Бог показал нам всю силу
Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когда мы были
грешниками! ∙ Мы
прощены благодаря жертвенной смерти Христа тем более теперь
будем спасены от гнева. ∙
Ведь будучи еще врагами, мы примирились
с Богом через смерть Его Сына тем более теперь, уже примиренные,
будем спасены через Его жизнь. (Рим.5:8-10)
> ГНЕВ БОЖИЙ
> Ветхий Завет кажется откровением о гневе Божием. Народ
Божий избранный, любимый, драгоценный объект Божьего гнева.
Образ Бога–Воителя, Бога, наказывающего и гневающегося вызывает смущение
у тех, кто читает Ветхий Завет, не освоив глубоко Нового Завета.
Таким людям кажется, что гнев несовместим с любовью: следовательно,
любящий Иисус не может быть Сыном гневающегося Ягве. В истории
были люди, которые даже делали еретический выбор, заявляя, что Бог
Ветхого Завета не подлинный Бог, но при этом сохраняли
веру в Христа. Конечно, такая вера уплывала сквозь пальцы
ведь Сам Иисус исповедовал себя Сыном именно того Бога, о котором
говорили Моисей и Пророки.
> На самом деле, гнев прекрасно совместим с любовью; это
знает каждый любящий и каждый, кто внимательно читал Новый Завет.
В Евангелии Иисус не раз гневается. Апостол Павел даже дает заповедь:
«Гневаясь, не согрешайте» (Еф 4:26). Как понять
сердцем такое единство Ветхого и Нового Заветов? Как можно гневаться,
не согрешая?
> Совет апостола Павла легко облечь в форму главной заповеди:
«Гневайся на ближнего своего, как на самого себя». У каждого есть
опыт любви к себе, но у каждого есть и опыт гнева на себя. Этот гнев
поистине Божий, он мягок, милосерден, щадящ. Как и гнев Бога Ветхого
Завета, наш гнев на себя никогда не доходит до черты, где начинается
издевательство и унижение. С собой мы знаем ту меру, которой не ведаем
в отношениях с людьми, ту меру, которую до верху
но не более! насыпал Израилю Бог Иаковлев. Более того,
наш гнев на себя неслиянно слит с любовью к себе. Научиться любить
ближнего как себя тут заканчивается наше и начинается
Божие, начинается Евангелие.
> «Благая весть» в самом первом варианте это
призыв Иоанна Предтечи покаяться и приготовить путь Богу. Не
слишком понятно. Что в благовестии благого, и что, собственно, менять?
«В пустыне приготовьте путь Господу» разве это ответ?
> Это не ответ, это подсказка. Путь Богу приходится готовить
там, где Бог никогда и не ходил. В истории мировых религий
боги ходили по коврам, по специальным двойной высоты
ступеням, ступали по тщательно выметенным церемониальным плитам. У
Бога Ветхого Завета тоже был хорошо протоптанный путь
через катастрофы, через гнев, через поучения. Люди, худо-бедно, прошли
с Ним вернее, за Ним этот путь. Это было
необходимо для приготовления ко Спасению. Но настает время Спасения —
и прежний путь оказывается устаревшим. Человек призывается изменить
путь, потому изменяет путь Бог. Бог начинает ступать там, где раньше
не ступал никто и зовет за Собой человека. Можно
сказать, что Бог кается разумеется, Его покаяние отлично
от человеческого, потому, что и прежний путь Бога был путем к
спасению, и новый путь путь Спасения. Но всё-таки
это новый путь, и новизну эту нужно осознать, чтобы от Ветхого
Завета перейти к Новому, от религии Земли Обетованной перейти
к религии пустыни.
> Новый путь Бога путь бесконечного самоотречения.
Прежде всего, Бог снимает с человека исполнение самой важной
заповеди, самой первой любви к Богу. Перед Своим арестом,
на Тайной Вечере Иисус ведь дает «новую заповедь», новизна которой
бесконечна и всю жизнь будет открываться живому уверовавшему сердцу.
Не «любить Бога» и «любить ближнего», не «любить ближнего как себя»
в последние мгновения земной субботней (поскольку до Воскресения)
свободы заповедует Иисус но «любить ближнего, как Бог
любит вас». Сам Бог разрешает нам и даже приказывает: не пыжьтесь,
не усиливайтесь любить Меня. Просто любите ближнего, как Я люблю вас
таков новый путь любви, на котором обретается спасение. Расслабьтесь,
откройтесь Моей любви и не заботьтесь о том, что
вам нечем ответить, просто Мою любовь передайте далее, ближнему, дальнему
и так до концов земли, и во веки веков.
[ свящ.
Яков Кротов.
из "ВВЕДЕНИЯ
В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ" / "ЦАРЬ
БОГ" ]
* * *
"Бог не знает гнева"
писал когда-то Н. Бердяев. И в связи с этим
вот еще что добавлю к этому выпуску.
> <...> Даже те из нас, кто вырос вне Церкви, вне
культа, через культуру впитал дух и образ этого Откровения,
его высочайшие нравственные нормы, еще до обращение к Богу
знает, что Он милосерден и истинен. Но, странным образом, именно
то, что дано Богом в Откровении, побуждает нас предъявлять
Откровению и, следовательно, Богу претензии.
> Что будет с тем, кто не исправился, кто не выпрямился?
Они пострадают, а может быть и вообще погибнут при встрече с
Богом Откровения, как погибнет шатающийся по мостовой пьяный
под колеса<ми> стрелой мчащегося автомобиля. Выходит,
откровение нечто вроде прокрустова ложа из античной
мифологии, и чем откровение полнее а в Новом
Завете оно, безусловно, дает более полный и более привлекательный
образ Бога тем оно более жестоко по отношению к
противящимся ему? Жестокость ветхозаветных воителей в этом смысле
куда простодушнее и простительнее, ибо это жестокость жестоких
самой же ужасной оказывается жестокость кроткого Иисуса. С Иисусом
Навином еще можно было договориться о перемирии, с Иисусом Христом
зло помириться не сможет ни на секунду, даже если бы захотело.
> Нужно очень пристально вглядеться в Откровение и себя,
чтобы свыкнуться с тем, что прямизна Божья,
а кривизна наша, и "вместе им не сойтись".
Именно свыкнуться, не понять, ибо понять грех невозможно,
особенно свой. Свыкнуться, чтобы от осмысления перейти
к исправлению, переведя проблему из теории в практику. Свыкнуться
с тем, что Бог есть Бог, а человек есть человек, и единственная
возможность человеку быть прямым приготовить в себе
дорогу Богу.
> Когда же мы свыкаемся с этим и научаемся покаянию
а часто и до наступления такой замечательной поры, иногда же
и раньше первого искушения приходит вторая, прямо
противоположная первой претензия к Откровению. От нас требуется
прямизна но прямо ли само Откровение? Весь
Ветхий Завет, начиная со сказания о потопе, есть Откровение
о Боге карающем, убивающем, постоянно спасающем, но спасающем
постоянно лишь меньшинство. Бог дает обетованную землю не на
блюдечке с голубой каемочкой, а на поле сражений,
где гниют трупы и коричневеет кровь человеческая. Бог через
пророка Самуила приказывает Саулу истребить племя, мешавшее
иудеям войти в Ханаан, и сам пророк отрубает голову вражескому
царю, которого пощадил Саул. Бог более жесток, чем Саул?
Самуил ошибся в понимании воли Божией? Ведь именно в рассказе
об этой "священной войне" впервые звучат замечательные
духовные слова о том, что послушание воле Божией выше
жертвы Ему только воля-то Божия оказывается не в том,
чтобы накормить голодного, а в том, чтобы убить иноплеменника.
Такова Его "прямизна"?
> Конечно, Откровение далеко не всегда воспринималось и
понималось точно. <....> Но жестокость, бескомпромиссность,
кровавость составляют не случайный, человеческий элемент Ветхого
Завета, не могут быть списаны лишь на искажение Духа в восприятии
людей ими осуществляются самые главные события в
жизни богоизбранного народа. И слабым утешением (и уж никаким
оправданием) является то, что сама способность ужаснуться Ветхому
Завету дана нам не собственным благородством, а откровением
Завета Нового. Ведь Заветы эти с одним Богом, ведь
откровения ветхое и новое (как и личное откровение каждого
христианина) одно, одного Духа Божия, ведь слова
о "прямых стезях" есть цитата из Ветхого Завета.
> Да, пути Божии прямы лишь издалека. Когда мы приглядываемся
к ним в Библии, поражает их кривизна аморальность,
жестокость. Более того, когда Бог движется в нашей собственной
жизни, мы мучаемся и страдаем, и понимаем, что страдания наши
крест, но крест от Бога. Объяснить жестокость Бога Ветхого Завета
значит объяснить жестокость Бога моего. Понять, почему Бог повелевал
истреблять амаликитян значит понять, почему Бог
в моей жизни слишком часто проявляется как начало истребляющее,
а не творящее, не милосердное, ревнивое, бойцовское.
> Кровавая бойня амаликитян трагедия. Сказать,
что путь Божий был прям и праведен здесь значит
солгать. Бог шел кривыми путями и по сей день часто ходит ими.
Откровение жестоко и мрачно не реже, чем милосердно и светло,
а в эпоху ветхозаветную оно почти никогда не было милосердным
к людям. Мы пьяницы, мы шатаемся, но и автомобиль мчится
по улице не прямо, а делая резкие и угрожающие нам повороты,
а то и сбивая пешеходов.
> Только опустившись до этого дна, только посмотрев в глаза
этой истине, только избавившись от лести откровению, мы понимаем
всю глубину и весь смысл призыва: "Прямыми сделайте стези
Господу". Господь идет в мир спасти нас, идет по тем путям,
которые существуют в мире. Если бы Он хотел нас уничтожить и
установить Свои пути, проблем не было бы но Он идет
спасти. Именно ради нас Он вынужден двигаться по кривым
дорогам, не дожидаясь, когда Ему приготовят прямой путь. Моё
личное покаяние, оказывается, нужно не только для спасения меня
и не столько для моего личного спасения я выпрямляю
дорогу Бога ко всем людям. У Бога нет выбора: Он знает,
что амаликитяне так или иначе погибнут, что кровь и жестокость
единственные реалии падшего мира, которые упразднить в силах
только сами люди. И Он строит спасение из того кровавого
материала, который есть. Он обещает землю, утверждает династию
Давида, спасает из плена и всё это с кровью, с насилием,
с жестокостью. Без Бога была бы та же и большая кровь,
насилие, жестокость только для гибели, не для спасения
человеков.
> Это не означает, что цель оправдывает средства. Не оправдывает!
Но цель Божья, а средства человеческие.
Бог бессилен. Он имеет только Слово. И оправдывать нужно не Его,
а нас <...> Бог же не нуждается в оправдании хотя бы потому,
что и гибель в водах потопа, и завоевание земли обетованной,
и военные триумфы царей Давидидов, всё было
путем к явлению Самого Бога, к Рождеству Спасителя. Виноват
ли Он, что Рождество фактически было самоубийством? Виноват
ли Он, что был распят? Виноват ли Он, что принес в мир разделение
между истиной и ложью? Нет, нет и нет. Мы виноваты
а Он сделал то, что не сделал ни один человек: умер, хотя
мог не умереть. Он стал тем Светом, благодаря которому
мы различаем жестокость в Ветхом Завете, благодаря которому
предъявляем мы счет Ему Самому, Светом, распространяющимся только
всюду, где есть в Нём нужда а где нет в Нём нужды?
И надо войти в состояние непрерывного общения с Богом и смирения
перед ним, чтобы распрямить не только свои пути, но и Его,
чтобы понять, до какой степени нет у Бога Своих путей в этом
мире, до какой степени мы ответственны за Распятие Его
и за гибель грешников в потопе и аде, за жестокость и кривизну
Откровения. Бог идет по нашим путям, и всякая претензия, обращаемая
к Богу, есть претензия к собственной кривизне и к Его милосердию,
ступающему по ней, чтобы спасти всех.
[ свящ.
Яков Кротов.
из размышлений над Евангелием (Мф.3:3##) ]
см. тж к апостольскому
чтению:
+ + + Мартин
Лютер:
Христос был отдан на смерть за наши грехи. Ответим дьяволу...