> <.> в предлагаемой статье я хотел бы не столько
"защищать" или "оправдывать" Церковь, сколько попытаться хотя бы намекнуть
на ту перспективу, в которой "проблема Церкви", по моему
разумению, ставится и разрешается самим Евангелием. Может быть,
даже эти отрывочные размышления помогут тем, кто сомневается
и осуждает, по-новому задуматься о Церкви, людям же церковным
углубить свое к ней отношение.
* * *
> "... Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие
Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось
Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк 1:14-15).
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной,
во свидетельство всем народам" (Мф 24:14). Царство Божие
вот основное содержание Евангелия. И мы все помним, что, по учению
Христа, его нужно искать прежде всего, в него нужно войти, его
нужно иметь внутри себя, ради него быть готовым отдать всё, в нём
полагать предел веры, надежды и любви.
> Сущность Царствия Божия раскрывается в Евангелии как
новая жизнь, основанная на любви к Богу и ближнему,
на прощении грехов, милосердии, чистоте, единстве, искании во
всем совершенства: "итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный". Эту новую жизнь открывает и дарует людям Христос:
в Нем мы имеем образ ее и только через веру в Него
и соединение с Ним можем получить ее и исполнить Его
заповеди: "без Меня не можете делать ничего". Сама новая
жизнь начинается и состоит прежде всего в соединении с Ним,
а через Него с Богом и миром, в любви
к Нему и в вере в Него как Сына Божиего, как Царя
мира и Его Спасителя.
> Но наряду с этим "положительным" учением Евангелия
о Царстве Божием и о Христе как образе и содержании
новой жизни, в нём рассказано также и об отвержении Христа
людьми. На Его учение, любовь, чудеса люди отвечают неверием,
злобой, гонением и, наконец, отдают Его на позорную смерть. Борьба
злых сил против Христа, отвержение Его учения о Царстве составляет
вторую тему Евангелия. Зло торжествует в мире, люди больше возлюбили
тьму, нежели свет, и потому и жизнь Самого Христа проходит
в страданиях, и для всех, кто примет Его учение, путь
к Царству не может не быть узким и исполненным
страдания и борьбы.
> И, наконец, третьей темой Евангелия, не отрываемой
от учения о Царствии Божием и об отвержении его миром,
является победа Христова и конечное торжество принесенного Им
Царства. Он принимает смерть: предел злобы и восстания против
Него, но в третий день воскресает. Жизнь, которою Он живет,
являет себя сильнее смерти. Эту новую, вечную и бессмертную
жизнь Он обещает всем верующим в Него. Он вернется во славе
судить живых и мертвых. Царство Божие восторжествует. И Евангелие
завершается обещанием Спасителя пребывать с верующими до этого
торжества и вознесением Его на небо.
> Уже из одного этого беглого "пересказа" Евангелия с очевидностью
явствует, что учение о Царстве Божием открывается нам в некоей
двойной перспективе. С одной стороны, Царствие Божие есть новая
жизнь по заповедям Христовым и в соединении с Ним,
и ею нужно жить сейчас; оно "приблизилось", вошло в наш
мир, уже пребывает "внутри нас". С другой же стороны, не только
из-за восстания против него греха и злобы, но и по
существу, оно провозглашается как Царство не от мира сего,
как Царство "будущего века", и его наступление предполагает конец
мира. Оно приблизилось для спасения мира, новая жизнь, даруемая
Христом, примиряет человека с природой и людьми, обнимает
собой все стороны человеческой жизни, по-новому обращает его
к миру, но приятие его человеком невозможно без отречения,
борьбы, и, в конечном итоге, погубления души "Мене ради и Евангелия".
Оно заставляет полагать цель и надежду в будущем, в возвращении
и конечном воцарении Христа, нашу жизнь выносит за пределы мира.
> Не нужно долго доказывать, что эта двойственность
вместо того, чтобы быть понятой, обычно просто обходится и упрощается
в сознании большинства христиан. Мы давно уже свели всё христианство
к учению не о новой жизни, а о спасении души
в загробном мире. Царство Божие, потому что в Евангелии
оно называется также Царством Небесным, мы "хронологически" противопоставили
этой жизни, этому миру; оно вне его и наступит только тогда,
когда этот мир кончится. Правда, вхождение в Царство Небесное
мы ставим в зависимость от исполнения нами христианских
заповедей в этой жизни. Но при этом мы обычно
забываем, что, по учению Евангелия, само соблюдение заповедей возможно
уже только в "новой жизни", то есть требует приобщения к Царствию
Божиему, обладанию им "внутри нас".
> На деле же евангельское учение о Царствии Божием
только потому и представляется нам "двойственным", что мы заранее
подчинили его тому пониманию религии, в котором всегда настоящая
жизнь противополагается будущей "загробной". Но Евангелие раскрывает
нам совсем другой религиозный подход: в нём сталкиваются и различаются
не только "настоящее" и "будущее", а старая жизнь
греховная, больная, искаженная с новой
истинной и праведной "во Христе". Учение о Царстве
Божием неотрываемо от Христа не в том одном смысле,
что вхождение в него зависит от исполнения Его заповедей,
но, превыше всего, в том, что само Царство Божие в Нём "приблизилось"
и явилось и состоит в соединении с Ним. "Как ветвь
не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе:
так и вы, если не будете во Мне /.../ ибо без Меня
не можете делать ничего" (Ин 15:4-5). Но тогда и видимое
противоречие между учением о Царстве "внутри нас" и Царством
"будущего века" снимается. Только по отношению к миру в его
целом, к миру, всё еще находящемуся под властью греха и смерти,
оно есть Царство будущего века. Но само Царство
потому, что оно жизнь Христа, вечно, не подчинено
времени. Оно явилось в мире и может быть принято человеком
уже теперь, в "настоящем". Оно не "зависит" ни от конца
мира, ни от смерти отдельного человека, но, напротив, конец мира
определяется его явлением, ростом и исполнением в мире.
Оно для того и "приблизилось", открылось теперь, в мире,
чтобы люди могли познать его и в нём конечную
цель самого мира, его спасение.
> Но тогда первым и основным вопросом для каждого
христианина не может не быть вопрос: что же означает соединение
со Христом, как возможно получить Его жизнь, как исполнить
слова Христа: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин 15:4)?
[ протопр.
Александр Шмеман.
из ст. "О Церкви"
(ч. II) ]
# Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#