>
<Мф.>5.1-12 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ
ЦАРСТВА
>
(Лк
6.20-23)
>
> 1 Увидев толпы народа, Иисус поднялся
на гору. Он сел и к Нему
> подошли ученики. (2) Иисус начал
их учить. Он сказал:
> 3 - Как счастливы
те, что бедны ради Господа!
>
Царство Небес - для них.
> 4 Как
счастливы те, что скорбят!
>
Бог их утешит.
> 5 Как
счастливы кроткие!
>
Бог им отдаст во владение землю.
> 6 Как
счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней!
>
Жажду их Бог утолит.
> 7 Как
счастливы милосердные!
>
И к ним будет Бог милосерд.
> 8 Как
счастливы те, у кого чистое сердце!
>
Они Бога увидят.
> 9 Как
счастливы те, что добиваются мира!
>
Бог назовет их Своими сынами.
> 10 Как счастливы
те, кого гонят за исполнение воли Господней!
>
Царство Небес - для них.
> 11 Будьте же счастливы, когда вас
оскорбляют, преследуют и клевещут
> на вас, обливая вас грязью из-за
Меня! (12) Радуйтесь ликуйте!
> Велика ваша награда на небесах!
Так гнали пророков, которые жили
> до вас.
<.....>
> Ст. 3 – В начале
Своей речи Иисус девять раз произносит: «Как счастливы!» В греческом
оригинале сто`ит только одно слово – «мак`ариос», которое первоначально
означало «счастливый, безмятежный, беззаботный, благополучный». Особенно
часто так называли олимпийских богов, которые, по мнению греков,
были беззаботно счастливы. В греческом переводе Библии этим прилагательным
передавали еврейское существительное «`эшер» (контрактная форма множественного
числа – «ашр`е»). И в греческой, и в еврейской литературе
широкое употребление получили особые формулы, в которых кто-либо
назывался по какой-либо причине счастливым. В научной литературе такие
формулы принято называть макаризмами, а по-русски «блаженствами».
Всякий, кто читал Священное Писание, неоднократно встречал их:
например, так начинается Пс 1; см. также Пс 2.12; 32(31).1; 34.8 (33.9);
41.1 (40.2); 119(118).1; 127(126).5; Притч 14.21; Дан 12.12и
др.). Они часто употребляются и в Новом Завете (в письмах Павла,
Иакова и других). Причем надо отметить, что существительное «ашре»
здесь выступаетпочти что в роли междометия, и его можно перевести:
«о, счастье того, кто..!»Как мы видим, это не утверждение, а
эмоционально окрашенное высказывание, радостное восклицание. Кроме
того, это не пожелание чего-то еще не существующего, но поздравление
с тем, что у человека уже есть. Вот почему традиционное русское
название «Заповеди Блаженства» неудачно, ведь заповедь – это
то, что велят делать, то, к чему человек должен стремиться.
> В еврейской литературе человека поздравляли
с мудростью, удачей, процветанием, с дарами, которыми наделял
верующего Бог. В Новом Завете это слово всегда означает религиозную
радость. Интересно отметить, что в Священном Писании оно никогда не прилагалось
к Богу, лишь позднее, под влиянием греческой мысли, в эллинистическом
иудаизме (особенно у Филона Александрийского) так начинает называться
Бог, а затем проникает и в некоторые тексты Нового Завета(1Тим 1.11;
6.15; Тит 2.13); только Бог – единственный, кого можно назвать
вечно блаженным.
> В
параллельном тексте Луки употреблено 2-е лицо множественного числа,
в то время как у Матфея, как и в подавляющем большинстве
других мест Священного Писания и раввинистической литературы
в блаженствах обычно употребляется 3-е лицо единственного числа.
Вероятно, Лука точнее передает слова Иисуса, который, изменив традиционную
форму, придает безличному «счастлив всякий» глубокое личное наполнение:
«счастливы вы, именно вы, те, кто стоит сейчас передо Мной».
> Иисус начинает Свою речь с того, что объявляет
тех, кто назван Богом наследниками Его Царства, то есть стали
причастны Божественному правлению. Это торжественное провозглашение
начала царствования Бога.
> Ст. 4 – Как счастливы те, что скорбят
– как и Первое, Второе Блаженство тоже созвучно со словами Исайи (61.1-3).
В греческом тексте пророка даже стоит одно и то же слово: «плачущие,
скорбящие», а в варианте Луки говорится о «плачущих». Это еще одно
описание бедняков, которых заставляют страдать угнетатели, они плачут
от горя, им кажется, что Бог медлит защитить их, в то время как
враги Божьи видимо торжествуют (см. Откр 6.10; ср. Откр 7.17;
21.4). Правда, еврейские богословы древности, как впоследствии
и большинство Отцов Церкви, полагали, что скорбь наследников Царства
объясняется сознанием своих грехов. В раннехристианской литературе
иногда скорбящими называли праведников, которые оплакивали грядущее
осуждение и гибель грешников.
> Бог их утешит – дословно: «они будут
утешены» ; о так называемом «божественном пассиве см. коммент.
на 4.12. «Бог там, где в Нём нуждаются». {E.
Schweizer, The Good News according to Matthew, p. 89.} Кроме
всем понятного смысла слова «утешение», надо помнить, что оно тоже
употреблять в более широком значении, иногда становясь синонимом слово
«спасение». Хотя в позднейшем иудаизме Мессия иногда называется «Мен`ахем»,
то есть Утешитель, и некоторые тексты Нового Завета говорят о
том же, конечное утешение даст Бог (ср. также Ис 12.1; 49.13; 51.3
и др.). Но Помазанник, действующий от имени Бога, тоже осуществляет
это вековечное чаяние страдальцев в утешении (см. 9.15).
> Ст. 6 – Как счастливы
те, что жаждут исполнения воли Господней (дословно "праведности").
В Евангелии от Луки Иисус объявляет счастливыми тех, кто голоден теперь,
Матфей же, вероятно, добавил слово «праведность» с целью уточнения
смысла. Но прежде всего надо установить, в каком значении евангелист
употребляет это слово, ведь оно многозначно, а кроме того, у
разных авторов Нового Завета употребляется по-разному. У Матфея мы
уже встречали его в значении «исполнение заповедей Закона» (1.19)
и «исполнение воли Бога» (3.15). Многие комментаторы полагают, что
здесь это слово употреблено в его классическом значении «справедливость».
Ведь бедняки – это люди, испытывающие недостаток не только в
пище, но и, как правило, лишенные справедливости. Богачи отняли у
них землю и тем лишили средств существования, они верховодят
в судах, так что бедняки не способны помочь себе и могут только взывать
к Богу с мольбой о восстановлении справедливости. Они просят
Его о том, чтобы Бог установил или, вернее, восстановил на земле
нормы и законы Своего царственного правления, при котором они
«не будут терпеть голода и жажды» (Ис 49.10).
> Хотя Священное Писание обещает, что Бог в
буквальном смысле насытит голодных и нуждающихся (1Цар 2.5;
Пс 107(106).36-41; Пс 146(145).7), голод и жажда часто выступают в
роли метафор, которыми описывается жажда познания Бога, стремление
к Нему: так, у пророка Амосаэто жажда слышания слов Господних
(8.11), у Исайи жажда милости (55.1-2,7). См. также Пс 42.2 (41.3);
63.1 (62.2); 143(142).6. Дословно это Блаженство звучит так:
«как счастливы испытывающие голод и жажду в отношении праведности»,
то есть оно обращено к людям, которые жаждут исполнения воли Господней
больше, чем еды и питья. Без пищи и воды человек не может
существовать, но «не только хлебом должен жить человек» (4.4), ср. также
слова Иисуса: «Моя пища – исполнить волю Того,
кто послал Меня» (Ин 4.34). Иисус часто говорит об этом, пусть
и иными словами: «Не беспокойтесь о том, что для жизни нужны
вам еда и питье…» «Стремитесь прежде всего к Царству Бога…»
(6.25,33). В 4-м Евангелии Иисус часто сравнивал себя с хлебом, дающим
жизнь, и с живой водой. В таком случае слово «праведность» может
означать праведность самого Бога или, иными словами, Его суверенное
правление, то есть Царство Небес. Ни в коем случае это не может означать,
что такой праведный порядок может быть достигнут усилиями самих людей,
личной праведностью или революциями и социальными реформами.
> И еще одно важное замечание. Слова Четвертого
Блаженства обращены не к людям, уже достигшим праведности, но
к тем, кто стремится к ней, кто добивается ее. Это люди с открытым
и живым сердцем, не закостеневшие в холоде и равнодушии. Возможно,
в этих словах присутствуютполемические ноты, содержится критика
фарисеев, считавших себя праведными и презрительно называвших тех,
кто был беден и не мог изучать Закон, «ам-хаарец» («люди земли»),
и относящих их к разряду грешников. Ср. слова Иисуса: «Я ведь
пришел призвать не праведных, нок грешников» (9.13). Воля Божья
никогда не может быть исполнена раз и навсегда, христианство
есть длинный путь, и тот, кто призван первым, может оказаться
последним и наоборот.
> Жажду их Бог утолит – дословно: «они
будут насыщены». Здесь также употреблен «божественный пассив». Недаром
Царство часто метафорически описывается как пиршество, где люди
будут есть и пить за Божьим столом (8.11; 22.1-3; Лк 22.30). В Откровении
говорится, что они «никогда не узнают ни жажды, ни голода, не опалит
их солнце, не поразит их зной, потому что Ягненок с вершины престола
будет пасти их и поведет к источникам, воду жизни несущим»
(7.16-17).
> Ст. 7 – Как счастливы
милосердные! В еврейской традиции милосердие всегда ставилось
чрезвычайно высоко. Во-первых, милосердным называли Бога, который
избрал себе народ Израиля не в силу его заслуг или достоинств,
но по Своей великой милости. Именно поэтому люди должны подражать
этому свойству Бога в своих отношениях с ближними. Это выражалось,
прежде всего, в том, что Бог ожидал от них деятельной любви и помощи
нуждающимся братьям. Обязанность делиться с неимущим, то есть раздавать
милостыню, распространялась на всех. Так, в Талмуде сказано, что даже
человек, живущий на милостыню, обязан давать милостыню. Во-вторых,
милосердие выражается в прощении, в любовном, терпеливом отношении
к другим, ведь человек должен был помнить, что ему самому Бог простил
его грехи. Милость – это центральная тема Вести Иисуса, Он призывал
к любви и милосердию по отношению ко всем: к женщинам, детям,
грешникам, изгоям общества, даже к врагам. В Его глазах самый страшный
грех – это отказ человека, прощенного Богом, простить своего ближнего.
Особенно важно, что это Блаженство следует сразу за Блаженством,
в котором говорилось о жаждущих справедливости. Все мы хотели бы,
чтобы Бог судил нас не по справедливости, а по милости.
Следовательно, и от учеников Христа ожидается такое же поведение (ср. 6.14;
18.21-35).
> И к ним будет Бог милосерд. Перефразируя
известную пословицу, можно сказать: что человек посеял на земле,
то он пожнет на небесах. Ср. Иак 2.13: «Суд немилосерден к тем,
кто сам не проявляет милосердия. А милосердию суд не страшен».
> Ст. 8 – Как счастливы те, у кого
чистое сердце! В еврейской антропологии представление о сердце
было несколько иным, чем у нас сейчас. Там сердце было прежде всего
органом ума и воли и лишь потом органом эмоций, так называемых высоких
чувств. Пс 24(23).3-4 так определяет людей, чистым сердцем: «Кто
взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот,
у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою
своею напрасно и не божился ложно, – тот получит благословение от Господа
и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих
лица Твоего, Боже Иакова!» Только тот человек войдет в Царство, у
кого дела совпадают не только со словами, но и с помыслами,
то есть человек цельный, у которого нет двоемыслия (Иак
1.7-8).
> Кроме того, под «сердцем» часто понималась
внутренняя сущность человека, поэтому чистота сердцапротивопоставлена
внешней чистоте, которая понималась как тщательное исполнение всех
ритуальных предписаний. Иисус продолжает пророческую традицию в Священном
Писании (Ис 1.10-17; Иер 4.4; 7.3-7). И дальше в проповедимы
увидим, что Иисус настаивает на том, что не подконтрольно Закону,
но тем не менее оскверняет человека (5.28; 6.21-22).
> Награда, которой удостоятся люди с чистым
сердцем, высочайшая: это то, что является главным устремлением всякого
верующего, целью всякой религии – ониБога увидят (см. 1Ин
3.2). Пока что это невозможно, об этом много раз говорится в
Библии: Бога нельзя увидеть, Он недоступен человеческим глазам
и человеческому уму, пока что Бога могут лицезреть только ангелы
(18.10; Ис 6.5; Иер 24.7 и др.). Ведь слово «видеть» в древности
означало также «познать, постичь» или «предстать перед лицом Бога».
Но в новом бытии осуществится прежде невозможное: Бог будет жить
вместе с людьми (Откр 22.4; 1Кор 13.12).