Ежедневные витамины для ума Сила десяти: психология рейтингов
Сила десяти: психология рейтингов
Создатели рекламных текстов, копирайтеры, блогеры, да и просто внимательные читатели давно знают, что лучший способ привлечь внимание к статье дать ей заголовок в стиле 10 лучших…, 30 самых известных…. Это увеличивает число просмотров и ссылок на текст. Рейтинги и списки популярности интересны всем.
Сегодня рейтинги создаются для всего подряд лучшие города, чтобы найти любовь, лучшие места, где стоит жить после выхода на пенсию, самые известные песни, самые жирные йогурты… Нам интересны рейтинги даже тогда, когда они настолько субъективны, что почти бессмысленны. Сегодня психология восприятия людьми рейтингов исследуется учеными, и их выводы могут быть не только интересны, но и полезны для маркетинговой политики фирмы. Даже если вы считаете, что все рейтинги
подделка. Отдельного внимания заслуживают результаты исследований, касающиеся восприятия людьми числовых рейтингов.
Ноль управляет всем
В первую очередь психологи изучили распределение так называемых топ-листов в Google. Подавляющее большинство выданных поисковиком списков заканчивалось на ноль (20 лучших…, 100 знаменитых…), небольшое количество на 5. Эта особенность группировки данных в категорию с круглым числом объясняется тем, что наш мозг пытается классифицировать предметы, разбивая их на группы, а разбивка на десятки очень проста для визуализации.
Еще одним интересным выводом исследования стал тот факт, что если предмет выбивается за пределы группы хотя бы на один пункт, то внимание к нему значительно ослабевает.
Непростая судьба быть 11
Лучше быть на последнем месте в списке главных, в группе, высшей номинально, чем первым в следующей к такому выводу пришли психологи в результате своих исследований. Несмотря на то что по сути разница между двумя этими позициями незначительна, в восприятии потребителя она существенна. Это хорошо можно увидеть на примере рейтингов вузов среди студентов. Если вуз с 11 места поднимался на 10 в списке 10 лучших.., это делало его гораздо более значимым в глазах студентов, чем
вуз, поднявшийся в рейтинге значительно сильнее (с 17 до 14 места), но не изменивший при этом своей группы. Этот пример демонстрирует два важных момента: наличие предвзятости и ложности представлений, созданных рейтингами, и важность поднятия рейтинга для бизнеса, особенно если бизнес находится в непосредственной близости от более высокой и предпочитаемой числовой группировки.
Понятно, что создание таких топовых списков лучший способ увеличения кликабельности и цитируемости текста. И хотя исследования ничего не говорят по поводу худшего восприятия людьми нечетных или некруглых списков (14 достижений…), кажется, нашему мозгу больше по душе числа, которые проще разбивать по группам. Так, список из 20 пунктов легко можно разбить на первую и вторую десятки. Со списком из 13 16 пунктов такая разбивка не представляется возможной. Было бы
интересно сравнить частоту просмотров и ссылок на этот 20-пунктовый список и список с необычным числом (14 или 19). В силу своей необычности он может привлечь гораздо больше внимания, чем традиционный топ-10. И, возможно, в таком списке граница восприятия лучших и худших будет не так остра и заметна.
Многие рейтинги весьма субъективны и вводят читателей в замешательство. Однако единственное, что можно про них уверенно сказать рейтинги необходимы нашей психике. Когда мы сталкиваемся с необходимостью выбрать из сотни пунктов что-то одно, к примеру, тот же вуз, то сразу же начинаем выяснять, какой из них самый лучший. В ход идут списки лучших вузов, готовящих инженеров, вузы с лучшей библиотекой или лучшим преподавательским составом. Даже когда мы признаемся сами себе, что
невозможно определить лучший вуз, не зная потребностей студента, его способностей и его личности, все равно список и рейтинг позволяет нам сузить выбор.
Замена мышлению?
Да, такой стереотип мышления описан нобелевским лауреатом Дениелом Канеманом. Он делит человеческие мыслительные процессы на 2 категории: быструю, эмоциональную, интуитивную с одной стороны и логическую, осознанную, анализирующую с другой. Логика и анализ мозгу всегда даются труднее, он постоянно пытается идти по более легкому пути эмоций. И создание списков ему в этом очень помогает. Поэтому хотим мы того или нет, но рейтинги никуда не денутся.