> Если не считать коротких путешествий в Иудею, Иисус в течение
года не покидал Геннисаретской области, проповедуя в поселках, расположенных
на северо-западной стороне озера. В Тивериаде, столице Ирода Антипы,
где жили по большей части язычники, Он не появлялся. Около Гадары
Его встретили враждебно. Единственным городом на восточном берегу,
где Он учил беспрепятственно, была Вифсаида. Однако уже с самого
начала Христос стал готовить учеников к мысли о более широкой проповеди
Евангелия. “Поднимите глаза ваши, - говорил Он, - и взгляните на нивы,
как они уже побелели к жатве... Жатвы много, а работников
мало”. {Ин 4,35; Мф 9,37-38; Лк 10,2.}
Из преданных слушателей ученики должны превратиться в “ловцов
человеков”, в деятельных сподвижников своего Учителя.
> Для этой цели и были избраны Двенадцать.
> В ветхозаветной Церкви существовали “шелухим”, посланники,
или по-гречески апостолы. Они были представителями общин, развозили
письма, решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях
праздников. Подвое ходили они из города в город, обеспечивая
связь между рассеянными очагами Израиля.{}
Новозаветной Церкви тоже надлежало иметь таких апостолов.
> Накануне их избрания Иисус молился всю ночь, уединившись
на горе, а утром собрал учеников, чтобы поименно назвать Двенадцать
и разъяснить им их миссию. Он говорил о Царстве Божием, о новой
жизни, которую оно приносит, о блаженстве призванных.{}
В этот день поистине было положено основание Церкви-благовестницы.
Она должна явиться ответом на чаяния мира.
> Евангелист Матфей пишет, что незадолго до призвания Двенадцати
Иисус, полный сострадания, смотрел на толпы, “которые были изнурены
и полегли, как овцы без пастыря”. {Мф 9,36.}
Апостолы пойдут к этим страждущим, неся им духовное и телесное
исцеление. Каждый их день и каждый шаг отныне принадлежат только Богу
и людям. Они станут вольными путниками и будут жить, подобно
птицам небесным, не заботясь ни о чём. Им не нужно
брать с собой ни денег, ни запасов, ни лишней одежды. Кров и
хлеб они получат от тех, кто примет посланцев, ибо
“трудящийся достоин пропитания своего”. {Мф 10,7-10;
Мк 6,7-13; Лк 1-6; 10,4-11; ср.:Мф 19,28; Лк 22,30 ...}
> Миссионерский поход апостолам надлежит начать с народа
Господня. Время для обращения мира еще впереди; пока же
Иисус заповедует:
> На путь к язычникам не идите
> и в город самарянский не входите.
> Идите лучше к овцам погибшим
> дома Израилева.
> Даже Себе Он ставит эти границы. {Мф
10,5-6; ср.:Мф 15,24. В Послании к Римлянам, написанном в 57 г., ап. Павел
говорит о том, что евангельская проповедь обращена к “каждому”,
однако в соответствии с замыслом свящ.истории сначала ее должны
услышать иудеи, а лишь потом эллины (Рим 1,16).} Израильтянам
первым был дан Завет через Моисея и пророков, и поэтому
они первые должны оказаться перед выбором: принять благовестие или
отринуть его?
> Ученикам не следует думать, что им поручено легкое дело.
Многие с радостью встретят их, но еще больше появится у них противников.
> Вот Я посылаю вас, как овец среди волков:
> итак, будьте разумны, как змеи,
> и бесхитростны, как голуби.
> Берегитесь же людей:
> ибо они предадут вас в судилища,
> и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию,
> и к правителям и царям поведут вас за Меня
> во свидетельство им и язычникам.
> И, когда предадут вас,
> не заботьтесь, как или что вам сказать,
> ибо не вы будете говорить,
> но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
> Предаст же брат брата на смерть,
> и отец дитя свое;
> и восстанут дети на родителей,
> и умертвят их;
> и будете ненавидимы всеми за имя Мое.
> Претерпевший же до конца,
> он и будет спасен...
> И не бойтесь убивающих тело,
> души же не могущих убить,
> а бойтесь лучше могущего и душу и тело
> погубить в геенне.
> Не два ли воробья продаются за ассарий?
> И ни один из них не упадет на землю
> без воли Отца вашего.
> У вас же и волосы на голове все сочтены.
> Не бойтесь же:
> Вы лучше многих воробьев. {Мф 10,16
сл.; Мк 13,9 сл.; Лк 10,3; 12,11; 21,12-19.}
> Те, кто вручил себя Иисусу, освобождаются от рабства “миру
сему”. Господь всегда с ними, Он сделал их Своими “друзьями”
с того момента, как они пошли за Ним. Царство, которое им предстоит
возвещать, есть Царство Сына Человеческого. Верить Богу - значит
верить Иисусу.
> Всякого, кто исповедует Меня перед людьми,
> исповедую и Я перед Отцом Моим,
> Который на небесах.
> И кто отречется от Меня перед людьми,
> отрекусь и Я от него перед Отцом Моим,
> Который на небесах.
> Нередко бывает справедлива пословица: “Враги человеку домашние
его”. Пусть даже самые близкие люди будут отвращать апостолов от их
служения, они должны помнить, что обрели иное, высшее родство
и ему, прежде всего, должны хранить верность. “Любящий отца или мать
более Меня недостоин Меня”. {Мф 10,32 сл., Мк
8,38; Лк 12,8-9; 14,26-27.}
> Эти суровые слова, вероятно, заставили содрогнуться даже
самых мужественных из апостолов, но они сумели понять их смысл,
понять, что Учитель говорит лишь о том, насколько полным и окончательным
обязан стать их выбор.
> Если посланцы проникнутся духом Иисусовым, Он Сам будет
действовать через них и в них. “Принимающий вас - Меня принимает,
слушающий вас - Меня слушает”. {Мф 10,40;
Лк 10,16.}
> Апостолы Христовы получат власть примирять души с Богом.
> Как послал Меня Отец,
> и Я посылаю вас...
> Если кому отпустите грехи - отпущены им;
> если на ком удержите - удержаны...
> Что свяжете на земле - будет связано на небе,
> и что разрешите - будет разрешено на небе. {Ин
20,21,23; Мф 18,18.}
> По образу Сына Человеческого ученики Его станут сеятелями
Слова и целителями. Отныне их жизнь отдана служению, как жизнь их
Наставника и Господа. Впоследствии апостол Павел, хотя он и не был
одним из Двенадцати, засвидетельствовал это таинство “преображения
во Иисуса”. “Живу больше не я, но живет во мне Христос”, - говорил
он. “Подражайте мне, как я Христу”. {1Кор 11,1;
Гал 2,20.} И это были не слова превозношения, а призыв
отдавать себя Богу и миру, как отдал себя Иисус Назарянин.
[ прот.
Александр Мень.
из кн. "Сын
Человеческий", из гл. 8 ]