Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2017-07-16

[pc] Совесть и мнительность.

Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно
выделить типичные <<рисунки>>. Для описания некоторых подобных паттернов в
психологии существует понятие <<акцентуация>>. Так называют сумму наиболее
ярко очерченных свойств характера, которые находятся в пределах клинической
нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определенного
типа. Астено-невротическая акцентуация -- один из ее вариантов. T&P
рассказывают о том, с какими трудностями сталкивается астеник и что делать,
если у вас такой характер.

Акцентуация -- это не психическое заболевание. Ее присутствие всего лишь
означает, что у человека ярче очерчены некоторые черты характера, хотя любой
специалист скажет, что он здоров. Создатель понятия акцентуации, немецкий
психиатр Карл Леонгард, к примеру, писал, что <<население Берлина -- это на
50% акцентуированные личности и на 50% -- стандартный тип людей>>. Тем не
менее, в неблагоприятных обстоятельствах акцентуация все же может
превратиться в патологию.

<<Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного
проявления свойственной последним триады признаков: стабильность характера
во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной
дезадаптации>>, -- пишут составители Энциклопедического словаря по
психологии и педагогике (2013 г.). Иначе говоря, характерные черты
акцентуированного характера проявляются не постоянно, а жить среди людей
из-за них не становится сложнее.

В российской психологии акцентуация остается популярным понятием, но
общепринятой классификации сегодня не существует. Современные версии
типологии опираются на работы Карла Леонгарда, монографию советского
психиатра Андрея Личко и другие исследования. Работы Личко позволили глубже
понять этиологию неврозов, поскольку психиатр выдвинул концепцию так
называемых <<мест наименьшего сопротивления>> в характере. Знание их
<<расположения>> позволяет человеку избегать эмоциональных перегрузок,
неприятностей в общении и ошибочных шагов в жизни.

Неуверенный спринтер

Человек с характером астено-невротического типа -- астеник -- быстро
заводится и быстро иссякает. Как самолет со слишком маленьким топливным
баком: далеко улететь не получается, маршрут и скорость надо тщательно
рассчитывать, а по дороге приходится садиться на дозаправку. У астеника
повышена возбудимость, нервно-психическая чувствительность, утомляемость.
Там, где человек с другим рисунком личности только раскачается, он уже вовсю
реагирует, а там, где пора как следует разогнаться, -- замирает и отступает
на второй план. При этом астеник может чувствовать себя <<душевно уставшим>>
и ощущать сильное нервное напряжение под воздействием достаточно безобидных
раздражителей. Единственным его желанием в таком случае может оказаться
желание побыстрее заставить всех от себя отстать.

При этом человек с астено-невротической акцентуацией мнителен, нетерпелив,
раздражителен и одновременно склонен к раскаянию. Его обиды на окружающий
мир могут копиться долго, безмолвно наслаиваясь друг на друга, -- чтобы
потом начать прорываться сквозь толстый слой сомнения в себе в виде
беспричинных (как кажется) вспышек гнева. После каждой такой вспышки астеник
будет сожалеть и винить себя, отчего его самооценка, и без того невысокая,
может потерять еще несколько пунктов.

Неуверенность в себе -- еще одно свойства этого типа. Астеник болезненно
воспринимает критику, оценку, его самолюбию легко нанести удар. При этом
такому человеку может быть не чуждо тщеславие, -- которое из-за склонности
во всем быть спринтером, бывает непросто удовлетворить.

Неврастеник и психастеник: пугающие сомнения

Людей астено-невротического склада также иногда подразделяют на
неврастеников (это слово известно многим, но редко употребляется правильно)
и психастеников. Если астеник просто устает, тоскует и теряется, то
неврастеник еще и страдает от психосоматических проблем: болей неизвестного
происхождения, бессонницы, повышенного сердцебиения. Ипохондрия --
навязчивый безосновательный страх за свое здоровье и мучительные подозрения,
что с ним уже что-то не так, -- его частая спутница. Беспрестанно
прислушиваясь к себе, неврастеник лишь расшатывает свое физическое
благополучие. Он -- тот редкий случай, когда и впрямь можно сказать: <<Все
болезни от нервов>>. С другой стороны, присутствие подобного качества
означает, что достаточно справиться с эмоциональными проблемами и привести
свои отношения с окружающим миром в порядок, -- и медикаментов не
потребуется.

Психастеник, в отличие от своего <<коллеги>> по акцентуации, от ипохондрии
не страдает. В его случае печальный пьедестал повседневной проблемы занимает
сомнение: в себе и в обстоятельствах. Человек психастенического склада может
сомневаться долго и безо всяких объективных оснований. Его тревожная
мнительность, упорная склонность к рефлексии и постоянный хирургический
самоанализ тормозят многие продуктивные намерения и выматывают психастеника
раньше, чем он успевает добраться до финиша. Таким людям бывает трудно
справиться с грузом ответственности и высокими требованиями окружающих. В то
же время, они рассудительны, надежны, склонны к порядку и аккуратности,
ведут себя ровно, без всплесков и вспышек. Если же психастенику все-таки
удается преодолеть сомнения, он становится таким же нетерпеливым, как
человек с обычного астенического склада. Это тоже происходит на счет
неуверенности в себе: лучше действовать побыстрее, а то <<как бы чего не
вышло>>.

Если вы астеник: практика укрепления самооценки

Главная проблема астено-невротического типа заключается в том, что не
получается выдерживать высокий жизненный темп. Откуда взять уверенность в
себе? Где найти силы? Как ни странно, ответить на эти вопросы отчасти
помогает образ жизни: регулярные физические нагрузки, контрастный душ,
самомассаж. Укрепление мускулатуры позволяет ощутить уверенность в себе
<<буквально>>: на телесном и психологическом уровне, -- а массаж помогает
расслабиться.

Кроме того, астеникам полезно регулярно делить досуг с другими людьми, в
компании, -- и стараться почувствовать себя в обществе комфортно,
вырабатывая новые социальные привычки. Однако самое главное, пожалуй, -- это
почаще себя хвалить. Если есть раздражение, которое успешно удалось не
выплеснуть на ближнего, -- отметить: <<Я злой, но такой симпатичный!>>. Если
хорошо поработал, -- разобрать все на кусочки и похвалить за каждую деталь.
Кроме того, можно перечислить свои достоинства в списке или даже написать
себе письмо, в котором будет говориться о том, почему вы, астеник, хороши и
прекрасны.

С уважением, И. Латкина.
https://www.facebook.com/iraida.latkina

https://twitter.com/irinalatkina36
iraida2016grinenko.wordpress.com

Отправлено с iPhone

   2017-07-16 21:49:07 (#3507397)

[pc] Близость и одиночество.

Доброго времени суток, дорогие!!!
Предлагаю сегодня подумать над следующей темой:
Близость и одиночество вообще у нас рядом живут. И часто мы бежим от
близости в одиночество, когда в близости было больно и страшно. Иногда даже
не было близости, но было уже так страшно, что проще оказалось сбежать в
одиночество.

А бывает, что в одиночестве становится так невыносимо, что мы бежим в любую
<<близость>>, только бы не быть одному. Но такое бегство к близости не
приводит. В лучшем случае - это будет эмоциональное слияние (конфлюенция) с
потерей самого себя, что, конечно, избавляет от чувства одиночества и
покинутости. В каком-то смысле слияние - это возвращение в период до
рождения, единственный период в жизни человека, где для него совершенно не
актуальна экзистенциальная данность <<одиночество>>. Но и цена такого
избавления - велика. При этом мы теряем (в той или иной мере) самого себя,
свои чувства, свою жизнь и контакт с реальностью, заменяя их на чувства и
ощущения другого человека или вообще на какой-то фантом из фантазий. И это
всё совсем не близость.

Иногда мы убегаем от одиночества и пробегаем мимо тех людей, с кем можем
быть близки, потому что наше представления и мечты о том, что такое
близость, не совпадают с реальностью. Если мы ожидаем что близость - это
противоположность одиночеству, то мы обязательно ошибёмся. Потому что у
настоящего близкого контакта с другим человеком много общего с настоящим
одиночеством, когда мы чувствуем полный контакт с самим собой. И если меня
пугает одиночество, значит, я не могу быть в контакте с самим собой, и
значит - я не смогу быть в близком контакте с Другим человеком.

И, как ни парадоксально это звучит, близость увеличивает чувство
одиночества. Как бы я не был близок с человеком, я понимаю, что он другой,
он разный и не предсказуемый. У него другие чувства, другие мысли, другое
понимание. Он свободен и в любой момент может уйти. И контакт, если это
контакт, а не слияние, в любой момент может прекратиться. Кроме того, в
партнёре отражаются такие мои части, которые мне совсем не хочется в себе
замечать и принимать. Но это тоже я, и какие-то собственные бездны я могу
разглядеть в другом человеке, но жить мне с ними самому. И это тоже может
пугать, что другой человек с моими непростыми качествами сталкивается
иногда, а мне с ними жить приходится двадцать четыре часа в сутки. И со
всеми своими страшными внутренними демонами я встречаюсь один на один. И в
близости экзистенциальное одиночество зачастую становится актуальнее.

Но ведь близость даёт и силы и ресурс, чтоб принять это одиночество. Да, я
один, но я могу протянуть руку и попросить поддержку. И в контакте с другим
человеком мне проще пережить и принять своё одиночество. Близость - это не
избавление от одиночества, это путь к одиночеству и все необходимые ресурсы,
чтоб с этим одиночеством встретиться.

Есть и другая сторона у этого процесса. Когда я смогу принять своё
одиночество в экзистенциальном смысле, или хотя бы искренне попытаюсь это
сделать, не убегая от себя, тогда станет возможной подлинная Встреча с
Другим человеком. Я буду искать встречи не для того, чтоб избежать
одиночества или наполнить пустоту в себе, а для того чтобы поделиться с
другим человеком богатством своего мира и открыто принять другой такой же
богатый мир. Получается что это два встречных пути в одном направлении -
одиночество ради близости и близость ради одиночества.

Автор: психолог Заморников Евгений
https://www.facebook.com/iraida.latkina

https://twitter.com/irinalatkina36
iraida2016grinenko.wordpress.com

Отправлено с iPhone

   2017-07-16 21:38:18 (#3507396)