Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Зефирный тест: активно жди, чтобы получить больше


Добрый день, уважаемые подписчики!

Поздравляю Вас с прошедшим Новым Годом и Рождеством. За прошедшие несколько дней и перечитал массу интереснейших книг, и заготовил целую серию статей. Скажем, в ближайших выпусках вы прочитаете про типы интеллекта и зачем они нужны. А пока - предлагаю вашему вниманию статью

Зефирный тест: активно жди, чтобы получить больше

Зефирный тест – отличная иллюстрация того, насколько мы на самом деле можем контролировать свои желания и ожидания.

Предложил его Уолтер Мишел из Колумбийского Университета. Исходно он проводил эти исследования с четырёхлетними детьми.

Тест заключался в следующем: ребёнка приводили в комнату, где на тарелке на столе лежал кусочек зефира. Или, возможно, какого-то другого лакомства (другие лакомства и вообще другие типы стимулов использовались позже, а исходно был именно зефир – за что тест и получил своё название). Исследователь говорил ребёнку: вот лежит зефир, ты можешь его съесть хоть сейчас, хоть немного позже, но если ты дождёшься моего возвращения, то получишь не один, а два кусочка зефира.

Ждать надо было всего-то десять минут. Если же ребёнок не выдерживал и съедал тот кусочек, что уже был ему доступен, он не получал ничего.

Кстати, а как повели бы себя вы? Или, быть может, ваши дети – если они у вас уже есть? Попробуйте это представить, или даже поставьте такой эксперимент с детьми.

Скрытая камера во время таких исследований фиксировала поведение детей. Многие сразу хватали кусочек зефира и съедали его без раздумий. Другие пытались терпеть, но всё равно не выдерживали, и в итоге дополнительного кусочка так и не получали. Но находились и такие, кто успешно проходил испытание, получая в награду вторую зефирину. Такие дети вели себя по-разному – кто-то пел или играл, кто-то закрывал глаза, редкие одиночки даже засыпали! Но главное – все они успешно выдерживали ожидание.

Ну, получил ребёнок кусочек зефира, - скажете вы, - и что тут такого? Подумаешь – пойду в ближайший магазин и куплю себе целую пачку.

Как вы, думаю, уже догадываетесь, не в зефире дело. А в результатах исследования, которое одним только этим тестом не ограничилось.

Так вот: позднее исследователи смотрели, каковы успехи детей, участвовавших в тесте, при обучении в школе. И оказалась, что группа «стоиков», дождавшихся второго кусочка, добилась куда больших успехов в учёбе и в жизни, чем те, что слопали свой зефир сразу. «Стоики» оказались более дисциплинированы и демонстрировали куда более заметные академические успехи и быстрый карьерный рост.

А вот это уже наводит на мысли, не правда ли?

Фактически, зефирный тест имеет отношение к тому, как мы воспринимаем время и на чём можем фокусироваться – на текущем моменте или на отсроченном результате, долговременной цели. Понятно, что если у человека есть цель и достаточная дисциплина, чтобы каждый день делать что-то для её достижения, то рано или поздно он к ней придёт (и спектр целей, для которых это утверждение будет справедливо, куда шире, чем кажется!).

Но кто бы мог подумать, что «диагностировать» отношение человека ко времени можно ещё в четырёхлетнем возрасте при помощи – всего лишь! – кусочка зефира?

Ведь очень многие стратегически важные виды деятельности, в том числе образование, развитие памяти и внимания или системного мышления – это как «ожидание зефира» (причём куда более эфемерного, чем то, что можно положить на тарелку и сходу съесть). Но без такого ожидания, наполненного активной (и порой весьма трудоёмкой!) деятельностью настоящего успеха не достигнешь.

Зато каждый радостно закивает головой, услышав пословицу-ловушку «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». С таким подходом так и будешь сидеть на жиденьком синичьем бульоне и сокрушаться о недостижимости больших целей…

К счастью, отношение ко времени можно поменять. Но это – тема других статей.

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное