> Первое упоминание о святом Павле в Деяниях апостолов относится
к трагическому моменту столкновения молодой иерусалимской общины с религиозными властями иудеев «старейшинами и книжниками».
> Вот по доносу схвачен один из возглавителей христианской
общины Стефан, которого Предание Церкви назовет первым мучеником за имя Христово. Его судят в Синедрионе, т.е. верховном судилище, и приговаривают
к смерти. Согласно обычаю, осужденного выводят за город
и побивают камнями. Именно в этот момент казни и появляется будущий
апостол Павел. По рассказу Деяний, убийцы положили свои одежды
у ног юноши, именем Савла (Деян.7:58).
> Кто этот юноша? В позднейших своих писаниях он сам ответит на этот вопрос: еврей, родившийся не в Палестине, а в рассеянии, в греческом
городе Тарсе, что на южном побережье Малой Азии.
> С юных лет Савл ревнитель иудейской религии со всеми
ее обычаями, и эта религиозная ревность приводит его в Иерусалим,
где он обучается у одного из виднейших законоучителей по имени Гамалиил.
Тут же, в Иерусалиме, сталкивается он с христианами, в ком видит
разрушителей богоустановленного закона, и потому оказывается в числе
гонителей этой богохульной и отступнической, на его взгляд, «секты».
> Таким и появляется он перед нами впервые фанатическим гонителем
и свидетелем первой крови христиан. В те дни, сказано далее
в книге Деяний, произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме,
и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии...
А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин,
отдавал в темницу (Деян.8:1,3). Таким образом, молодой Савл (впоследствии
Павел) действует как религиозный фанатик, в ком абсолютная верность
своему идеалу оборачивается, как и в каждом фанатике, ненавистью и жестокостью ко всем его действительным и мнимым врагам. И вот,
не удовлетворяясь борьбой с христианами в Иерусалиме, он решает перенести ее за пределы Палестины. И тут происходит событие,
которое всё в нём изменило и с которого началась абсолютно новая для него жизнь. Но послушаем снова книгу Деяний.
> Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа,
пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин
и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался
к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал
голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?"
Он сказал: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна".
Он в трепете и ужасе сказал: "Господи! что повелишь мне делать?" И Господь сказал ему: "Встань и иди в город;
и сказано будет тебе, что тебе надобно делать". Люди же,
шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку и привели в Дамаск. И три дня он
не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик,
именем Анания; и Господь в видении сказал ему: "Анания!"
Он сказал: "Я, Господи". Господь же сказал ему: "Встань
и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином
доме Тарсянина по имени Савла; он теперь молится, и видел
в видении мужа именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего
на него руку, чтобы он прозрел". Анания отвечал: "Господи!
я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым
Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть
вязать всех, призывающих имя Твое". Но Господь сказал ему:
"Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое
перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему,
сколько он должен пострадать за имя Мое". Анания пошел и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: "Брат Савл!
Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал
меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа". И тотчас
как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав,
крестился и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками
в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе,
что Он есть Сын Божий (Деян. 9:1–19).
> Павлово обращение на пути в Дамаск стало предметом множества
толкований, о нём написаны тысячи книг. Едва ли, однако, поддается
научному истолкованию и объяснению то, что совершается на последней
глубине человеческого «я». Тут область предельно личного, границу
которой наука, имеющая дело только с внешними явлениями, переступать
не может, да и не должна. Для нас в этом обращении важно
то, как пережил его, как свидетельствовал о нём позже сам Павел. Главное же здесь и апостол неустанно это подчеркивает было то, что Христос
призвал его Сам, а не через людей, не через споры и доказательства.
То была встреча, и столь очевидная, что она оказалась решающей.
Та вера, во имя которой Павел гнал христиан, а в них Самого Христа,
после этой встречи оказалась направлена с той же силой, с той же цельностью
на Христа. Если мы и не сможем никогда точно узнать, как совершилась
эта встреча, то всё написанное апостолом свидетельствует о такой
личной любви к Христу, что в реальности этой встречи
сомневаться невозможно. Об этом в следующей беседе.
[ протопр.
Александр Шмеман.
оп. в сб. "Беседы
на Радио «Свобода»", т. I ]
# Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#