[TIFLO] Этот упрямый Саша

Правда Севера
17 мая 2007 (86)
Наталья ПАРАХНЕВИЧ.
Этот упрямый Саша...
- Это у вас что такое? - Саша настороженно ощупывает незнакомую "железяку".
- Диктофон, чтобы записать твой голос...
- Интересно... А у меня есть телефон сотовый. Я сам могу звонить домой.
Летние каникулы совсем близко. Саша мечтает о том, как приедет в родную Коношу.
И они всей семьей отправятся в лес. На шашлыки! Разведут костер, сядут вокруг.
И он, хоть уже и большой одиннадцатилетний парень, вдохнув запах костра, как
в детстве прижмется к маме... И полуторагодовалая сестренка Катя тоже поедет
с ними.
- Как вы думаете, моя Катя скоро научится хорошо говорить?
Свою Катю он никогда не видел. Сестренка, непоседливая девочка с мягкими волосенками
и голосом как колокольчик, родилась уже после того, как Саша ослеп...
Автомобильная авария на обледенелой дороге. Ему было четыре года. Врачи скажут
матери: "Вашего мальчика спасло чудо". Десять дней малыш не приходил в сознание.
А потом небеса сжалились - жизнь оставили, но... взамен забрали зрение.
Саша всегда знал: он обязательно пойдет в школу. И чего мама с бабушкой так переживают,
когда он заводит разговоры на эту тему? Разве Саша не такой же мальчик,
как все? Глазки перестали видеть, но он все слышит и все-все чувствует... И главное,
очень хочет учиться!
- Мы - единственная в области школа, где второй год вместе с обычными ребятами
обучаются тотально слепые дети. - рассказывает директор Архангельской школы
N5 Татьяна Петровская. - Теперь, если человечка привозят издалека, как Сашу,
появилась возможность жить в детском доме N6. Конечно, без родителей тяжеловато.
А как быть?
Сначала родные пытались устроить Сашу в Грязовецкую школу-интернат для слабовидящих.
В Вологодской области, но все-таки поближе к Коноши. Сашу взяли. А
потом под благовидным предлогом маме предложили забрать его назад. Дескать, подрастет
чуток и тогда...
"Тогда" не случилось. Через год в Грязовце Сашу уже объявили "чужаком" и потребовали
подтверждения от Архангельской области, что готова область за мальчика
платить. Подтверждения никто не дал. Саша вновь никуда не попал.
Наверное, другие родители попросту отступились бы, как к сожалению, происходит
во многих семьях в глубинке, где подрастают слепые дети. Но только не Сашины
мама и бабушка!
Их упрямый мальчик по-прежнему грезил школой. Он хотел прочесть "все-все книги
на свете"... Сашу взялась обучать на дому одна из учительниц начальных классов
Коношской средней школы. Раздобыли букварь для взрослых незрячих выпуска 50-х
годов и вместе, с помощью пальчиков начали осваивать грамоту: "Пионерки Зоя
и Клава жали овес на жатке"... Ничего, что Саша не очень понимал, кто такие "пионерки",
и как они "жнут на жатке". Он читал!
Бабушка Надежда Ивановна звонит внуку по пять раз на день:
- Это счастье, что Сашенька теперь в Архангельске. В обычной школе. Мы надеемся,
здесь он приобретет не только знания, общение со сверстниками, но и много
других полезных навыков. Ведь ему дальше жить...
- Ну, рассказывай, Сашок, нравится тебе в школе?
- Очень нравится!
- А друзья у тебя есть?
Саша вдруг надолго задумывается: "Наверное, Максим".
Заподозрив неладное, спрашиваю: не обижают ли в детском доме?
- Всякое бывает...
Но, даже это "всякое" он готов терпеть ради учебы.
Директор школы Татьяна Петровская знает о судьбе каждого своего ученика. Со слабовидящими
в пятой обучаются еще и слабослышащие дети.
- Главное, никаких поблажек! Ребята - такие же ученики, как все. Недавно у нас
был первый выпуск глухих детей. Один мальчик сейчас в Бауманке учится, Машенька
в медакадемии, Танечка во Владимирском университете...
Сашиному упорству тоже можно позавидовать. Не каждый зрячий ребенок с таким желанием
бежит в школу. Но, по мнению Надежды Нельзиковой, председателя Архангельской
местной организации Всероссийского общества слепых, ситуация у нас с обучением
детей-инвалидов от идеальной еще очень далека: "Мы где-то в начале пути.
И слава Богу теперь хоть есть попытки продвигаться дальше".
Надежда Валерьевна вспоминает, что когда она училась, то хватало и учебников
и наглядных пособий. А в 21 веке качественные книги для слепых в дефиците.
В азбуке для слабовидящих буква "С" помечена словом "Сом", так же как в азбуке
для обычного первоклассника.
- Как отличить слепому ребенку сома от щуки, если у него папа не заядлый рыболов!
- восклицает Надежда Валерьевна. - Ощущение, что ученым мужам из Москвы,
которые и придумывают такие учебники, не хватает ни фантазии, ни души...
Про упорного и стойкого мальчика Сашу я рассказала известной в Архангельске трубачке
Людмиле Пановой. (Она сама слабовидящая и давно занимается тем, что
обучает ребят музыкальному искусству). Людмила Борисовна загорелась помочь Саше.
Предложила давать ему уроки игры на трубе. Видили бы вы в этот момент
Сашу...
- Конечно, я хочу играть на трубе! Я обязательно научусь играть лучше всех!
И почему-то кажется, что он и правда, обязательно научится...
Правда Севера:
Выпуск листа на новом месте: 2910
Ничто нас не может вышибить из седла
К. Симонов.
В 1887 году польским врачом Людовиком Заменгофом был создан международный
язык эсперанто. Грамматика его очень проста, поэтому его легко изучить.
Знание этого языка помогает изучать другие иностранные языки. Эсперанто
выдержал испытание временем и используется миллионами людей для
установления контактов, общения, взаимопонимания между народами.
По словам известного французского писателя Сент-Экзюпери, единственная,
настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Ежегодно в мире
проводятся десятки встреч, слётов, конгрессов эсперантистов. Самые массовые
из них - универсальные конгрессы, на которые съезжаются тысячи
представителей различных стран, которые работают и общаются без переводчика
с помощью языка эсперанто.
За последние годы, к сожалению, качество жизни инвалидов в нашей стране
ухудшилось. Большинство из них потеряли работу и лишены надежды её найти,
их лишили льгот на проезд, а с 2007 года введена повремённая оплата за
телефон. Это разъединяет инвалидов и совсем не способствует развитию
общения между ними.
Не смотря на это 36 энтузиастов инвалидов по зрению из Краснодарского и
ставропольского края, Ростовской области, Москвы и Санкт-Петербурга
приехали в прекрасное, пока ещё, тихое курортное место - Арххипо-осиповку,
расположенное на берегу чёрного моря около Геленджика. Эта встреча
эсперантистов была посвящена 120-летию эсперанто. Основная тема - <Волшебная
лампа Л. Заменгофа в языковых джунглях>. Девиз - Работай, отдыхая, отдыхай,
работая. Программа встречи, которая проходила с 8 по 15 июня была насыщена
реабилитационными мероприятиями. Ежедневно работал Летний университет, на
котором было представлено 9 сообщений-докладов. После их прослушивания часто
возникали дискуссии по затронутым вопросам. Желающие посещали курсы
совершенствования разговорного языка эсперанто, которыми руководили опытные
эсперантисты Жукова А.И., Масенко А.И. из Кисловодска, Горяинова Т.В. из
Армавира. Под руководством Кудиновой В.В. (г. Краснодар) ежедневно
проводились вечера отдыха. Во время проведения дня юмора (1-е апреля в июне)
каждый мог стать иностранцем, сказочным героем. В этот день была проведена
шуточная викторина, лотерея, игры, конкурсы.
Купание в море, активное участие в мероприятиях, предусмотренных программой
встречи, обмен опытом клубной работы, дружеские беседы за кружкой чая
способствовали медицинской и социо-культурной реабилитации инвалидов. Во
время закрытия встречи выступающие благодарили руководство и членов <Анэко>
за хорошую, организацию отдыха и выражали надежду на будущие встречи. На
прощальном вечере Ирина Телегина (Ставропольский край) эмоционально прочла
поэму Е. Евтушенко <Русская игрушка> и я подумал, что это о нас инвалидах
написано <Мы народ Ванек-встанек>. Нас лишили всего хорошего, что мы имели,
но это не сломило нас, и мы живём и надеемся.
Председатель Краснодарского регионального отделения <Анэко> Российской
эсперанто ассоциации незрячих
Рассохин В.Т.
Выпуск листа на новом месте: 2932