Эффективный интеллект. Как взбодриться, если вы засыпаете за рулём
Добрый день, уважаемые читатели!
Совсем недавно я отмахал 500 километров на машине, выехав рано утром, и решил сегодня рассказать вам про пару техник, которые могут очень здорово пригодиться, если вы засыпаете за рулём. Их описание вы найдёте в конце этой статьи и в следующей.
Нет, я не засыпал. Просто, не выспавшись, я в какой-то момент начал клевать носом, и вспомнил про другую ситуацию, где спать хотелось куда сильнее. В этот-то раз мне более чем хватило музыки в плеере.
Чтобы не терять времени, я поставил было в начале дороги себе аудиоурок по латыни, но мозг решил, что такая нагрузка на фоне четырёх часов сна – это как-то не здорово, о чём я сразу догадался, едва не вывихнув челюсть в эпическом зевке. Урок я дослушал, но затем переключился на музыку и записи интересных рассказов (кстати, прослушал целиком сборник «Индийский покойник» от Дмитрия Гайдука – и могу сказать, что мне понравилось), и лишь три часа спустя снова взялся за латынь. Пошла она после
этого намного лучше, хоть материал для меня совсем новый.
Кстати, сегодняшний выпуск я пишу с летней школы. Пять сотен километров от Москвы, деревня, сосновый бор, россыпи спелой черники прямо под ногами. Я сам сейчас сижу с ноутбуком в небольшом павильоне, отделённый от первозданной природы лишь противомоскитной сеткой.
Ну так вернёмся к теме дальней дороги.
Одно дело зевать, когда солнце недавно встало и приветливо освещает стелющуюся вдаль дорогу, и совсем другое – напряжённо всматриваться в ночную тьму, когда спать даже не просто хочется, а скорее тянет неудержимо. Знаете, когда вы вроде как моргнули – но так меееедленно-мееееедленно, и даже нельзя точно сказать, сколько времени прошло. Веки как свинцовые, фокусировка внимания даётся с огромным трудом,
и время от времени вы замечаете, что совершенно не смотрите, что там по сторонам, и совершенно не контролируете обстановку сзади, отчаянно вперившись взглядом в узкую полосу освещённой дороги прямо перед капотом машины.
Я был в подобной ситуации несколько раз. И меня очень здорово выручали медитации, которые я опишу дальше. Сразу вас предупреждаю: лучше всего освоить эти медитации заранее. И некоторое время практиковать их ежедневно, чтобы лучше «встроилось» в голову. Иначе, если вы впервые прочитаете описание такой медитации лишь в дороге в том самом отчаянно-сонном состоянии, что я описал выше, то просто ничего не поймёте. И ещё одно предупреждение: такая медитация, само собой, выполняется
не на ходу, а в полностью остановленной машине. Мотор можно не выключать, но ехать никуда нельзя – хотя бы потому, что выполняется она с закрытыми глазами.
Ну что ж, поехали дальше.
Выполняется медитация просто. Поза – сидя с прямой спиной. Однако откинуться в водительском кресле тоже можно, ничего страшного от этого не будет.
Сначала – несколько вдохов-выдохов, не меньше трёх. Я рекомендую вдох носом, выдох – через рот, губы расслаблены. Стараетесь выдох делать в два-три раза короче вдоха, но в любом случае следите за тем, чтобы дыхание вас не напрягало. Цель – расслабиться, а не выяснить, насколько же долго вы можете выдыхать.
Итак, три спокойных вдоха-выдоха.
Затем – обратный отсчёт. Обратный отсчёт является своеобразным якорем, стимулом для условного рефлекса, и его особенно важно проработать в домашних, тренировочных условиях, чтобы сам рефлекс сформировался. Суть в том, что на каждый счёт следует расслабить определённую часть тела. Точный порядок неважен, но лучше соблюдать последовательность от макушки и лица к стопам или наоборот. Хотя, если вы выясните, что лично вам удобнее расслабляться,
начиная с живота – да сколько угодно! Хоть с плеча, хоть с афедрона. Тем не менее, учтите следующие несколько моментов:
Кисти и пальцы требуют тщательной проработки. Один счёт – на кисти и пальцы, другой – на руки в целом. А вот ноги можно за один счёт, если торопитесь.
Если на голову уходит до пяти счётов из десяти – это нормально. Особенно если вы начинаете с расслабления лица (оно вообще достойно детальной проработки – щёки, скулы, лоб, глаза, передняя часть шеи и т.п.) В любом случае, расслабление лица очень помогает расслабить всё тело.
Если вы знаете, что где-то у вас есть зажимы, сильно напряжённые мышцы, выделите на эти области два-три счёта.
Всего счётов следует делать десять.
Первое время вы прорабатываете обратный отсчёт, мысленно проговаривая что-то вроде:
«Десять. Расслабляются мышцы моего скальпа, выравнивается и разглаживается лоб. Девять. Я обнимаю вниманием и расслабляю глаза и брови, чувствую, как усталость покидает глазные яблоки. Восемь. Расслабляются щёки и скулы, расслабление перекидывается на губы. Челюсть расслаблена, язык свободно подвешен. Семь. Расслабляются мышцы шеи, уходит напряжение из воротниковой зоны. Шесть. Расслабляются руки….»
Первое время следует всё прорабатывать очень тщательно, на такой обратный отсчёт может уходить до десяти минут. Но со временем очень хорошей степени расслабления (замечу: она тем лучше, чем тщательнее была проработка в самом начале) можно будет достигать менее, чем за полминуты – как раз то, что нужно в дороге.
Порой может быть так, что просто нескольких минут в расслабленном медитативном состоянии может быть достаточно для того, чтобы потом ещё час или больше спокойно ехать, не опасаясь слишком медленного моргания. Особенно если вы, расслабившись, внушаете себе, что в теле идут процессы, быстро снимающие усталость и ускоряющие восстановление.
Однако всё это будет ещё эффективнее, если в расслабленном состоянии ещё и правильно подышать.
И вот о дыхании я расскажу в следующий раз.
А пока – высыпайтесь и будьте внимательнее на дорогах!
Павел Григал.
Gzomrepus.ru
- тренируем возможности своего мозга! От лёгких разминок, повышающих в
разы эффективность любой интеллектуальной деятельности, до
продолжительных курсов, нацеленных на развитие умственных возможностей!