Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Зефирный тест: активно жди, чтобы получить больше
Добрый день, уважаемые подписчики!
Поздравляю Вас с прошедшим Новым Годом и Рождеством.
За прошедшие несколько дней и перечитал массу интереснейших книг, и заготовил
целую серию статей. Скажем, в ближайших выпусках вы прочитаете про типы
интеллекта и зачем они нужны. А пока - предлагаю вашему вниманию статью
Зефирный тест: активно жди, чтобы получить больше
Зефирный тест – отличная иллюстрация того, насколько
мы на самом деле можем контролировать свои желания и ожидания.
Предложил его Уолтер Мишел из Колумбийского
Университета. Исходно он проводил эти исследования с четырёхлетними детьми.
Тест заключался в следующем: ребёнка приводили в
комнату, где на тарелке на столе лежал кусочек зефира. Или, возможно, какого-то
другого лакомства (другие лакомства и вообще другие типы стимулов
использовались позже, а исходно был именно зефир – за что тест и получил своё
название). Исследователь говорил ребёнку: вот лежит зефир, ты можешь его съесть
хоть сейчас, хоть немного позже, но если ты дождёшься моего возвращения, то
получишь не один, а два кусочка зефира.
Ждать надо было всего-то десять минут. Если же ребёнок
не выдерживал и съедал тот кусочек, что уже был ему доступен, он не получал
ничего.
Кстати, а как повели бы себя вы? Или, быть может, ваши
дети – если они у вас уже есть? Попробуйте это представить, или даже поставьте
такой эксперимент с детьми.
Скрытая камера во время таких исследований фиксировала
поведение детей. Многие сразу хватали кусочек зефира и съедали его без
раздумий. Другие пытались терпеть, но всё равно не выдерживали, и в итоге
дополнительного кусочка так и не получали. Но находились и такие, кто успешно
проходил испытание, получая в награду вторую зефирину. Такие дети вели себя
по-разному – кто-то пел или играл, кто-то закрывал глаза, редкие одиночки даже
засыпали! Но главное – все они успешно выдерживали ожидание.
Ну, получил ребёнок кусочек зефира, - скажете вы, - и
что тут такого? Подумаешь – пойду в ближайший магазин и куплю себе целую пачку.
Как вы, думаю, уже догадываетесь, не в зефире дело. А
в результатах исследования, которое одним только этим тестом не ограничилось.
Так вот: позднее исследователи смотрели, каковы успехи
детей, участвовавших в тесте, при обучении в школе. И оказалась, что группа «стоиков»,
дождавшихся второго кусочка, добилась куда больших успехов в учёбе и в жизни,
чем те, что слопали свой зефир сразу. «Стоики» оказались более дисциплинированы
и демонстрировали куда более заметные академические успехи и быстрый карьерный
рост.
А вот это уже наводит на мысли, не правда ли?
Фактически, зефирный тест имеет отношение к тому, как
мы воспринимаем время и на чём можем фокусироваться – на текущем моменте или на
отсроченном результате, долговременной цели. Понятно, что если у человека есть
цель и достаточная дисциплина, чтобы каждый день делать что-то для её
достижения, то рано или поздно он к ней придёт (и спектр целей, для которых это
утверждение будет справедливо, куда шире, чем кажется!).
Но кто бы мог подумать, что «диагностировать» отношение
человека ко времени можно ещё в четырёхлетнем возрасте при помощи – всего лишь!
– кусочка зефира?
Ведь очень многие стратегически важные виды
деятельности, в том числе образование, развитие памяти и внимания или
системного мышления – это как «ожидание зефира» (причём куда более эфемерного,
чем то, что можно положить на тарелку и сходу съесть). Но без такого ожидания,
наполненного активной (и порой весьма трудоёмкой!) деятельностью настоящего
успеха не достигнешь.
Зато каждый радостно закивает головой, услышав
пословицу-ловушку «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». С таким подходом
так и будешь сидеть на жиденьком синичьем бульоне и сокрушаться о
недостижимости больших целей…
К счастью, отношение ко времени можно поменять. Но это
– тема других статей.