосердия.
А милосердию суд не страшен!* (Иак.1:2-2:1,8-13/*/)
* * *
*Когда Иисус отправлялся в путь, к Нему подбежал
человек и,
упав перед Ним на колени, спросил:
- Добрый Учитель, что мне делать,
чтобы получить вечную жизнь?
- Почему ты называешь Меня добрым? - сказал Иисус. -
Один Бог добр. Ты знаешь Его заповеди: не убивай,
не нарушай супружескую верность, не кради,
не давай ложных показаний, не обманывай, почитай отца и мать.
- Учитель, я с юных лет соблюдаю всё это, -
ответил тот Иисусу.
Иисус взглянул на него, и он сразу Ему полюбился.
Иисус сказал:
- Одного тебе не хватает. Иди, продай всё, что есть у тебя,
и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе.
А потом приходи и следуй за Мной.
Но тот помрачнел от этих слов и ушел печальный:
он был очень богат.
Иисус, оглядевшись вокруг, сказал ученикам:
- Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!
Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил:
- Дети мои, как трудно войти в Царство Бога!
Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
чем в Царство Бога войти богачу. (Мк.10:17-27/**/)
*********************************************
/*/ содержит апост. чтения
четверга, и частично - среды и пятницы.