Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Как читать, чтобы чтение вдохновляло?


Здравствуйте, друзья!

Сегодня я расскажу вам, что следует учитывать при планировании чтения (вы ведь время от времени прикидываете, что «хорошо бы» прочитать, а то и списки составляете, так?). А в следующих выпусках – про быструю подготовку к чтению, повышающую скорость оного процентов на 20-25, и экспресс-оценку эмоциональной атмосферы книги.

Имея дело с такой областью, как развитие памяти, внимания и интеллекта в целом, невозможно обойти тему чтения. И я практически на девятьсот девяносто девять процентов уверен, что большинство моих читателей интересовались и темой скорочтения, и разного рода «фоточтением», «ультрачтением» и другими набирающими популярность метОдами и практиками, благо оных развелось количество астрономическое и выбрать есть из чего.

Те из вас, кто имеет значительный опыт наблюдения над собой, знают, что полезно составлять список книг, что вы намерены прочитать в ближайшем будущем. И в то же время такой список может оказаться неимоверно вреден, особенно если в ваши стандарты поведения не встроена железобетонная дисциплина и титановая воля. Вполне возможно, есть среди вас даже такие, кто на собственном опыте пережил нечто подобное: вот составляешь такой «мегаумный» список с внушительным, но вроде бы подъёмным перечнем Очень Сёрьёзной и Неимоверно Полезной Литературы, но… Через месяц-другой обнаруживаешь, что уже недели четыре или больше про этот список не вспоминаешь, одна из книг из этого списка лежит под слоем пыли с закладкой где-то на первой трети, а сам попиваешь пивко, или играешь в компьютерные стрелялки, или подвисаешь с друзьями по какому-нибудь, пусть даже самому невразумительному, поводу… Книги же из списка вызывают рефлекторную зевоту и едва сдерживаемую гримасу, которую утром в зеркале увидеть – весь день под откос пустить…

Можно, конечно, в очередной раз сказать о том, что книги надо читать с интересом. И есть разные методы этот интерес вызывать – скажем, чередовать чтение заведомо интересной книги (скажем, фантастики Стругацких) с книгой нужной, но скучной. И чередовать по три минуты, чётко по хронометру. Отличный метод, я сам его порой применяю в особо «тяжёлых» случаях.

Но есть и другие нюансы, про которые мало кто пишет.

Каждая книга имеет свой эмоциональный фон. Этот фон мы усваиваем по ходу прочтения и в дальнейшем он у нас ассоциируется с книгой.
Порой про это говорят, кстати, что «личность автора просачивается сквозь текст». Пусть так. Пусть этот фон – отпечаток личности автора, не в этом суть.

Знакомство с некоторыми книгами нас вдохновляет. С некоторыми – веселит. От некоторых веет скукой и безнадёгой. Бывают книги легкомысленные. Бывают – сосредоточенные. Бывают яркие. Бывают занудные.

Если мы много читаем, нам важно регулярно этот фон менять. Иначе это… Как диета из одного блюда. Вот представьте: принесли вам великолепно приготовленную отбивную (для вегетарианцев – морковную или капустную котлету). Съели – вкусно, хорошо, полезно. Следующий приём пищи – та же самая отбивная. Ну ладно, ведь понравилось же! На следующий день – снова отбивная. Та-а-ак… Ну ладно, подождём. Но вот колокольчик снова звенит к еде, а на столе… Та-дам! Такая же отбивная! И снова, и снова, и снова…

Конечно, если голодно, то можно хоть месяц, хоть дольше питаться одним и тем же. Правда… Лично я после одной летней школы месячной продолжительности, где в меню жёстко доминировала гречка, где-то года два относился к этой великолепной каше как к крайне нежелательной еде. Это сейчас, отработав всю соответствующую «травматику», я время от времени ем её с удовольствием, особенно с молочком – м-м-м!... При этом, заметим, я стараюсь разнообразить пищу. А вот тогда, после месяца в палатках с избытком гречки в мисках…

С книгами – нечто похожее. Самые полезные и интересные книги приедаются, если их слишком много. Прочитать десять однотипных томов подряд – ещё пройдёт с художественной литературой, но едва ли «прокатит» с научно-популярной или серьёзной учебной.

Бывают, конечно, исключения – скажем, книги по профессии. Правда, при их чтении все разумные люди время от времени отвлекаются на что-нибудь, не связанное с работой (в том числе порой и на чтение художественной литературы). И ещё бывают специфические ситуации – вроде подготовки к экзаменам или вовсе подготовки диссертации, когда человек шерстит огромное количество литературы по довольно узкой теме.
В нормальной же жизни, когда мы читаем для «общего» и «профессионального» развития книги разной степени серьёзности, лучше составлять из них «винегрет». Кому-то при этом удобнее будет чередовать чтение книг в ключе «завершил одну – начал другую». Большинству же, полагаю, куда привлекательнее будет вариант с параллельным чтением двух и более книг. Поработал с книгой серьёзной – развлёкся с беллетристикой. Бывают и более сложные варианты с параллельным чтением трёх и даже четырёх книг, но они ситуативны и в большинстве случаев не актуальны.

Самое важное – уметь адекватно оценить эмоциональный фон книги, особенно научно-популярной. Будет ли она занудной или весёлой? Написана ли она с любовью или же через силу, со скукой? Стоит ли вообще за неё браться (в смысле, за полноценное чтение), или лучше ограничиться быстрым просмотром двух-трёх страниц с самой важной информацией и, скажем, схемами и рисунками?

В следующих выпусках я расскажу вам, как проделать такую экспресс-оценку. Замечу, регулярное её применение не только повышает качество восприятия книги, но и повышает креативность, улучшает концентрацию и развивает наши способности к чтению «между строк».

А на сегодня всё.

До скорого!

С уважением и любовью,

Павел Григал.


В избранное