вып. #3044 *Откуда пришел Иоанн Креститель?* 17-18/I/14 (пт,сб)
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
17-Jan-2014 23:19
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 5 января 2014
г. ст.ст., суббота пред Богоявлением, навечерие
Богоявления (Крещенский сочельник).
литургические чтения:
(субботы перед Богоявлением:) 1Тим.3:14-4:5;
Мф.3:1-11.
{Память пророка Михея (IX в. до Р.Х.).} .
к
апостольскому чтению субботы перед Богоявлением:
+ + + разделявшая нас с Богом стена разрушена! www.messia.ru/rasylka/007/1735.htm
(+ссылки!)
> Откуда пришел Иоанн? В какой среде был воспитан?
Что подвигнуло его стать проповедником? Прямых ответов
на эти вопросы источники дают немного. Св. Лука называет
его сыном иерусалимского священника Захарии и говорит,
что от рождения он был отмечен печатью Духа. Но это предание,
сохраненное, вероятно, учениками Крестителя, не объясняет,
почему, нарушив обычай, он не стал преемником отца в Храме.
> О юности Иоанна не сохранилось почти никаких
сведений. Евангелист лишь пишет, что с самых ранних лет
он соблюдал назорейские обеты и «был в пустынях
до дня явления его перед Израилем». {Лк
1,80. ...} Как он там оказался? Трудно поверить,
чтобы престарелый священник бросил служение и дом, чтобы
скитаться с младенцем по безлюдным местам. К тому
же, скорее всего, престарелые родители Иоанна умерли вскоре
после его рождения.
> Апокрифическое Евангелие Иакова пытается рассеять
туман, окружающий детство пророка, вводя в его биографию
рассказ об избиении младенцев. Ирод Великий якобы хотел
умертвить не только Иисуса, но и Иоанна. Тогда мать
убежала с ним в пустыню, где расступившаяся гора скрыла
их. Сам же Захария был убит воинами царя.{}
Эта легенда неправдоподобна хотя бы уже потому,
что родители Предтечи жили не в Вифлееме.{}
> Таким образом, если годы Христа в Назарете окутаны
тайной, то с еще большим правом это можно сказать
о жизни Его Предтечи до выхода на проповедь.
> Однако теперь, после открытий у Мертвого моря,
появилась возможность в какой-то мере заполнить пробел
в евангельском повествовании.
> Прежде всего было замечено сходство молитвы Захарии,
приведенной у Луки, с кумранским «Гимном неофита».
Из этого заключили, что семья Иоанна могла иметь связи
с ессеями. По словам Флавия, сектанты «принимали чужих
детей, еще восприимчивых к обучению, и относились
к ним как к родным, и прививали им свои нравы».{}
Осиротевший мальчик, сын Захарии, был особенно подходящим
кандидатом в воспитанники, поскольку принадлежал к «потомкам
Аарона». В ордене, управлявшемся духовенством, высоко ставили
священническое происхождение.
> Когда Иоанн родился (ок. 7 года до н. э.),
Кумранский монастырь стоял заброшенный после землетрясения,
но вскоре его отстроили и вновь заселили. Этот духовный
центр ессеев иногда называли аравой, пустыней. Вполне
возможно, что именно на него и другие поселки у Мертвого
моря и намекает евангелист Лука. Многие черты в образе
жизни и в проповеди Иоанна косвенно подтверждают гипотезу
о том, что его отрочество и молодость протекли
среди «сынов света». Как и они, Креститель хранил безбрачие,
ждал скорого Суда Божия, был противником фарисеев и саддукеев.
Из слов пророка видно, что он часто размышлял над Книгой
Исайи, а она была особенно любима кумранцами. Такие выражения,
как «свидетельствующий о Свете» или «идущий по правому
пути», относимые Новым Заветом к Предтече, тоже сближают
его с общиной пустыни. Даже акриды, сушеная саранча, которой
питался Иоанн, упомянута в ессейских текстах. Немаловажно,
что место проповеди пророка находилось всего в двух часах
ходьбы от Кумрана.{}
> Но, с другой стороны, никак нельзя утверждать,
что Иоанн был правоверным ессеем и всецело следовал их учению.
Если он действительно жил в Кумране и был членом ордена,
то к моменту своей проповеди он, скорее всего, отошел от воспитавших
его людей. «Сыны света» заявляли, что на них исполняется
пророчество о «гласе вопиющего», но Креститель отнес
его к себе с неизмеримо большим правом.{}
В отличие от монахов, которые заперлись в своих
уединенных обителях, он знал, что «послан всему народу
Израилеву».
[ свящ.
Александр Мень. Из кн. НА ПОРОГЕ
НОВОГО ЗАВЕТА.
От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя
(Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", том
6)
(из
главы 33 "Предтеча") ]
*Да, бесспорно,
велика тайна истинного богопочитания:
Тот, кого Бог явил в человеческом теле,
кого Дух оправдал,
кого видели ангелы,
о ком возвестили народам,
в кого поверили в мире
и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16)
* * *
*В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель.
Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!"
Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
"Голос глашатая в пустыне:
Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тропы".
Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
и подпоясывался кожаным поясом,
а пищей ему была саранча и дикий мед.
К нему приходили все жители Иерусалима,
а также всей Иудеи и окрестностей Иордана.
Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.
Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи,
он сказал им:
- Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль,
что вы избежите грядущего возмездия?
Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!
Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец - Авраам!"
Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
дерево, которое не приносит хороших плодов,
срубают и бросают в огонь.
Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу,
но Тот, кто идет за мной, сильнее меня,
я недостоин даже сандалии Его нести.
Он омоет вас Духом Божьим и огнем.
У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току:
пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.* (Мф.3:1-12)