> Вот откровение Евангелия: жизнь
Христа есть Сама Божественная Жизнь, <жизнь Самого Бога>,
но ею живет, ее имеет как Свою личную жизнь Человек
Иисус. И если Божественная Жизнь, источник и содержание
всякой жизни, делает Его всечеловеком, то, данная Человеку Иисусу,
она каждой человеческой личности сохраняет всю ее свободу,
позволяет свободно принять или отвергнуть всечеловечество Христово.
Христос принимает наше человечество, вся Его личная Жизнь есть жизнь
для нас, но мы остаемся свободны отказаться от Его жизни,
даже если это означает для нас опустошение, распад
и смерть.
* * *
> Это значит, что принятие Христа, соединение с Ним
могут быть следствием только нашего свободного выбора. Этот выбор,
то есть последнее согласие признать в Иисусе Того, Кем Он Сам
Себя провозглашает, увидеть Божественную истину Его жизни и в Ней
познать свою жизнь, Евангелие называет верой. Вера вот
настоящая тайна личности и ее духовной свободы. Это не просто
принятие или осознание той основоположной зависимости нашей жизни
от Бога и мира, о которой мы говорили выше, не капитуляция
перед объективным и неизбежным, но, прежде всего и превыше
всего, духовное преодоление этой зависимости как только зависимости.
Если бы вера была просто "капитуляция", то свобода личности, на которую
мы указывали как на "образ Божий" в человеке, была
бы псевдосвободой, происходила бы лишь от незнания человеком
своего рабства. Но в том чудо веры, что ею постигает и принимает
человек не объективность и неизбежность, а истину
зависимости, и тем самым она немедленно перестает быть зависимостью.
Вера есть зрение человеческим духом самой Истины и свободное
ее приятие. Она освобождает меня от рабства потому, что ею я узнал
истину о самом себе, о Боге и о мире
узнал как истину, а не как зависимость, произвол и ограничение.
"Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32).
> "Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать,
всё возможно верующему" (Мк 9:23) "И не совершил
там многих чудес по неверию их" (Мф 13:58). В этих двух стихах
раскрывается вся сила веры: само "объективное" спасение мира. Истину
Христа она как бы ставит в зависимость от духовной
свободы человека. Только я сам, только мой человеческий
дух может Спасителя мира и всех людей сделать моим Спасителем.
А спасти не значит ли это восстановить и сохранить
ту полную и свободную личность, какой создан человек?
И нет спасения, а есть порабощение и искажение там,
где хоть сколько-нибудь умален человек и свобода его личного
духа. Поэтому только вера есть такое взаимоотношение человека с Богом,
духа с Духом, в котором их связывает не зависимость
одного от другого, не еще один "закон необходимости", но Истина:
ее свободно познает, принимает и делает своею свободный человеческий
дух.
> Только верою узнаём и принимаем мы в Человеке
Иисусе Божественную Жизнь, верою встречаем в Нём совершенного
Человека, свой образ но в нас умаленный и искаженный,
свою жизнь но нами растленную и отданную
в рабство. И вот, любим Его и в любви жаждем
соединения. Поверив в Него, полюбив Его, мы не нуждаемся
уже больше в рассуждениях о старой и новой жизни.
В этом Свете, перед лицом этого Человека, этой Жизни, мы истинно
и непреложно узнаем, что наша жизнь ветхая, злая,
ущербленная, греховная. И уже не о свободе просим
мы, а о прощении, помиловании, о даре жизни. Так
совершается общение человека: всем своим духом, сознанием и свободой
он хочет примирения и воссоединения с Тем, Кого оскорбил
и Чей дар растлил. Вера во Христа приводит нас к желанию
новой жизни.
[ протопр.
Александр Шмеман.
из ст. "О Церкви"
(ч. VI) ]
# Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на
вопросы... #