Эффективный интеллект. Качественное 'знакомство' с книгой и ускорение чтения
Здравствуйте, друзья!
Сегодня – продолжаем про чтение. Я расскажу вам про метод экспресс-оценки книги, произрастающий из так называемого «фоточтения», и массу полезных его применений.
Суть метода очень проста и близка к тому, что завсегдатаи книжных магазинов проделывают регулярно. Да-да, я имею ввиду самое обычное пролистывание книги. Однако же метод, что я вам сегодня изложу, чуточку изощрённее.
Просто пролистывая, проглядывая книгу в магазине, мы составляем о ней весьма поверхностное впечатление. Однако же этого впечатления зачастую хватает на то, чтобы принять решение о покупке (или же наоборот). Думаю, далеко не каждый из нас способен отличить силу влияния, оказанного на итоговое решение, таких неравнозначных факторов, как
интересность текста (поди оцени её за считанные секунды контакта),
качество бумаги (как ощущается
листание книги руками),
цветность и привлекательность обложки (из-за чего мы её вообще вытащили с полки)
и, скажем, размер и тип шрифта (насколько он удобен конкретно для наших глаз, радуют ли нас его засечки, если есть, и так далее).
И порой получается, что довольно-таки ненужная нам книга, но с хорошей графикой и приятной бумагой «нравится» нам больше, чем действительно нужный нам материал, но
изданный так себе.
У меня есть знакомые, которые в некоторые периоды своей жизни намеренно избегали книжных магазинов, пользуясь преимущественно их интернет-эквивалентами. Ибо, взяв руки в книгу многие любители чтения теряют волю, как тот самый полосатый слон при звуках флейты. Одна моя знакомая даже выразила это в такой фразе, как «долго формировала у себя навык поставить книгу на полку ОБРАТНО».
Казалось бы, какое это отношение
имеет к технике, до которой я пока ещё не добрался?
А самое непосредственное. Бывают люди, которые любят книги – и книги отвечают им взаимностью. Такие люди прекрасно ориентируются в своей библиотеке и получают от чтения самое настоящее наслаждение.
Возможно, вы к таким не относитесь и не видите разницы между бумажным изданием, электронной «читалкой» или текстом в окошке интернет-браузера. Что ж, не беда.
Возможно, для вас «любить книги» звучит чем-то наподобие поклонения золотому тельцу или ещё какой разновидностью фетишизма. Ярые материалисты и вовсе задвинут – мол, разве можно любить неодушевлённый объект?
Однако книга – это не вещь в себе. Это объект, несущий в себе мысли других людей, их чувства и чаяния, их надежды и желания, их труды и старания. Эти люди – авторы текста, иллюстраторы, а также такие редко упоминаемые деятели, как
типографы, редакторы, корректоры, издатели…
Читая книгу и «ведя диалог» с ней, мы как бы соприкасаемся со всеми ними.
И едва ли мы сможем получить от них хоть что-нибудь полезное, если не сможем отнестись к книге – результату их труда и чаяний – по меньшей мере с уважением.
А сможем ли? Понять это довольно просто, пролистав книгу.
А ещё лучше понять спектр эмоций, что
мы можем от книги ожидать, помогут вам приёмы ниже.
Во-первых, сосредоточьте внимание. Адепты фоточтения рекомендуют для этого упражнение «мандарин» - в нём мы представляем ярко-оранжевый шарик размером с мандарин, находящийся у нас на голове точно на самой верхушке. В принципе, шарик и цвет вторичны, гораздо важнее направить часть своего внимания на макушку головы и там его удерживать. Также сосредоточиться поможет прямая спина
(особенно когда вы стоите), поджатые мышцы таза и бёдер (анус втянут, мышцы промежности в меру напряжены – мула-бандхи). Можете использовать и любые другие приёмы, лишь бы они позволяли вам достигнуть стабильного сосредоточения на несколько минут.
Во-вторых, очень полезно немного развести глаза. Взгляд направлен на центр книжного разворота, но как бы сквозь книгу, вдаль. В результате изображение книги у нас перед глазами раздваивается, и двоящиеся страницы
налезают одна на другую. Фокусировка взгляда при этом – на тексте, а сам взгляд мы стремимся сделать мягким, растянутым по возможности на всю страницу – чтобы не цепляться им «точечно» за отдельные слова, а видеть как можно больше.
И в таком режиме – неторопливо листаем книгу, отводя около полутора-двух секунд на каждый разворот. Можно немного меньше, особенно если у вас высокая концентрация внимания.
На книгу средней
толщины уходит минут пять-десять, особенно если её пролистать два раза – от начала до конца и от конца до начала, перевернув (да, в этом случае мы текст видим перевёрнутым, что особым образом подстёгивает наш мозг).
Когда я подобным образом пролистываю книгу, я также стремлюсь освободить голову от мыслей. Если какие мысли появляются – я их не гоню и не запрещаю себе, но я стремлюсь просто наблюдать их, а не думать. Моя основная цель – уловить
«настроение» текста, его тональности, может – угадать какие-то черты автора, что «просачиваются через текст». И, конечно же, «познакомиться» с книгой.
Казалось бы, как подобное «знакомство» может повлиять на скорость чтения? А вот влияет, ускоряя его процентов на двадцать и больше, и всё тут. Речь, конечно, не о запоминании огромных массивов текста с одного взгляда – даже разведчики такое если и могут, то в весьма ограниченных
объёмах и ценой колоссальных усилий. Мы же просто разглядываем текст с тем, чтобы при последующем чтении уже не столько «открывать заново» его, сколько узнавать – а узнавание в таком контексте заметно легче и приятнее.
Само собой, в полном объёме такую технику в книжном магазине не применишь. Да и дома подобное пролистывание может вызвать много вопросов у домашних. Но, по моему опыту могу точно сказать – оно того стоит. А следующем выпуске я расскажу, как
подобным приёмом улучшить у себя креативность.