Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2971 *Гнев Божий. Кривые пути Бога* 14-15/VII/13 (вс-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 14-Jul-2013 9:06

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

* 1 июля 2013 г. ст.ст., воскресенье 3-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.5:1-10; Мф.6:22-33.

 

 

 

Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками! Мы прощены благодаря жертвенной смерти Христа – тем более теперь будем спасены от гнева. Ведь будучи еще врагами, мы примирились с Богом через смерть Его Сына – тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизнь. (Рим.5:8-10)

 

 

 

ГНЕВ БОЖИЙ

> Ветхий Завет кажется откровением о гневе Божием. Народ Божий – избранный, любимый, драгоценный объект Божьего гнева. Образ Бога–Воителя, Бога, наказывающего и гневающегося вызывает смущение у тех, кто читает Ветхий Завет, не освоив глубоко Нового Завета. Таким людям кажется, что гнев несовместим с любовью: следовательно, любящий Иисус не может быть Сыном гневающегося Ягве. В истории были люди, которые даже делали еретический выбор, заявляя, что Бог Ветхого Завета – не подлинный Бог, но при этом сохраняли веру в Христа. Конечно, такая вера уплывала сквозь пальцы – ведь Сам Иисус исповедовал себя Сыном именно того Бога, о котором говорили Моисей и Пророки.

> На самом деле, гнев прекрасно совместим с любовью; это знает каждый любящий и каждый, кто внимательно читал Новый Завет. В Евангелии Иисус не раз гневается. Апостол Павел даже дает заповедь: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф 4:26). Как понять сердцем такое единство Ветхого и Нового Заветов? Как можно гневаться, не согрешая?

> Совет апостола Павла легко облечь в форму главной заповеди: «Гневайся на ближнего своего, как на самого себя». У каждого есть опыт любви к себе, но у каждого есть и опыт гнева на себя. Этот гнев – поистине Божий, он мягок, милосерден, щадящ. Как и гнев Бога Ветхого Завета, наш гнев на себя никогда не доходит до черты, где начинается издевательство и унижение. С собой мы знаем ту меру, которой не ведаем в отношениях с людьми, ту меру, которую до верху – но не более! – насыпал Израилю Бог Иаковлев. Более того, наш гнев на себя неслиянно слит с любовью к себе. Научиться любить ближнего как себя – тут заканчивается наше и начинается Божие, начинается Евангелие.

> «Благая весть» в самом первом варианте – это призыв Иоанна Предтечи покаяться и приготовить путь Богу. Не слишком понятно. Что в благовестии благого, и что, собственно, менять? «В пустыне приготовьте путь Господу» – разве это ответ?

> Это не ответ, это подсказка. Путь Богу приходится готовить там, где Бог никогда и не ходил. В истории мировых религий боги ходили по коврам, по специальным – двойной высоты – ступеням, ступали по тщательно выметенным церемониальным плитам. У Бога Ветхого Завета тоже был хорошо протоптанный путь – через катастрофы, через гнев, через поучения. Люди, худо-бедно, прошли с Ним – вернее, за Ним – этот путь. Это было необходимо для приготовления ко Спасению. Но настает время Спасения — и прежний путь оказывается устаревшим. Человек призывается изменить путь, потому изменяет путь Бог. Бог начинает ступать там, где раньше не ступал никто – и зовет за Собой человека. Можно сказать, что Бог кается – разумеется, Его покаяние отлично от человеческого, потому, что и прежний путь Бога был путем к спасению, и новый путь – путь Спасения. Но всё-таки это новый путь, и новизну эту нужно осознать, чтобы от Ветхого Завета перейти к Новому, от религии Земли Обетованной перейти к религии пустыни.

> Новый путь Бога – путь бесконечного самоотречения. Прежде всего, Бог снимает с человека исполнение самой важной заповеди, самой первой – любви к Богу. Перед Своим арестом, на Тайной Вечере Иисус ведь дает «новую заповедь», новизна которой бесконечна и всю жизнь будет открываться живому уверовавшему сердцу. Не «любить Бога» и «любить ближнего», не «любить ближнего как себя» в последние мгновения земной субботней (поскольку до Воскресения) свободы заповедует Иисус – но «любить ближнего, как Бог любит вас». Сам Бог разрешает нам и даже приказывает: не пыжьтесь, не усиливайтесь любить Меня. Просто любите ближнего, как Я люблю вас – таков новый путь любви, на котором обретается спасение. Расслабьтесь, откройтесь Моей любви – и не заботьтесь о том, что вам нечем ответить, просто Мою любовь передайте далее, ближнему, дальнему – и так до концов земли, и во веки веков.

свящ. Яков Кротов.
 из ВЕДЕНИЯ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ" / АРЬ БОГ" ]

 

 

* * *

 

"Бог не знает гнева" – писал когда-то Н. Бердяев. И в связи с этим вот еще что добавлю к этому выпуску.

 

 

> <...> Даже те из нас, кто вырос вне Церкви, вне культа, через культуру впитал дух и образ этого Откровения, его высочайшие нравственные нормы, еще до обращение к Богу знает, что Он милосерден и истинен. Но, странным образом, именно то, что дано Богом в Откровении, побуждает нас предъявлять Откровению – и, следовательно, Богу – претензии.

> Что будет с тем, кто не исправился, кто не выпрямился? Они пострадают, а может быть и вообще погибнут при встрече с Богом Откровения, как погибнет шатающийся по мостовой пьяный под колеса<ми> стрелой мчащегося автомобиля. Выходит, откровение – нечто вроде прокрустова ложа из античной мифологии, и чем откровение полнее – а в Новом Завете оно, безусловно, дает более полный и более привлекательный образ Бога – тем оно более жестоко по отношению к противящимся ему? Жестокость ветхозаветных воителей в этом смысле куда простодушнее и простительнее, ибо это жестокость жестоких – самой же ужасной оказывается жестокость кроткого Иисуса. С Иисусом Навином еще можно было договориться о перемирии, с Иисусом Христом зло помириться не сможет ни на секунду, даже если бы захотело.

> Нужно очень пристально вглядеться в Откровение и себя, чтобы свыкнуться с тем, что прямизна – Божья, а кривизна – наша, и "вместе им не сойтись". Именно свыкнуться, не понять, ибо понять грех невозможно, особенно свой. Свыкнуться, чтобы от осмысления перейти к исправлению, переведя проблему из теории в практику. Свыкнуться с тем, что Бог есть Бог, а человек есть человек, и единственная возможность человеку быть прямым – приготовить в себе дорогу Богу.

> Когда же мы свыкаемся с этим и научаемся покаянию – а часто и до наступления такой замечательной поры, иногда же и раньше первого искушения – приходит вторая, прямо противоположная первой претензия к Откровению. От нас требуется прямизна – но прямо ли само Откровение? Весь Ветхий Завет, начиная со сказания о потопе, есть Откровение о Боге карающем, убивающем, постоянно спасающем, но спасающем постоянно лишь меньшинство. Бог дает обетованную землю не на блюдечке с голубой каемочкой, а на поле сражений, где гниют трупы и коричневеет кровь человеческая. Бог через пророка Самуила приказывает Саулу истребить племя, мешавшее иудеям войти в Ханаан, и сам пророк отрубает голову вражескому царю, которого пощадил Саул. Бог более жесток, чем Саул? Самуил ошибся в понимании воли Божией? Ведь именно в рассказе об этой "священной войне" впервые звучат замечательные духовные слова о том, что послушание воле Божией выше жертвы Ему – только воля-то Божия оказывается не в том, чтобы накормить голодного, а в том, чтобы убить иноплеменника. Такова Его "прямизна"?

> Конечно, Откровение далеко не всегда воспринималось и понималось точно. <....> Но жестокость, бескомпромиссность, кровавость составляют не случайный, человеческий элемент Ветхого Завета, не могут быть списаны лишь на искажение Духа в восприятии людей – ими осуществляются самые главные события в жизни богоизбранного народа. И слабым утешением (и уж никаким оправданием) является то, что сама способность ужаснуться Ветхому Завету дана нам не собственным благородством, а откровением Завета Нового. Ведь Заветы эти – с одним Богом, ведь откровения ветхое и новое (как и личное откровение каждого христианина) – одно, одного Духа Божия, ведь слова о "прямых стезях" есть цитата из Ветхого Завета.

> Да, пути Божии прямы лишь издалека. Когда мы приглядываемся к ним в Библии, поражает их кривизна – аморальность, жестокость. Более того, когда Бог движется в нашей собственной жизни, мы мучаемся и страдаем, и понимаем, что страдания наши – крест, но крест от Бога. Объяснить жестокость Бога Ветхого Завета – значит объяснить жестокость Бога моего. Понять, почему Бог повелевал истреблять амаликитян – значит понять, почему Бог в моей жизни слишком часто проявляется как начало истребляющее, а не творящее, не милосердное, ревнивое, бойцовское.

> Кровавая бойня амаликитян – трагедия. Сказать, что путь Божий был прям и праведен здесь – значит солгать. Бог шел кривыми путями и по сей день часто ходит ими. Откровение жестоко и мрачно не реже, чем милосердно и светло, а в эпоху ветхозаветную оно почти никогда не было милосердным к людям. Мы пьяницы, мы шатаемся, но и автомобиль мчится по улице не прямо, а делая резкие и угрожающие нам повороты, а то и сбивая пешеходов.

> Только опустившись до этого дна, только посмотрев в глаза этой истине, только избавившись от лести откровению, мы понимаем всю глубину и весь смысл призыва: "Прямыми сделайте стези Господу". Господь идет в мир спасти нас, идет по тем путям, которые существуют в мире. Если бы Он хотел нас уничтожить и установить Свои пути, проблем не было бы – но Он идет спасти. Именно ради нас Он вынужден двигаться по кривым дорогам, не дожидаясь, когда Ему приготовят прямой путь. Моё личное покаяние, оказывается, нужно не только для спасения меня – и не столько для моего личного спасения – я выпрямляю дорогу Бога ко всем людям. У Бога нет выбора: Он знает, что амаликитяне так или иначе погибнут, что кровь и жестокость – единственные реалии падшего мира, которые упразднить в силах только сами люди. И Он строит спасение из того кровавого материала, который есть. Он обещает землю, утверждает династию Давида, спасает из плена – и всё это с кровью, с насилием, с жестокостью. Без Бога была бы та же и большая кровь, насилие, жестокость – только для гибели, не для спасения человеков.

> Это не означает, что цель оправдывает средства. Не оправдывает! Но цель – Божья, а средства – человеческие. Бог бессилен. Он имеет только Слово. И оправдывать нужно не Его, а нас <...> Бог же не нуждается в оправдании хотя бы потому, что и гибель в водах потопа, и завоевание земли обетованной, и военные триумфы царей Давидидов, – всё было путем к явлению Самого Бога, к Рождеству Спасителя. Виноват ли Он, что Рождество фактически было самоубийством? Виноват ли Он, что был распят? Виноват ли Он, что принес в мир разделение между истиной и ложью? Нет, нет и нет. Мы виноваты – а Он сделал то, что не сделал ни один человек: умер, хотя мог не умереть. Он стал тем Светом, благодаря которому мы различаем жестокость в Ветхом Завете, благодаря которому предъявляем мы счет Ему Самому, Светом, распространяющимся только всюду, где есть в Нём нужда – а где нет в Нём нужды? И надо войти в состояние непрерывного общения с Богом и смирения перед ним, чтобы распрямить не только свои пути, но и Его, чтобы понять, до какой степени нет у Бога Своих путей в этом мире, до какой степени мы ответственны за Распятие Его и за гибель грешников в потопе и аде, за жестокость и кривизну Откровения. Бог идет по нашим путям, и всякая претензия, обращаемая к Богу, есть претензия к собственной кривизне и к Его милосердию, ступающему по ней, чтобы спасти всех.

свящ. Яков Кротов.
 из размышлений над Евангелием (Мф.3:3 # #) ]

 

 

 

 

см. тж к апостольскому чтению:

 + + + Мартин Лютер:

        Христос был отдан на смерть за наши грехи. Ответим дьяволу...

         www.messia.ru/rasylka/008/2238.htm#0 (+ссылки)

 

 

к еванг. чтению:

 + + + еп. Томас Райт: лучший способ быть счастливым

 +++ прот. Александр Шмеман: будь всегда прост, светел, весел (+ссылки!)

 +++ свящ. Александр Мень: Природа-икона

      www.messia.ru/rasylka/006/1542.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Оправданные за веру, мы теперь в мире с Богом -

 благодаря Господу нашему Иисусу Христу.

 Это Он привел нас путем веры к благодатному единению с Богом,

 в котором мы живем.

 И мы гордимся надеждой на то, что будем участвовать в Славе Божьей.

 Но не только этим.

 Мы гордимся и страданиями, потому что знаем:

 из страданий рождается стойкость, из стойкости - твердость,

 из твердости - надежда.

 А надежда не подведет,

 потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца -

 через Святого Духа, данного нам.

 Потому что, когда мы еще были слабы,

 Христос умер в назначенное Богом время за нас, нечестивых.

 Вряд ли кто умрет даже за праведника

 (хотя, впрочем, за хорошего человека может кто и пойдет на смерть).

 Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам,

 потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками!

 Мы прощены благодаря жертвенной смерти Христа -

 тем более теперь будем спасены от гнева.

 Ведь будучи еще врагами,

 мы примирились с Богом через смерть Его Сына -

 тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизнь.

 Но это не всё!

 Мы гордимся Богом, благодаря нашему Господу Иисусу Христу,

 в котором мы обрели примирение. (Рим.5:1-11 - вкл. чтение воскр.)

             *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2971.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное