Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Четыре ключевых аспекта эмоционального интеллекта
Добрый день! В этой статье я расскажу про ключевые аспекты эмоционального интеллекта. Думаю, после одного лишь перечисления этих аспектов вы сразу поймёте, почему эмоциональный интеллект так важен для всевозможных управленцев и других менеджеров, работающих с людьми. Итак, это:
Самовосприятие
Управление собой
Социальная восприимчивость
Управление отношениями
Думаю, несложно догадаться, что первые два пункта (самовосприятие и управление собой) относятся
к внутриличностному интеллекту, а вторые два (социальная восприимчивость и управление отношениями) – к межличностному интеллекту, или, как ещё говорят, к социальной компетентности. Важнейшим моментом в отношении любого типа интеллекта является понимание того, что его можно развивать и улучшать. Вот ведь, кстати, ирония судьбы: читая книгу про типы интеллекта, я натолкнулся на утверждение, что, мол, любой тип интеллекта можно развивать. А читая книгу про эмоциональный интеллект, я прочитал нечто
иное: что, мол, эмоциональный интеллект развивать можно, а те типы интеллекта, что измеряются тестами на IQ – нельзя. Сам я глубоко убеждён, что развивать можно любой тип интеллекта, хоть вербально-лингвистический, хоть межличностный. Вопрос лишь в том – как. Если говорить про управление собой, то можно выделить целую группу стратегий, из которых сейчас я упомяну лишь некоторые. К примеру, такая стратегия, как контроль дыхания. Ведь известно, что разные эмоциональные состояния
вызывают разное дыхание – то ровное и глубокое, то поверхностное и прерывистое. Какое лучше? Понаблюдайте за собой – найдёте ответ. Посчитайте до десяти, прежде чем делать вывод или принимать решение по эмоционально значимому вопросу. При всей кажущейся простоте – чрезвычайно действенная вещь для управления собой. Больше смейтесь и улыбайтесь. Не зацикливайтесь на «позитивном мышлении» со сжатыми зубами и затаённой в уголках глаз ненавистью на всё и вся. Просто – больше
смейтесь и улыбайтесь, ищите поводы для радости и счастья. Как говорил Козьма Прутков, хочешь быть счастливым – будь им. Увы, верно и обратное, что нам регулярно демонстрируют «знатоки жизни», выдавая белиберду вроде «пессимист – это хорошо информированный оптимист». Поговорите с человеком, не вовлечённом в вашу проблему эмоционально. Со стороны виднее. Разумеется, будет весьма мудро выбрать мудрого и опытного, а также чуткого и доброго собеседника. Научитесь извлекать
ценные уроки из общения с каждым человеком. Да, с каждым. Чему научила вас встреча с профессором? А с тем гопником из подворотни? Кажется, что лишь банальные советы. Однако по каждому из них написаны целые книги. По некоторым – даже учебники с сотнями «фишечек» и «техник». А на деле всё понятно и без всякого академизма. Просто понимать мало – надо делать. Приятной практики! Павел Григал.