Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! План чтения. Триста книг за год? Легко!
Добрый день, уважаемые подписчики!
Сегодня - весьма объёмный выпуск. В самом начале - статья про стратегию быстрого чтения. Если вы хотите много и быстро читать, вам такая стратегия подбора и распределения литературы жизненно необходима. Здесь я рассматриваю свой вариант таковой.
И уже после статьи - кое-то про мои курсы.
План чтения. Триста книг за год? Легко!
В этой статье я поделюсь с вами той стратегией, которую использую для чтения большого количества литературы
сам.
Скажу сразу, здесь я не буду описывать приёмы быстрого чтения или какие «секретные методики КГБ». Всего этого хватает и так – как в моих статьях, так и в вагонокилометрах литературы в книжных. Если вы действительно хотите научиться быстро читать – вы научитесь. Даже и без учебников. А если такое желание – всего лишь блажь, то никакие, самые «мощные» тренинги, вам не помогут.
Итак.
Я окончил ВУЗ (причём диплом защищал по теме, за которую получил патент)
и аспирантуру (получив степень кандидата биологических наук). Думаю, понятно, что всё это было бы нереально, если бы я читал мало. Нет-нет, варианты «покупки диплома и степени я даже не рассматриваю – на тот момент мне это было, прямо скажем, не по карману. Опять-таки определённые представления о чести и всё такое.
Самое ценное, что я вынес из того опыта в отношении чтения, было не умение быстро читать, а определённые наблюдения психологического характера, которые я сделал над собой и вычитал
из книг, пронаблюдав опять-таки на себе и знакомых. Эти наблюдения касались особенностей того, как я читаю, если смотреть «с высоты птичьего полёта».
Скажем, если надо было прочитать десятков пять статей за неделю (а примерно с такой задачей я столкнулся, когда писал часть литературного обзора), то я вполне успешно с этим справился – на каждую статью заводил что-то вроде карточки, читал её не сквозняком, а структурно, оценивая, насколько она мне в тему и стоит ли вообще ей заниматься. Я
был очень здорово мотивирован, и работа шла споро.
А вот в периоды «затишья» какой-нибудь важный, но нудный учебник, на который должно было бы уйти дня три, мог застопориться на недели или даже на пару месяцев – настолько не хотелось мне им заниматься.
На основе множества подобных наблюдений я разработал стратегию, которую использую сейчас. Да, я уже писал о том, что у меня в планах на этот год – прочесть 200 книг? Это не считая всяких обучающих фильмов? Так вот: уже сейчас
у меня в более десятка «галочек». По состоянию на 14 января – 8 полностью прочитанных и 3 в проработке. Это – несмотря на сами-знаете-какие новогодние праздники (в течение которых я только за рулём провёл в общей сложности больше четырёх дней!) Определённо уже сейчас могу сказать, что поставленные планы – совершенно реальны. Особенно учитывая мою возрастающую скорость чтения.
Итак, какую же стратегию я использую?
Во-первых, я поделил книги на четыре основные категории:
Стандартные
книги – просто книги объёмом от 200 до 400 страниц, которые читаю, особо не останавливаясь. Порой выписываю идеи, вклеиваю закладки (о них – вообще особый разговор, но позже).
Ускорители – то же самое, что и стандартные книги, но читающиеся намного быстрее. Либо за счёт меньшего объёма (до 100 страниц или немного больше), либо, скажем, за счёт большого количества иллюстраций. Ускорителями я их называю за то, что, как правило, такую книгу легко прочитать за час-полтора и поставить галочку
напротив её названия в списке литературы, намеченной к прочтению.
Талмуды – серьёзные книги большого объёма. Академические учебники, научные монографии, написанные сухим и чёрствым языком. Объёмные таблицы, сложные массивы данных для усвоения.
Учебники – это далеко не все книги, на которых написано «учебник». В категорию учебников попадают те конкретные книги, по которым вы собираетесь осваивать конкретный важный навык. Скажем, у меня в проработке сейчас – очередной
учебник скорочтения. Пожалуй, лучший из всего, что я читал на эту тему.
Итак, к чему это разбиение? А для того, чтобы примерно представлять процесс планирования.
Более 80% плана (а то и 90%) должно приходиться на стандартные книги и ускорители. Важно: ускорители быть должны (они помогают поддерживать ощущение быстрого продвижения тогда, когда не хватает времени), но нельзя ими злоупотреблять! Думаю, оптимально – от четверти до трети от вышеупомянутых 80-90 процентов.
Именно эти
книги мы читаем быстро и в целом получаем от них ощущение «потока». Какие именно книги пойдут в этот раздел – решать вам. Большинство научно-популярных книг, скажем. Здесь же могут оказаться и научные монографии – если вы специалист в их области и читаете таковые почти как популярные журналы.
Теперь – талмуды и учебники.
Оные читаются параллельно со стандартными книгами и ускорителями. Однако если стандартные книги мы читаем от корки до корки и откладываем, то учебники
– читаем в куда меньшем темпе. Скажем, если учебник рассчитан на 20 дней, то и надо читать его двадцать дней. Понятно, что уходить будет, скажем, 5-10 минут в день, но надо же не только читать, а ещё и выполнять то, чему он учит – иначе какой же это учебник? Если речь идёт о гимнастике – надо делать оную, если о скорочтении – то отрабатывать излагаемые приёмы на других книгах (тех же стандартных), ну и так далее.
Таким образом, чтение учебников мы искусственно замедляем. Именно
для того, чтобы учиться.
С талмудами ситуация иная. Их просто нельзя читать от корки до корки, если вы не книжный червь или научный работник, специализирующийся на теме оного талмуда. Очень быстро зашорятся глаза и потеряете нить.
Поэтому – читаем талмуды по предварительно составленному плану, по главам. После каждого параграфа немного прерываемся и мысленно пробегаем по всему прочитанному. Опять-таки, если есть вопросы для самопроверки в конце главы – то сначала смотрим их, а потом уже
читаем главу (это правда очень здорово помогает структурировать информацию, и также рекомендуется для многих учебников).
Получается, что совершенно нормально, если вы «одновременно» читаете две-три книги. У меня примерно так сейчас и получается: учебник по скорочтению, очередная фундаментальная книга по памяти, и серия книг (стандартных) по разным разделам прикладной психологии и не только.
В некоторых случаях имеет смысл в одну категорию с книгами ставить видеофильмы и аудиоматериалы.
В этом случае записи продолжительностью до часа с небольшим я отношу к ускорителям, от полутора до трёх – к «стандартным», а от четырёх-шести (бывают видеоучебники и на 10, и на 20 часов) – к «талмудам».
Конечно, это не все аспекты моей стратегии. Но кому действительно надо – тот разберётся. А кому не надо – всё равно едва ли использует.
А теперь - про мои курсы.
В ближайшее время стартует очередной прогон курса "Память и внимание:
выходим на новый уровень".
Кто-то будет прорабатывать второй модуль (работу с воспоминаниями и активизацию долговременной памяти), кто-то пойдёт в третий (стратегическое планирование, наработка супервнимания и суперконцентрации).
А вы - не желаете ли в первый модуль? Первый модуль - просто "выходим на новый уровень". Это - отработка всего понемногу. Память, внимание, угол зрения, скорость... И всё вместе в синергии даёт порой очень и очень красивый и захватывающий эффект. 4 недели
тренировок, которые вы распределяете сами - хоть дома, хоть на работе, хоть в транспорте, хоть на бегу... Главное - захотеть.
Конечно, в ближайшее время будет подробнее. Восстановится мой сайт, будет выложен подробный прайс, анонс новых курсов, улучшения старых... Но это всё - чуть позже. А пока, поскольку прямо сейчас я не могу предложить вам завлекательнейшее описание и удобную во всех отношениях кнопку "купить", могу компенсировать это скидкой. Пишите прямо мне - сейчас первый модуль стоит
всего 2000 рублей (позже он будет стоит 2,5к и более, я буду его понемногу улучшать ещё где-то месяца три-четыре). Пишете мне - получаете ссылку на оплату - оплачиваете и выбираете удобное время прохождения.
Важно: это предложение действует лишь до вечера субботы.
Так что помните - от скорости вашей реакции зависит качество нашей!
Приятной практики,
Павел Григал.
P.S.: Недавно один серьёзный человек в лоб спросил меня - а зачем мне, мол, тренировать
память и внимание? И в самом деле, зачем? Ведь любой ответ на этот вопрос, скорее всего, практически ничего не будет значить для человека, который не желает развиваться, не желает достигать новых высот в своей жизни, не желает каждый день становиться чем-то бОльшим, чем он является сейчас... Так что задайте себе вопрос - а зачем персонально вам развивать память и внимание?