Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-05-30

[TIFLO] воображение вырывает слепых из тьмы

McCann Erickson: воображение вырывает слепых из тьмы

Некоммерческая организация Fundacao Dorina Nowill запустила в Бразилии телевизионную
рекламную
кампанию
с целью собрать пожертвования для выпуска книг, напечатанных по системе Брайля.

В споте точки Брайля <выступают> против абсолютной тьмы, давая слепому человеку
возможность <видеть> окружающую его реальность.
Ролик заканчивается теглайном: <Они могут это представить. Именно поэтому мы
хотим увеличить выпуск книг, напечатанных по системе Брайля>.

Концепция ролика была создана давним креативным партнером этого общества помощи
слепым - агентством McCann Erickson Sao Paulo.

В качестве саундтрека к ролику была использована песня Snow Patrol <Open your
Eyes>.

Выпуск листа на новом месте: 2920

   2007-05-30 07:41:37 (#669063)

[TIFLO] Учителя присутствуют незримо

Санкт-Петербургские Ведомости

Выпуск096 от 29.05.2007
Учителя присутствуют незримо
Анастасия ДОЛГОШЕВА

На последнем звонке в этой школе педагоги и родители всхлипывали, пожалуй, сильнее,
чем в прочих школах. Потому что беспокойство <как наши дети устроятся
в большой жизни> тут вдвойне. <Наши дети> - выпускники школы1 для слепых и слабовидящих
детей им. Грота.

Особо художественная школа

В школу на последний звонок меня пригласили месяца полтора назад, когда здесь,
как и во всем Петербурге, сдавали репетиционный ЕГЭ по русскому языку (кстати,
в единственной из коррекционных школ России).

К последнему звонку возле школы уже вовсю цвели тюльпаны и прочая флора, названия
которой я не знаю, но видела ее во время ЕГЭ в нескольких десятках ящиков
рассадой. Это личное дело директора школы Алексея Мухина - у него, филолога,
искусствоведа, культуролога, слабость к цветам. А на последнем звонке гости
из районной администрации вместе с выпускниками высаживали заранее взлелеянные
директором кусты роз - закладывали, так сказать, новую традицию. И, к слову,
сообщили, что губернатор города выделила на ремонт одного из корпусов учебного
заведения 37 миллионов рублей.

По обилию цветов, по яркости и декору школы можно предположить, что это учебное
заведение с серьезным уклоном в какие-нибудь художества. Забор - веселенький,
разноцветный (говорят, профессионалы из Мухинского кисти приложили). На стенах
красочные плакаты и рисунки. Когда тебе пояснят, что художества сотворены
детьми, которые либо не видят ничего, либо видят очень плохо, ты стоишь с раскрытым
ртом и невежливо сомневаешься: <Да ну, что, правда что ли?>.

Ваше благородие

Итак, последний школьный звонок. Выпускник в роли <товарища Сухова> из ясно какого
фильма обращается к череде выпускниц в паранджах: <Товарищи предметы!>.
В смысле не женщины-предметы, а предметы: математика, русский, литература и так
далее.

<Любимая жена Гюльчатай> знаете кто? Анатомия. В другой школе такая сценка показалась
бы просто хохмой; здесь - острота с глубоким подтекстом: анатомия
действительно становится важнейшим предметом, потому что будущая профессия у
многих здешних выпускников - массажист; из них классные массажисты получаются.

Но поступают и в вузы - кто-то в Герцена на коррекционную педагогику; кто-то
на юрфак в большой Университет. Как мне сообщил один выпускник, он намеревается
идти на прикладную математику, потому что <на это у меня ума хватит>. Я сказала,
что завидую, потому что мне бы ума не хватило.

В вузы выпускников таких школ берут по конкурсу, но с учетом льгот: поступить
можно и с тройками. Но как студент будет учиться дальше - уже его забота.
Некоторые вузы ставят дополнительное условие: чтобы у слепого или слабовидящего
был свой компьютер, без этого учиться просто невозможно. Так что крайне
важна поддержка родных вплоть до чтения вслух учебника. С такой поддержкой один
бывший выпускник школы, тотально незрячий, дорос до коллегии адвокатов.

Выпускники закатили такой концерт, что мне за свой выпускной в не самой последней
школе стало неловко. Это не преувеличение. Дело даже не в пресловутых
музыкальных сверхспособностях у людей с плохих зрением. Замдиректора по музыкально-эстетическому
воспитанию Александр Барканов, кстати, говорит, что безусловная
музыкальность слепых - миф; тем более что слепота редко идет сама по себе, чаще
сопровождается рядом других заболеваний. Но одаренность музыкальная действительно
есть у многих. Главное - развивать. Поэтому в школе есть занятия по вокалу, занятия
на струнных инструментах...

Есть подаренный спонсорами уникальный <камерный зал>, уникальный, потому что
обустраивали его специалисты, которые занимаются акустикой для подводного флота.
В небольшой комнате с мягкими креслами звук тебя буквально обволакивает. Зал
используют и как комнату для психологической разгрузки, а Александр Барканов
регулярно устраивает для желающих лекции на разные музыкальные темы (в том числе
доказывает, что рок существовал во все времена, ибо во все времена была
музыка, которая человека <встряхивала>).

Да, так о концерте: поразила не музыкальность. Поразило отсутствие скованности
на сцене. Мне объяснили почему. Излишнее стеснение - непозволительная роскошь:
здесь видят руками, поэтому мальчик запросто возьмет за руку девочку. И сплошь
и рядом по школьным коридорам ходят парочки: слабовидящий ведет слепого.

Так что не до условностей. С чем сложно на сцене, так это с постановкой движения.
Но и тут выкрутились. Вот вам история. Девятиклассник Владимир Бабайцев
должен был выступать на всероссийском конкурсе <Таланты и поклонники> - конкурсе
без всяких скидок на нездоровье. Голос у статного симпатичного Володи
постарше его самого: на слух - низкий баритон зрелого мужчины, редкий по красоте.
Но одним баритоном публику не возьмешь, пытались поставить Володе хоть
какое-нибудь сценодвижение - и не получилось.

Как по сцене двигаться, если видишь только... ну вот если взять пустой стержень
шариковой ручки и в него посмотреть - вот это и есть поле зрения. Так педагоги
придумали гениально: Володя, исполняя песню (подбирали со вкусом старую <Я сказал
тебе не все слова>), стоит не шелохнувшись. И эта сдержанность публику
завораживает. Бабайцев стал лауреатом конкурса; приз - запись на профессиональной
студии. Впрочем, он и сам себе может <минусовку> на компьютере записывать
- изучал компьютерные программы с помощью голосового редактора.

Парфюм не менять

Спрашиваю директора Мухина: сомневался ли он, когда его пригласили директором
в эту школу. Мухин говорит: <Не сомневался. Поначалу вообще отказался>. Как
у многих педагогов, были опасения: приду, детей увижу - и в слезы.

А потом оказалось - ничего подобного. Никаких <бровей домиком> и никаких <ой,
бедненькие!>. Просто надо перейти на другой язык - и довольно быстро освоишься.
И привыкнешь, что пишут здесь справа налево (чтобы, перевернув страницу, читать
слева направо); или что на памятнике Гроту возле школы (работа самого Антокольского)
изображены отнюдь не буквы по Брайлю, а просто стилизация под кириллицу. Привыкнешь,
что дети узнают тебя, как в песне, <по походке>. И по парфюму. Директор
Алексей Викторович даже усмирил свою страсть к смене одеколонов: стал в выборе
ароматов более постоянным, чтобы детей не путать.

..На последнем звонке кто-то сказал о том, что учителя будут с выпускниками по
жизни и дальше - незримо. Скорее всего, это была метафора, а получилось
буквально. Или вот вам еще картинка. Зима. Снега кот наплакал. Во дворе школы
им. Грота идет урок физкультуры. На лыжах по двору тихонько идут дети, а
впереди бежит физрук с лопатой, быстренько собирает снег с газонов и подбрасывает
на лыжню. Это и буквально, и метафора.

Выпуск листа на новом месте: 2919

   2007-05-30 07:20:18 (#669059)

[TIFLO] ЕГЭ для незрячих в Иркутске

29.05.07 14:22 Телекомпания Город (Иркутск)

НАЧАЛО КОНЦА: У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ - ПЕРВЫЙ ЕГЭ (29.05.2007 г.)

Каждого из 22000 нынешних выпускников образовательных учреждений области ждут
6 экзаменов. Русский язык и математика - обязательно в формате ЕГЭ. Чиновники

давно окрестили Единый государственный экзамен градусником для измерения качества
отечественного образования. Результаты показывают: редко в каком регионе

столбик термометра поднимается до достойной отметки.

Максимальное количество баллов - сто из ста возможных - в 2006 году набрали 496
человек. Это пять сотых процента из общего числа сдававших ЕГЭ. Зато 20%

выпускников получили "два" по математике, 18% процентов имеют двойки по литературе,
17% - по химии и 12% - по физике. Решение многочисленных вариантов

пробного теста ЕГЭ - вот основное занятие 11-классников накануне решающего дня.
Но часто пробники лишь сбивают ребят и преподавателей с толку.

Андрей Поляков, преподаватель истории и обществознания, лицея #1: <Буквально
сегодня нам встретилась ошибка. Был задан вопрос по истории <когда коммунистическая

партия перестала быть ядром советского общества>. Это март 1991 года. Однако
в тесте такой даты не было:>.

Андрей Поляков считает, что ошибки в пробных вариантах теста, пусть и рекомендованного
федеральным агентством по образованию, - мелочь. Главное, чтоб подобный

сюрприз не встретился ребятам на экзамене. Нынешним выпускникам повезло: за шесть
лет существования в рамках эксперимента ЕГЭ заметно усовершенствовали.

Так, в прошлом году из двадцати пяти тысяч заданий, которые использовались в
контрольно-измерительных материалах, было только 7 ошибок и неточностей. Однако

о полном отсутствии таких недочетов в этом году не решаются говорить даже сами
чиновники от образования.

Виктор Басюк, начальник управления образования комитета по социальной политике
и культуре администрации Иркутска: <Эти вопросы предусмотрены правилами проведения

ЕГЭ. Если опечатка обнаружена, то время экзамена продлевается, чтобы права ребенка
не были ущемлены>.

Бояться единого государственного вовсе не стоит, утверждает выпускница школы
#24 Александра Крючкова. Это сегодня мысли первокурсницы Медуниверситета занимают

лишь химические реакции, колбы и растворы. Ровно год назад девушка сдавала ЕГЭ.
За экзамен по русскому языку Саша, единственная в области, получила сто

баллов. Причем неожиданно даже для самой себя.

Александра Крючкова, выпускница школы #24: <Самым сложным было сочинение, я не
успевала его написать, не говоря уже о том, чтобы проверить. Написала, время

закончилось и все. Много чем пугали, но оказалось, что на деле все легче>.

А ученикам школы-интерната для слабовидящих детей единый государственный и вовсе
не угрожает. Обидно остаться позади планеты всей, считает выпускник Игорь

Борканов.

Игорь Борканов, ученик 11 "А" класса школы-интерната #8: <Обидно, дважды сдавать
неохота>.

Контрольно-измерительных материалов, приспособленных для слепых и слабовидящих
ребят, сегодня просто нет. Нет и других условий. Ведь чтобы только считать

текст - самостоятельно или при помощи секретаря, незрячему ученику времени потребуется
в два раза больше.

Виктор Богдан, учитель математики школы-интерната #8: <Я думаю, что это несправедливо.
Виноваты разработчики. Кто-то когда готовил все пункты заранее не

продумал, что есть и другие ребята. Незрячему человеку нужен секретарь, который
прочитает текст ЕГЭ. Сама форма записи - а эти ребята пишут по системе

Брайля - не дает возможности записать ответы в бланки>.

Из девяти выпускников этого года повезло только Вере Фоменко. Ее допустили до
Единого государственного. Остальные выпускники на Веру немного обижаются:

им придется по старинке два раза экзамен сдавать. В родной школе и при поступлении,
если, конечно, вузы согласятся на присутствие во время экзамена сопровождающего

секретаря. Со своей участью 11-классники школы-интерната уже свыклись - с законом
не поспоришь.

Виктор Басюк, начальник управления образования комитета по социальной политике
и культуре администрации Иркутска: <Итоговая аттестация в формате ЕГЭ предусмотрена

только для детей, обучающихся в общеобразовательных классах. Для детей с задержкой
физического или психического развития эта форма не предусмотрена>.

Кроме ребят, которым по состоянию здоровья установлен щадящий режим аттестации,
экзамены в традиционной форме сдают выпускники вечерних сменных школ и учебно-консультационных

пунктов. Тем же, кому ЕГЭ все же предстоит, чтоб подтвердить репутацию отличника
вовсе не обязательно набирать сто баллов. Согласно статистике Министерства

образования, в прошлом году для получения "пятерки" за экзамен по русскому языку
необходимо было набрать не меньше 67 тестовых баллов. Вот и выходит, что

пятерка пятерке рознь. Вузы, которые принимали сертификаты ЕГЭ в прошлом году,
впадали в две крайности. Как отмечают в Рособрнадзоре, учебные заведения

либо устанавливали очень высокий порог для пятерки - от 95 баллов и выше, либо,
напротив, принимали абитуриентов с очень низкими баллами. В первом случае

вузы потеряли часть перспективных ребят, во втором - приняли не самых лучших
студентов. Так или иначе, по результатам ЕГЭ-2006 первокурсниками стали более

500 тысяч абитуриентов. Из них 25 % - ребята из сельских школ.

Наталья Ермакова

Выпуск листа на новом месте: 2918

   2007-05-30 07:07:57 (#669056)

[TIFLO] Благотворительность. Лаишево

29.05.07 15:09 Татар-информ
Профсоюзные активисты Татарстана поздравили слабовидящих выпускников Лаишевской
школы с окончанием учебы
29 мая 2007 г. 15:09

(Казань, 29 мая, <Татар-информ>). В Лаишевской школе-интернате для слепых и слабовидящих
детей, как и во всех школах страны, прозвучал традиционный последний
звонок. На праздник к 15 выпускникам прибыла делегация профсоюзных активистов
во главе с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной
Водопьяновой.

В рамках объявленного в Татарстане Года Благотворительности, Федерация профсоюзов
РТ провела акцию милосердия для лаишевских детей. Им были подарены комплект
музыкальной аппаратуры и диски с записью учебной программы средней общеобразовательной
школы, сообщила агентству <Татар-информ> референт пресс-центра Федерации
профсоюзов РТ Динара Салахова.

Выступая перед учащимися, Татьяна Водопьянова поздравила ребят с окончанием школы
и пожелала сдать <на отлично> выпускные экзамены. <Желаю вам дальнейшего
совершенствования своих знаний, здоровья, терпения, счастья и, главное, - найти
свое место в обществе>, - сказала профсоюзный лидер. На память каждому
выпускнику председатель Федерации профсоюзов РТ вручила аудиоплеер.

В ответном слове директор специального учебного заведения Татьяна Камбарова сердечно
поблагодарила коллектив Федерации профсоюзов РТ за проявленное внимание,
теплые слова и такие необходимые в учебном процессе подарки для своих воспитанников.
Т.Камбарова предложила республиканской профсоюзной организации взять
шефство над Лаишевской школой-интернатом для слепых и слабовидящих детей. Что,
конечно же, было встречено одобрительно.

Сегодня в коррекционной школе живут и обучаются более 120 детей. Как сложится
их дальнейшая судьба - зависит от взрослых. Несомненно одно - каждый ребенок
достоин в этом мире лучшего, а слепой ребенок - вдвойне, и даже втройне. Слепой
человек ограничен во многом, и в выборе профессии - тоже. Помочь ему сделать
верный шаг, добавить уверенности в собственных силах, помочь найти работу по
душе, по способностям, добавить красок в его черно-белый рисунок жизни - миссия
сложная, но благородная.

Выпуск листа на новом месте: 2917

   2007-05-30 05:56:28 (#669047)

[TIFLO] ЕГЭ. Петербург.

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания дирекция
Санкт-Петербург
29.05.2007 16:54 В петербургских школах прошел ЕГЭ по русскому языку

В петербургских школах прошел ЕГЭ по русскому языку

Фото
Видео

Самый ответственный момент в жизни выпускников. Сегодня в петербургских школах
сдавали ЕГЭ по русскому языку. Буквально только что закончился единый государственный
экзамен в петербургском интернате имени Грота. Уже второй год тесты сдают дети
с нарушением зрения. Специально для них вопросы перевели в рельефно-точечный
шрифт Брайля. Программа экзамена - такая же, как в обычных школах. Зато времени
- на полтора часа больше. Ответы сначала отправят переводчикам, и только
потом будут выставлять оценки. ЕГЭ по Брайлю проводят только в этом петербургском
интернате. И пока - в экспериментальном режиме. Поэтому результаты принимают
только в ВУЗах Петербурга. Впрочем, педагоги надеются, что уже в следующем году
коррекционные школы включат в соответствующий закон. И экзамен для слепых
детей будут проводить уже на федеральном уровне. Говорят, возможность получить
высшее образование - необходимое условие для подготовки выпускников к самостоятельной
жизни.
Как правило, вступительные испытания выпускники школы преодолевают легко. А вот
в учении - всё не так просто. Лекции записывают на диктофон. А учебники
- прежде чем прочитать - переводят на язык Брайля.

Выпуск листа на новом месте: 2916

   2007-05-30 05:39:25 (#669045)