13
После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу
и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги
в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе.
Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его".
14
Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет.
(15) Там он оставался до смерти
Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал
Господь устами пророка:
"Из Египта
призвал Я Сына Моего".
16
Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел в ярость.
Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех
мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных в то время,
о котором он узнал от звездочетов. (17) И так
исполнилось сказанное устами пророка Иеремии:
18"Слышен в Раме вопль,
рыдания и стоны.
Это Рахиль оплакивает своих детей
и не хочет утешиться,
потому что их больше нет".
19
После смерти Ирода Иосифу в Египте является во сне ангел Господень
(20) и говорит: "Встань,
возьми ребенка с матерью и возвращайся в израильскую
землю. Тех, кто хотел погубить ребенка, уже нет в живых".
(21) Иосиф встал, взял ребенка с матерью
и отправился в израильскую землю. (22) Но когда
он узнал, что в Иудее правит вместо царя Ирода его сын Архелай,
он побоялся идти туда. Получив во сне повеление, он отправился
в Галилейскую область (23) и,
придя туда, поселился в городе под названием Назарет. Так исполнилось то, что сказал Господь устами
пророков что Его назовут Назореем.
> Однажды на моей проповеди во время большой
рождественской службы присутствовал знаменитый историк. Он был
известен своим скептическим отношением к христианству,
но семья убедила его посетить службу. Когда она закончилась,
ученый подошел ко мне, широко улыбаясь. «Наконец-то я понял,
за что люди любят Рождество», сказал он. «Действительно?
Расскажите мне», попросил я и услышал такой
ответ: «Ребенок никого не испугает, так что это всего-навсего
радостное событие, которое ничего не означает!» Я был
ошеломлен. Основой рождественской истории у Матфея является
как раз то, что ребенок Иисус показался одному из властителей
настолько опасным, что тот приказал убить всех младенцев
в целом городе, чтобы избавиться от него. Другой евангелист,
Лука, повествует о ребенке, которому предстоит стать царем
мира. Последователи Иисуса вскоре подвергнутся преследованиям
как люди, опасные для установленного в империи
порядка. С самого рождения Иисус представлял опасность
для тех, чьи политические игры Он в будущем мог расстроить,
и тень Креста уже тогда лежала на Нём. Ангелы
предупредили Иосифа, который едва успел скрыться из Вифлеема
с Марией и маленьким Иисусом. Ирод Великий был способен
убить любого человека (даже любимую жену), если на нее
падало подозрение в заговоре против него. Умирая, Ирод
приказал зарезать самых знатных жителей Иерихона, чтобы горожане
рыдали на его похоронах. Этот Ирод и глазом не моргнул,
отдав приказ об убийстве множества младенцев только потому,
что один из них мог стать претендентом на его
престол. Его паранойя росла пропорционально росту его власти,
как и у всех диктаторов, во все времена.
> Иисус Мессия, который родился во время
горя, противоречий, жестокости и страха. Прогоните все мысли
о мирных рождественских картинах. Прежде чем Принц Мира
научился ходить и говорить, он был бездомным изгнанником,
преследуемым властью. Но и в этой главе, и в некоторых
других Матфей утверждает, что здесь всё не так просто.
Действительно, многие христиане спрашивали, неужели фарисеи
проделали длинный путь из Иерусалима в Галилею лишь
для того, чтобы возмутиться мелким нарушением банального
правила. Но задающие такой вопрос не учитывают того,
что Иисус возглавлял движение, которое уже давно воспринималось
фарисеями как большая опасность для их авторитета.
Иисус говорил и делал всё по-новому, и люди толпами
приходили к Нему. Для многих из них было важно
найти подтверждение, что Иисус возвещает истину, а не хочет
разрушить их традиционную веру. Рассказанная в этом
отрывке история станет более понятной, если мы учтем будущее
одного знаменитого фарисея из Тарса. После смерти Иисуса
Савл направится из Иерусалима в Дамаск (который
находится в два раза дальше, чем Назарет), чтобы преследовать
там первых христиан. По дороге он встретит воскресшего
Иисуса, и это изменит его жизнь и сердце изнутри,
превратив в апостола Павла.
> А здесь Иисус не отвечает прямо на обвинения
фарисеев, хотя Он начинает контратаку, подрывающую их силу.
Иисус говорит: ваши традиции плохо влияют на людей и отменяют
нечто более важное, чем обычаи, само Священное
Писание. И Он приводит конкретный пример, доказывающий
это. В одной из Десяти заповедей говорится о необходимости
почитать своих родителей (по крайней мере, заботиться
о них в старости). Но, согласно традиции, если человек
приносил в дар Храму ту сумму денег, которую он мог бы
потратить на родителей, то его обязательства по отношению
к старикам отменялись. Такие дары считались проявлением
великого благочестия, но очевидно, они просто приносили
храму хорошую прибыль. Это подрывало суть Закона.
> С этого примера начинается основная атака Иисуса
на фарисеев. Он называет их «лицемерами», что буквально
означает человека, который надевает на лицо маску, чтобы
сыграть какую-то роль. Такой маской и являются слова фарисеев
о благочестии, так как в их сердцах на самом
деле нет желания исполнить волю Божью. Они придали
простым человеческим обычаям статус божественных заповедей.
> Вот почему всем христианским церквам (и в особенности
их лидерам) нужно регулярно спрашивать себя, действительно ли
они учат людей тому, что исходит из Священного Писания,
или же всего лишь требуют исполнения сложившихся обычаев?
Дело не в том, что все традиции «устарели» и нуждаются
в замене современными нововведениями. Иисус ничего подобного
не говорил. Наоборот, Его критика фарисеев состояла
в том, что установленные ими более поздние правила расшатывали,
подрывали изначальное Слово Божье, лежащее в основе мироздания.
Поэтому серьезное изучение Священного Писания остается важнейшей
задачей церкви и христианских лидеров. Если мы не будем
постоянно освежать свой ум чтением Священного Писания и ставить
перед собой соответствующие задачи, мы не сможем отличить
хорошую традицию от ханжеских правил. И что особенно
важно, не сможем отличить настоящую, постоянно обновляющуюся
жизнь от мертвого существования.
[ Н.Т. Райт.
Из книги "МАТФЕЙ.
ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий" ]
*Вот, наступают дни, говорит Господь,
когда заключу Я с домом Израиля,
с домом Иуды Новый Договор,
не похожий на тот договор,
что Я заключил с их отцами
в день, когда, взяв их за руку,
вывел их из Египта.
Потому что они неверны оказались договору со Мною,
и Я от них отвернулся, говорит Господь.
Вот Договор, что заключу Я с домом Израиля
после тех дней, заявляет Господь:
Я вложу законы Мои прямо им в голову,
начертаю их на сердцах.
И Я буду Богом им,
а они Мне народом.
И не будут отныне учить ни соседа, ни брата,
не скажет никто: "Знай Господа!"
потому что все до единого будут знать Меня,
начиная от самого малого
и кончая самым великим,
потому что Я милостив буду к их прегрешениям
и грехов не припомню им больше.* (Евр.8:8-12; Иер.31:31-34/*/)