19
Был некогда богач, одевался по-царски, и жизнь у него была
сплошной праздник. 20 И был нищий, весь
покрытый язвами,
его звали Лазарь. Он лежал у ворот богача 21
в надежде, что
ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки
и лизали его язвы. 22 И вот умер нищий,
и ангелы отнесли его
на небо, на почетное место рядом с Авраамом. Умер и богач,
похоронили его. 23 И в аду, в страшных
мучениях подняв глаза,
он увидел вдали Авраама и рядом с ним Лазаря. 24
Богач
закричал: "Авраам, отец! Сжалься надо мной, пошли ко мне
Лазаря, пусть омочит в воде кончик пальца и освежит мне язык.
Какие муки терплю я в этом огне!" 25
Но Авраам ответил:
"Вспомни, сынок, ты уже получил при жизни всё хорошее,
а Лазарь - всё плохое. Теперь он здесь утешился,
а ты страдаешь. 26 А кроме того, между
вами и нами пролегает
великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда к вам,
не сможет. И оттуда к нам никому не перейти". 27
Богач сказал:
"Прошу тебя, отец, пошли его в дом моего отца. 28
Ведь у меня
пятеро братьев. Пусть он предупредит их, а то и они попадут
в это ужасное место". 29 Авраам ответил:
"У них есть Моисей
и Пророки. Пусть слушают их!" - 30
"Нет, отец мой Авраам, -
сказал богач, - вот если кто из мертвых придет к ним, тогда
они перестанут грешить". 31 Но Авраам
сказал ему: "Если они
Моисея и пророков не слушают, никто их не убедит,
даже мертвый, вставший из гроба".
(Лк.16, перевод В.Н.Кузнецовой)
> Высокая роль покаяния видна также из притчи о богаче и Лазаре
(Лк 16:19–31). В ней есть распространенные сказочные мотивы,{} которые Иисус очень необычно
обыгрывает. Притча о богаче и Лазаре обращает внимание на то же, на что дважды
(т. е. подчеркнуто) обращала внимание притча о блудном сыне: происходит
«воскресение» (т. е. «возвращение из плена»), — фарисеи же его не видят {Лк 15:24, 32; 16:30 сл.}.
> Вопреки распространенному мнению, говорит она вовсе не о загробной жизни и конечной участи людей.{}
Иначе она не была бы притчей! Допустим, что некий человек пытается найти в Лондоне с помощью карты нужный адрес. Если вы в этот момент расскажете ему историю про кого–то, кто заблудился в этом городе, ваш рассказ не будет притчей.
Так же и здесь, и мы бы давно разобрались в сути дела, если бы нам не мешало очевидное предубеждение. Мы ошибочно исходим из того, что основная
забота Иисуса — «научить людей, как после смерти попасть на небеса».
> Авраам привечает Лазаря. Это напоминает о встрече (во многом
наделенной аналогичным смыслом) блудного сына отцом. В сказках бедные и отверженные оказываются на лоне Авраама. Этот сказочный мотив находит
воплощение в реальной жизни, когда Иисус принимает отверженных. (Точно так же
рассказ о радушии отца есть рассказ о поступках Иисуса.) Как показали недавние
исследования, важная для Луки тема «богачей и бедняков» здесь выступает на передний план.{}
Эта старая сказка на новый лад не говорит о загробном мире и не учит
«этическим» абстракциям о богатстве и бедности. Она объясняет, что происходит с богатыми и бедными в настоящем.{}Иисус принимает бедных и отверженных: это значит, что начинается подлинное
возвращение из плена, начинается новая эпоха, начинается «воскресение». Если
так, то все, кто желает войти в новый мир, должны (как во Второзаконии и у Иеремии) покаяться. Притча о богаче и Лазаре раскрывает смысл действий Иисуса.
Она также стремится показать противникам Иисуса, насколько важно этот смысл
уяснить. Пятеро братьев в дому у богача очень напоминают старшего брата из притчи о блудном сыне. Происходит «воскресение», но они его не видят. Притча
считает принятие в Царство бедных и отверженных чем–то само собой разумеющимся
и переключает внимание на богачей, фарисеев и недовольных. Им тоже надо покаяться, чтобы войти в День, когда разгорится рассвет. Им отказано в дополнительном откровении от умершего:{}
Моисей и Пророки обо всём сказали ясно.
> Таким образом, притча о богаче и Лазаре предоставляет еще одно сильное свидетельство, что «покаяние» (в вышеуказанном смысле) было одним
из центральных элементов провозвестия Иисуса. Его базовый Рассказ призывал
слушателей увидеть в себе истинный Израиль, возвращающийся из долгого плена и обращающийся к Богу.