Эффективный интеллект. Как условия запоминания влияют на память? Практика.
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня – про такую неочевидную вещь, как связь памяти и контекста (условий, в которых происходит запоминание информации). Сначала я расскажу о том, что же это собственно такое, а затем – как это применять практически для того, чтобы улучшить ответы на экзаменах или разного рода тестированиях, запоминание иностранных слов и не только.
Но прежде чем перейти к теме статьи, я озвучу
несколько организационных вещей.
Во-первых, в моей рассылке стало гораздо меньше рекламы. По крайней мере, не имеющей отношения к её тематике. Надеюсь, исчезновение ненужных баннеров облегчит вам жизнь и сэкономит время на загрузку писем.
Во-вторых, на сайте я намедни опубликовал пару статей, которые в рассылке не выйдут:
Чем мы не тараканы
или лобстеры? А ничем! Или?... - статья мотивационного характера о том, к каким трагичным последствиям приводят примитивные рефлексы обозначенных в названии животных. И о том, что наши рефлексы порой не сильно-то сложнее... Не будьте лобстерами, короче!
Вот и всё. А теперь - возвращаемся к теме контекста и запоминания!
Итак, существует простая закономерность: любую информацию проще всего вспомнить, если человек находится в тех же условиях, как и тогда, когда он запоминал её.
Скажем, если посетить места, в которых вы провели детство – то сами поразитесь, как много разных эпизодов из того времени «вдруг»
придёт на ум. Можно даже почувствовать себя «переполненным». Можно и обнаружить, что вспоминаете что-то такое, что и предположить не могли.
Возможны и куда менее позитивные примеры. Так в Америке, штат Колорадо, в одном небольшом провинциальном городке однажды случилась трагедия: двое школьников устроили стрельбу в здании местной библиотеки. Вскоре после этого библиотеку решили перестроить, причём родственники жертв сыграли в принятии этого решения самую важную роль. Они
очень хотели избавиться от того, что так сильно напоминало им о трагедии…
В ходе научных исследований проводились нейтральные по своей сути эксперименты, когда подводников просили заучивать списки слов. Заучивали они их в двух ситуациях: находясь на берегу, либо же на глубине. Когда их просили вспомнить то, что заучили, то оказалось, что слова, заученные на глубине, на глубине же и хорошо вспоминаются. Аналогично со словами, заученными на берегу – их хорошо было вспоминать
на берегу. А вот если просили вспоминать в других условиях – скажем, вспомнить на берегу список, заученный на глубине – то результаты оказывались заметно хуже.
Подобных экспериментов было проведено множество. И самое интересное началось, когда исследователи стали искать, какие же именно признаки способствуют запоминанию и вспоминанию. И можно ли это обойти.
Выяснилось, что существенными условиями являются не только факторы окружения, но и эмоции,
и физиологическое состояние человека.
Скажем, если человек печален – на ум сами «напрашиваются» печальные эпизоды из прошлого. Если улыбается – эпизоды будут радостные.
А вот если напиться и в таком состоянии куда-то спрятать ключи, то… Правильно, проще всего найти их будет в том случае, если напиться снова!
Ну хорошо. Это всё теория, занятная и любопытная, но пока ещё не превращённая в практические
рекомендации. Дальше встаёт вопрос – хорошо, теория тут занятная и интересная. Однако можно ли из всего этого выстроить какие-либо «полезные в народном хозяйстве» вещи?
Разумеется, можно. В продолжении этой статьи я расскажу вам о нескольких способах понизить уровень тревоги на экзамене и повысить лёгкость вспоминания заученного материала, как для этого использовать запах, как улучшить запоминание иностранных слов и предотвратить «путаницу», если изучаете
несколько языков.
Однако подробнее об этом вы сможете прочитать не здесь, а на сайте:
Если вас интересует тема защиты и развития собственной памяти - рекомендую к изучению видеокурс "Эффективные
психотехники" Ивана Полонейчика - Часть
1 и Часть 2. Я сам многое оттуда регулярно использую и даже что-то упоминаю в рассылке.