>
- Учитель, скажи моему брату, пусть разделит со мной
>
наследство!
> 14
- Послушай, - ответил ему Иисус, - кто поставил Меня судить
> 15
вас или разбирать ваши тяжбы? ∙ - А потом
Он обратился ко всем:
>
- Смотрите, берегитесь всякой корысти, потому что жизнь человека
>
не зависит от того, очень ли много у него всякого добра.
> 16
Иисус рассказал им притчу:
> 17
- У одного богача очень хорошо уродили поля. ∙
«Что мне
> 18
делать? - думал он - Мне некуда убрать урожай». ∙
И тогда
>
он сказал: «Вот что я сделаю: снесу-ка амбары и выстрою бОльшие,
> 19
свезу туда всё зерно и всё остальное добро мое ∙
и скажу себе:
>
"Теперь у тебя много добра, хватит на долгие годы. Отдыхай, ешь,
> 20
пей и наслаждайся жизнью!"» ∙ Но Бог
ему сказал: «Глупый человек!
>
Сегодня же ночью придут по твою душу. Кому достанется всё то,
> 21
что ты скопил?» ∙ И так случится со всяким,
кто копит богатства
>
для себя, а не богатеет для Бога.
(Перевод
В. Н. Кузнецовой)
> Обращаясь к человеку, который задумал свое богатство хранить,
словно оно неотъемлемо от него, Христос говорит: "Безумный,
в эту ночь твою жизнь потребуют от тебя обратно – и что
тогда?.." За плечами каждого из нас стоит смерть, и об этом
напоминает нам Евангелие на каждом шагу. Но напоминает
нам не для того, чтобы испугать смертью, а чтобы придать
жизни новую, иначе совершенно недосягаемую глубину. Мы живем
поверхностно, мы живем бесконечным количеством вещей, которые
слишком мелки даже для нашего человеческого сердца, даже для человеческого
ума. Сколько у человека за один день его жизни проходит
мыслей пустых, бесцельных, бесплодных; сколько чувств чередуется друг
за другом в душе, не оставляя никакого глубокого следа,
просто так, проходят напрасно, как тучи по летнему небу.
Это всё слишком мелко для человека, то есть для каждого
из нас, и Господь нам постоянно напоминает и в Своем
Евангелии, и жизнью, что смерть так удивительно близка,
и только она может поставить вещи на место.
> Мне вспоминается время, когда умирала моя мать; мы оба
знали об этой смерти, она на нас шла, она жила с нами
три года, и за эти три года стало ясно: именно потому,
что смерть близка, жизнь так драгоценна. Не в том смысле,
что надо за нее бороться, чтобы не умереть, а в том
смысле, что всё ее содержание может стать таким глубоким, каким
только смерть может его сделать. Каждое сказанное слово может
быть последним словом, – неужели оно будет словом пустым, ничтожным
или, еще хуже, – раздраженным, горьким, злым, разрушающим словом?
Каждый поступок может быть последним – неужели каждый поступок не может
стать как бы выражением, осуществлением самого глубокого, самого
дивного, что есть в отношениях между людьми? Мы это
забываем, потому что нам кажется, что впереди еще столько
времени, чтобы исправить ошибки, чтобы излечить душевные раны, чтобы
утешить человека. А может оказаться поздно, один или другой
могут умереть...
> Тогда тоже поздно не бывает, тогда можно обратиться к Богу,
Который наш примиритель; но для некоторых вещей – да,
поздно. Поздно утешить, поздно приласкать, поздно обрадовать, поздно
дать на земле последнее счастье человеку... В этом смысле
смерть – нам напоминание о том, что жизнь, которую
мы делаем такой мелкой, может быть такой глубокой. Смерть нам поставлена
перед глазами – Евангелием, Христом, жизнью самой – не для того,
чтобы нас устрашать, а только чтобы мы жили глубоко,
жили в меру всего глубокого, чуткого человеческого сердца, большого,
понятливого человеческого ума.
> Не будем поэтому собирать в сокровищнице сердца,
ума, в сокровищнице жизни ничего такого, что слишком мелко и от чего
мы мельчаем; а поставим себе вопрос при каждой
встрече, во всех наших человеческих обстоятельствах, по отношению
к каждому человеку и ко всему в жизни: "Как бы
я поступил, если бы это было его последнее мгновение
или последнее мое мгновение? Какое слово я бы сказал,
какое действие совершил, кем я был бы по отношению
к нему, к ней, к ним?" И если только мы это
осознаем, – Боже, как глубока и значительна будет
жизнь, как каждый человек станет значителен и сколько будет поступков
в нашей жизни, достойных нашей человеческой жизни, нашего
человеческого величия и величия Бога нашего!