[TIFLO] Учителя присутствуют незримо

Санкт-Петербургские Ведомости
Выпуск096 от 29.05.2007
Учителя присутствуют незримо
Анастасия ДОЛГОШЕВА
На последнем звонке в этой школе педагоги и родители всхлипывали, пожалуй, сильнее,
чем в прочих школах. Потому что беспокойство <как наши дети устроятся
в большой жизни> тут вдвойне. <Наши дети> - выпускники школы1 для слепых и слабовидящих
детей им. Грота.
Особо художественная школа
В школу на последний звонок меня пригласили месяца полтора назад, когда здесь,
как и во всем Петербурге, сдавали репетиционный ЕГЭ по русскому языку (кстати,
в единственной из коррекционных школ России).
К последнему звонку возле школы уже вовсю цвели тюльпаны и прочая флора, названия
которой я не знаю, но видела ее во время ЕГЭ в нескольких десятках ящиков
рассадой. Это личное дело директора школы Алексея Мухина - у него, филолога,
искусствоведа, культуролога, слабость к цветам. А на последнем звонке гости
из районной администрации вместе с выпускниками высаживали заранее взлелеянные
директором кусты роз - закладывали, так сказать, новую традицию. И, к слову,
сообщили, что губернатор города выделила на ремонт одного из корпусов учебного
заведения 37 миллионов рублей.
По обилию цветов, по яркости и декору школы можно предположить, что это учебное
заведение с серьезным уклоном в какие-нибудь художества. Забор - веселенький,
разноцветный (говорят, профессионалы из Мухинского кисти приложили). На стенах
красочные плакаты и рисунки. Когда тебе пояснят, что художества сотворены
детьми, которые либо не видят ничего, либо видят очень плохо, ты стоишь с раскрытым
ртом и невежливо сомневаешься: <Да ну, что, правда что ли?>.
Ваше благородие
Итак, последний школьный звонок. Выпускник в роли <товарища Сухова> из ясно какого
фильма обращается к череде выпускниц в паранджах: <Товарищи предметы!>.
В смысле не женщины-предметы, а предметы: математика, русский, литература и так
далее.
<Любимая жена Гюльчатай> знаете кто? Анатомия. В другой школе такая сценка показалась
бы просто хохмой; здесь - острота с глубоким подтекстом: анатомия
действительно становится важнейшим предметом, потому что будущая профессия у
многих здешних выпускников - массажист; из них классные массажисты получаются.
Но поступают и в вузы - кто-то в Герцена на коррекционную педагогику; кто-то
на юрфак в большой Университет. Как мне сообщил один выпускник, он намеревается
идти на прикладную математику, потому что <на это у меня ума хватит>. Я сказала,
что завидую, потому что мне бы ума не хватило.
В вузы выпускников таких школ берут по конкурсу, но с учетом льгот: поступить
можно и с тройками. Но как студент будет учиться дальше - уже его забота.
Некоторые вузы ставят дополнительное условие: чтобы у слепого или слабовидящего
был свой компьютер, без этого учиться просто невозможно. Так что крайне
важна поддержка родных вплоть до чтения вслух учебника. С такой поддержкой один
бывший выпускник школы, тотально незрячий, дорос до коллегии адвокатов.
Выпускники закатили такой концерт, что мне за свой выпускной в не самой последней
школе стало неловко. Это не преувеличение. Дело даже не в пресловутых
музыкальных сверхспособностях у людей с плохих зрением. Замдиректора по музыкально-эстетическому
воспитанию Александр Барканов, кстати, говорит, что безусловная
музыкальность слепых - миф; тем более что слепота редко идет сама по себе, чаще
сопровождается рядом других заболеваний. Но одаренность музыкальная действительно
есть у многих. Главное - развивать. Поэтому в школе есть занятия по вокалу, занятия
на струнных инструментах...
Есть подаренный спонсорами уникальный <камерный зал>, уникальный, потому что
обустраивали его специалисты, которые занимаются акустикой для подводного флота.
В небольшой комнате с мягкими креслами звук тебя буквально обволакивает. Зал
используют и как комнату для психологической разгрузки, а Александр Барканов
регулярно устраивает для желающих лекции на разные музыкальные темы (в том числе
доказывает, что рок существовал во все времена, ибо во все времена была
музыка, которая человека <встряхивала>).
Да, так о концерте: поразила не музыкальность. Поразило отсутствие скованности
на сцене. Мне объяснили почему. Излишнее стеснение - непозволительная роскошь:
здесь видят руками, поэтому мальчик запросто возьмет за руку девочку. И сплошь
и рядом по школьным коридорам ходят парочки: слабовидящий ведет слепого.
Так что не до условностей. С чем сложно на сцене, так это с постановкой движения.
Но и тут выкрутились. Вот вам история. Девятиклассник Владимир Бабайцев
должен был выступать на всероссийском конкурсе <Таланты и поклонники> - конкурсе
без всяких скидок на нездоровье. Голос у статного симпатичного Володи
постарше его самого: на слух - низкий баритон зрелого мужчины, редкий по красоте.
Но одним баритоном публику не возьмешь, пытались поставить Володе хоть
какое-нибудь сценодвижение - и не получилось.
Как по сцене двигаться, если видишь только... ну вот если взять пустой стержень
шариковой ручки и в него посмотреть - вот это и есть поле зрения. Так педагоги
придумали гениально: Володя, исполняя песню (подбирали со вкусом старую <Я сказал
тебе не все слова>), стоит не шелохнувшись. И эта сдержанность публику
завораживает. Бабайцев стал лауреатом конкурса; приз - запись на профессиональной
студии. Впрочем, он и сам себе может <минусовку> на компьютере записывать
- изучал компьютерные программы с помощью голосового редактора.
Парфюм не менять
Спрашиваю директора Мухина: сомневался ли он, когда его пригласили директором
в эту школу. Мухин говорит: <Не сомневался. Поначалу вообще отказался>. Как
у многих педагогов, были опасения: приду, детей увижу - и в слезы.
А потом оказалось - ничего подобного. Никаких <бровей домиком> и никаких <ой,
бедненькие!>. Просто надо перейти на другой язык - и довольно быстро освоишься.
И привыкнешь, что пишут здесь справа налево (чтобы, перевернув страницу, читать
слева направо); или что на памятнике Гроту возле школы (работа самого Антокольского)
изображены отнюдь не буквы по Брайлю, а просто стилизация под кириллицу. Привыкнешь,
что дети узнают тебя, как в песне, <по походке>. И по парфюму. Директор
Алексей Викторович даже усмирил свою страсть к смене одеколонов: стал в выборе
ароматов более постоянным, чтобы детей не путать.
..На последнем звонке кто-то сказал о том, что учителя будут с выпускниками по
жизни и дальше - незримо. Скорее всего, это была метафора, а получилось
буквально. Или вот вам еще картинка. Зима. Снега кот наплакал. Во дворе школы
им. Грота идет урок физкультуры. На лыжах по двору тихонько идут дети, а
впереди бежит физрук с лопатой, быстренько собирает снег с газонов и подбрасывает
на лыжню. Это и буквально, и метафора.
Выпуск листа на новом месте: 2919
Информационное письмо
Интернет-форум
<Вопросы изучения и решения проблем инвалидности>
Организаторы: Министерство культуры Ставропольского края, Министерство труда
и социальной защиты населения Ставропольского края, ГУК <Ставропольская
краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского>
Сроки проведения: 1 июня - 1 сентября 2007г.
Участие в форуме является бесплатным.
К участию в форуме приглашаются представители органов власти, социальной
защиты, учреждений культуры, науки, образования, общественных организаций и
другие заинтересованные лица.
Целью форума является обсуждение и обмен опытом работы по теоретическим и
практическим вопросам реабилитации инвалидов.
Вопросы для обсуждения:
- Считаете ли вы, что формирование толерантных отношений отразится на
положении инвалидов в обществе? Какие способы решения проблемы повышения
социального статуса инвалида кажутся вам наиболее действенными?
- Настоящее и будущее социальной защиты инвалидов по зрению в России.
Насколько актуален и применим зарубежный опыт в наших условиях? В чем
сходство и принципиальное отличие подходов к социальной защите в разных
странах?
- Место образования в реабилитации инвалида. Будут ли востребованы обществом
его профессиональные знания или они окажутся знаниями <для себя>?
- Технологии социокультурной деятельности государственных и муниципальных
учреждений. Каковы пути использования менеджмента и маркетинга в решении
проблем социокультурной реабилитации инвалидов? Какие формы продвижения
информационно - библиотечных услуг вы считаете наиболее перспективными в
работе с инвалидами по зрению?
- Может ли, по вашему мнению, активная деятельность общественных организаций
инвалидов по защите своих прав реально повлиять на становление гражданского
общества?
Для участия в форуме:
- отправьте документ (сообщение, мнение, доклад) на адрес библиотеки:
doc@s*****.ru, после обработки оператором он будет размещен на сайте
библиотеки http://www.skbs.ru
Для обсуждения вопросов участнику форума необходимо:
- зарегистрироваться по адресу: http://biblforum.communityhost.ru, (ввести
свой логин и пароль) и выбрать тему дискуссии
По итогам Интернет-форума планируется проведение <круглого> стола <Незрячий
в обществе: социальные контакты> и издание сборника.
Ставрополь, СКБС, ноябрь 2007г.
В заявке на участие в Интернет - форуме необходимо указать следующие
сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая
степень и ученое звание, служебный, домашний адрес и телефоны, электронный
адрес.
В оргкомитет предоставляется электронный вариант текстов. Объем до 10
страниц. В текстовом редакторе Microsoft World. Шрифт: Times New Roman,
стиль Normal. Размер шрифта - 14, одинарный интервал. Красная строка -
1,27см. Выравнивание: по ширине (включая заголовки). Инициалы и фамилия
автора помещаются в правом верхнем углу, примечания и автоматические
сноски - в конце текста. Поля сверху и снизу: 2,5 см, слева - 2,5 см,
справа - 1,5 см. Просьба не включать без крайней необходимости чертежи,
рисунки, таблицы.
Оргкомитет.
Выпуск листа на новом месте: 2922