Отче...
наш...,
сущий на небесах...!
Да святится имя Твое...,
да придет Царствие Твое...,
да будет воля Твоя...,
как на небе...,
так и на земле...;
хлеб наш насущный дай нам на сей день...;
и прости нам долги наши..., как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки.
Аминь.
Отец наш на Небесах!
Пусть прославится Твое имя, 10 пусть придет Твое
Царство,
пусть исполнится и на земле воля Твоя,
как на Небе. 11 Дай нам сегодня насущный
наш хлеб. 12 И прости нам
наши долги,
как и мы прощаем
тем, кто нам должен. 13 Не подвергай нас
испытанию,
но защити нас от Злого*.
*
В версии РБО 2011 г. – "от Злодея".
> КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ
> Господь проводит параллель между Божиим прощением наших
грехов и нашим прощением грехов других людей. Конечно, мы просим
Бога простить нас не "потому", что мы тоже прощаем,
и не "настолько", насколько мы прощаем. Великодушие
Божие и наше прощение, ограниченное и несовершенное, несоизмеримы.
> Что же тогда означает эта просьба? Она означает,
что мы должны разрушить препятствие, не позволяющее искупительному
действию Господа явить свою силу в наших душах. Наше прощение
не может быть ни причиной, ни образцом прощения Божия.
Однако оно является условием прощения Божия и его необходимым
следствием. Не прощая брату своему, я препятствую Богу в прощении
моих собственных грехов.
> Простить долги ближнему своему значит не таить
никакого зла или горечи за нанесенную нам обиду, будь то
оскорбление, материальный ущерб или иная несправедливость; это значит
отказаться от требований причитающегося нам возмездия и нежелать
никакой мести. Более того, прощение означает милосердие по отношению
к обидчику.
> Господь весьма настаивает на этом. Он говорит,
что наш дар, принесенный к жертвеннику, не будет принят
до тех пор, пока мы не примиримся с братьями. Он говорит
также, что если человек, которому Бог простил, не простит
ближним, прощение Божие будет отнято ему и человек тот будет
принужден отдать весь свой долг.
> Но следует ли прощать человеку, который не просит
прощения? Несомненно, да. Если христианин творит добро только тем,
кто творит добро ему, что особенного он делает? Не так же ли
поступают и язычники?
> Заметим, однако, что принимая несправедливость, обращенную
против нас, мы не можем допускать нарушения прав своего ближнего,
особенно если каким-либо образом отвечаем за защиту этих прав.
В таких случаях мы, изгнав из своего сердца всякую ненависть,
должны подчинить прощение справедливому возмещению нанесенного вреда
(если только таковое возмещение еще возможно).
> Наша прямая обязанность заключается не только в том,
чтобы прощать, но и в том, чтобы просить прощения у обиженных
нами. Мы обязаны также, настолько, насколько это возможно,
исправлять причиненное нами зло, какой бы характер оно не носило:
нравственный или материальный. Наконец, мы должны иметь
твердую решимость не причинять вреда нашим братьям в будущем.
> Такое расположение духа совершенно необходимо, когда мы просим
Бога простить нам наши грехи. Отпущение грехов, полученное нами в таинстве
Покаяния, будет лишено всякой ценности, если у нас не будет
намерения, во-первых, избегать греха, во-вторых по мере
возможности возместить ущерб, нанесенный этим грехом другим людям.
> Обязанность прощать наиболее явный знак общего
состояния души, характерного для христианина. Речь идет о позиции
непротивления, предписываемой Евангелием во многих случаях. Ученик
Христа должен обратить другую щеку к бьющему его и отдать
верхнюю одежду забирающему у него рубашку. Он должен любить
ненавидящих его и благотворить гонящим его. Поэтому на протяжении
трех первых веков, а иногда и в более поздние времена,
Церковь запрещала христианам воевать или работать в судебных
органах. Позже, соединившись со структурами Римского государства,
она изменила свою позицию. Однако многие христиане не перестают
ощущать в себе властный призыв к тому, чтобы подобно своему
Учителю, не противясь, претерпевать обрушивающуюся на них
несправедливость и при любых обстоятельствах, даже на государственном
и международном уровне, руководствоваться принципом ненасилия
и стремления к примирению.
> Источником христианского прощения является пример Спасителя.
Во время Страстей Своих Он страдал, не противясь, и молился
за Своих палачей. Он приказал Петру вложить меч в ножны
и исцелил рану, нанесенную этим мечем одному из солдат,
пришедших взять Его. Кому уподоблюсь я: Петру, готовому обнажить меч
(для защиты правого дела), или Иисусу?