[TIFLO] Славянская школа

"Школьный вестник" N9, 2005г.
Н. В. Котляров, директор школы
Е.В. Козлова, секретарь педсовета
СИЛЬНЫЕ ДУХОМ
<Славянская специальная общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих
детей...> Прочитав эту вывеску на здании школы, многие воспринимают её как приговор
тем, кто учится в её стенах, и с невольным чувством жалости и сострадания представляют
себе ущербных, обездоленных, полностью зависимых от окружающих людей ребят.
У тех же, кто хоть раз побывал в этой школе или столкнулся с её учащимися, чувство
жалости непременно сменяется уважением и даже восхищением перед силой духа этих
детей. Каждый из них, преодолевая свой недуг, обретает уверенность в себе, живёт
полнокровной, интересной, социально значимой жизнью. Все они овладевают знаниями
в объёме общеобразовательной школы, все они по-своему талантливы.
Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей - это действительно уникальное
учреждение образования, существующее с 1948 года в Славянске, небольшом курортном
городке Донецкой области. Интернат находится во второй санитарной зоне Славкурорта,
вблизи живописных целебных озёр, благотворно влияющих на здоровье детей.
Сегодня в школе обучается около 150 учащихся с глубоким нарушением зрения из
Донецкой, Днепропетровской и Луганской областей Украины. Для каждого из них создаются
максимально комфортные условия пребывания в интернате. В педагогическом коллективе
школы, возглавляемом отличником образования Н.В. Котляровым, трудятся люди высокой
профессиональной квалификации, преданные своему делу.
Среди 63 высококвалифицированных педагогов интерната - заслуженный работник физкультуры
и спорта Украины, 7 отличников образования Украины, 8 учителей высшей категории,
22 - первой категории, учителя-методисты, старшие учителя, доцент кафедры коррекционной
педагогики Славянского государственного педагогического университета и его аспиранты.
С первых дней пребывания в школе незрячий ребёнок получает установку: <Нет! -
иждивенчеству. Отсутствие зрения - не приговор. Не жди снисходительного отношения
к себе. Учись всё для себя делать самостоятельно. Помогай тем, кто в этом нуждается,
дари радость окружающим. Учись, трудись, дерзай, укрепляй своё здоровье, занимайся
любимым делом, развивай свои таланты - и тогда тебя будут ценить, уважать, ты
станешь востребованным, успешным и по-настоящему счастливым человеком>.
Интернат работает под девизом <Здоровье! Духовность! Интеллект!>.
Материальная база школы-интерната позволяет незрячим детям овладевать фундаментальными
знаниями на самом современном уровне. В школе 17 классных комнат и кабинетов,
оснащённых лингафонным оборудованием, приборами программированного контроля знаний,
ТСО. Электронные телеувеличители текста дают возможность детям с минимальной
остротой зрения читать плоскопечатный текст. При обучении ребят, пользующихся
рельефно-точечным шрифтом Брайля, применяются приборы прямого чтения, различные
тифлотехнические, рельефно-графические наглядные пособия и средства оптической
коррекции.
В достаточном количестве в интернате имеются специальные современные компьютеры,
адаптированные для незрячих пользователей (все установленные на них программы
и выполняемые операции озвучиваются). Слепые дети, приобретая навыки работы с
компьютером, становятся более самостоятельными в получении, сохранении и использовании
информации, что значительно расширяет диапазон познания (ведь в памяти школьных
компьютеров заложено свыше 10000 озвученных книг и пособий из различных отраслей
знаний), облегчает процесс социализации, дальнейшего обучения и трудоустройства
выпускников.
В процессе освоения факультативного курса <Машинопись> дети с глубоким нарушением
зрения в совершенстве овладевают техникой печатания, что также расширяет их возможности
(письма домой, обращения в различные инстанции и т.д.) и делает их более конкурентоспособными
на рынке труда.
Школа располагает специальным принтером для печатания рельефно-точечным шрифтом
Брайля самых современных учебников и пособий. Это повышает уровень информированности
ребят и улучшает качество их образования.
Высокие интеллектуальные способности выпускников интерната подтверждаются их
блестящей учёбой в ведущих вузах страны. Многие из них неоднократно побеждали
на международных студенческих научных конференциях, отмечены именными стипендиями
и званием <Студент года>.
Школа по праву гордится своими выпускниками: А.С. Майдановым, доктором философских
наук, ведущим специалистом НИИ философии АН России; И.А. Зеленским, кандидатом
философских наук, доцентом кафедры философии, социологии и права СГПУ; А.И. Метыженко,
программистом, предпринимателем, руководителем НПО <СКУТ>, постоянным спонсором
интерната; Л.И. Горобцом, заслуженным работником культуры Украины, председателем
облсовета первичных организаций УТОС; А.И. Ткаченко, директором Славянского УПП
УТОС, членом центрального правления УТОС, поэтом и композитором, и многими другими.
В школе проводится серьёзная профориентационная работа. Учащиеся осваивают азы
профессии массажиста, редактора брайлевского текста, овладевают приёмами работы
в системе УТОС, прикладными видами труда (вязание, ковроплетение, макраме, флористика,
вышивка), навыками реставрации обуви, ухода за жильём, приготовления пищи.
Художественное совершенство работ незрячих мастеров вышивки и макраме не раз
потрясало даже искушённых членов жюри международных и всеукраинских выставок
<Это мы можем>.
Развивать интеллектуальные и организаторские способности учащихся, наполнить
их духовную жизнь радостью вдохновения и творчества позволяет кружковая работа.
В интернате действует более 40 кружков (<Иностранный язык>, <Литературная гостиная>,
<Музыка>, <Вокал>, <Шахматы>, <Макраме>, <Умелые руки> и др.)
Многие ребята стали победителями областных и всеукраинских конкурсов детского
творчества, а ученица 12 класса Яна Сушнарёва выпустила в свет авторские поэтические
сборники <Мне в этой жизни интересно всё> и <Мир моей души>.
Особое внимание в школе-интернате уделяется музыке. Дети овладевают навыками
игры на баяне, фортепиано, гитаре и духовых инструментах, в школе имеется духовой
оркестр. Во время школьных, городских и областных праздников свои таланты демонстрируют
юные вокалисты. Учащиеся Ю. Михейкина, Т. Пешкова, Э. Смоляков, Я. Кушнарёва
- неоднократные победители областных и всеукраинских конкурсов детского творчества
<Поверь в себя> и <Зажги свою звезду>.
Под руководством педагога-организатора высшей категории А.И. Ванек в интернате
действует школьная республика (президент - ученик 11 класса В. Спицын).
Первостепенное внимание в интернате уделяется вопросам охраны и укрепления здоровья
учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Проводятся коррекционные занятия
ЛФК, ритмики, логопедии. Школа имеет прекрасно оснащённый диагностическим и лечебным
офтальмологическим и физиотерапевтическим оборудованием медблок. В стенах интерната
дети получают амбулаторно-курсовое лечение для улучшения зрительных функций и
общего состояния здоровья, витаминотерапию, физиопроцедуры.
В школе постоянно работает высококвалифицированный психолог.
На занятиях факультативного курса <Лечебно-оздоровительный массаж> (9-11 классы)
незрячие старшеклассники не только изучают анатомию, приёмы профилактики и лечения
многих заболеваний, но и оказывают практическую помощь тем учащимся, которым
рекомендован массаж. Таким образом, ребята получают дополнительный заряд бодрости
и укрепляют здоровье.
Крайне важно, что после окончания этого факультатива выпускники получают соответствующее
свидетельство, дающее им право работать массажистами или продолжать обучение
по этой специальности в медучилищах страны. Для многих выпускников интерната
массаж стал профессией, основой финансового благополучия их семей.
Школа имеет давние спортивные традиции.
Выпускник А.И. Мохер - чемпион по лёгкой атлетике Паралимпийских игр в Сеуле,
многократный чемпион Европы и мира. Его рекорд в беге на 100 м, установленный
в 1986 году, до сих пор ещё никем не превзойдён. Помимо спортивных достижений,
Александр Иванович имеет незаурядный талант менеджера и большие организаторские
способности, что позволило ему стать генеральным директором Артёмовского УПП
УТОС <Заря>.
Яркий пример невероятного мужества и целеустремлённости показали нынешние учащиеся
интерната, воспитанники школы олимпийского резерва по плаванию под руководством
Андрея Викторовича и Светланы Михайловны Казначеевых. Подобного не знала история
не только отечественного, но и мирового паралимпийского движения.
На XII Паралимпийских играх в Афинах (2004 г.) из 55 медалей различного достоинства,
полученных спортсменами Украины, 18 медалей, половина из которых золотые, завоевали
учащиеся школы-интерната, заслуженные мастера спорта Украины Александр Мащенко,
Виктор Смирнов и Сергей Клипперт. Эти незрячие юноши наделены настоящим спортивным
характером, и о них нельзя говорить без восхищения и гордости.
Саша Мащенко, 1985 года рождения, приехал в Славянскую школу-интернат из Иловайска.
Рос он, как и все мальчишки, непоседливым и любознательным ребёнком. Заборы,
деревья, чердаки - сколько всего интересного! Но однажды случилась трагедия.
Тот страшный день Саша не забудет никогда. Они с другом возились в гараже с гремучей
смесью. Вдруг огненная струя полоснула по глазам. В память отчётливо врезалась
яркая вспышка, после которой наступила абсолютная темнота... Больницы, осмотры,
консультации, 9 операций под общим наркозом, почти 2 года безуспешного стационарного
лечения, одышка при подъёме даже на 2-ой этаж...
Утратив надежду вернуть ребёнку зрение, после двух пропущенных лет школьных занятий,
родители привозят Сашу в Славянскую школу-интернат. Истосковавшийся по книгам
и урокам мальчик в течение месяца освоил алфавит Брайля, казавшийся вначале непостижимой
наукой, и быстро стал одним из лучших учеников школы. Это была первая победа
ребёнка над собой.
В апреле 1998 года инструктор ЛФК А.В. Казначеев, тогда ещё студент факультета
физвоспитания СГПУ, впервые взял Сашу в бассейн. Это был второй трудный шаг к
победе над собой, ведь когда-то, в возрасте пяти лет, мальчик едва не утонул.
Молодой тренер сразу оценил незаурядные способности своего ученика, его колоссальную
работоспособность и самоотдачу. Спустя полгода, после первых побед в областных
и всеукраинских соревнованиях, перед Сашей была поставлена цель стать членом
паралимпийской сборной команды Украины, а затем новая цель - победить.
Уже в 2000 году 14-летний мастер спорта международного класса Александр Мащенко
стремительно ворвался в мировую спортивную элиту, став чемпионом XI Паралимпийских
игр в Сиднее, кавалером ордена <За заслуги> II ступени.
В 2001 году юный спортсмен стал четырёхкратным чемпионом Европы (Чехия), в 2002
году - четырёхкратным чемпионом мира (Аргентина). А на XII летних Паралимпийских
играх в Афинах Александр завоевал две золотые и бронзовую медали. Причём этот
результат не отражает реальных возможностей пловца, так как накануне стартов
Саша заболел.
Сегодня Александр Мащенко - многократный чемпион Украины, восьмикратный чемпион
Европы, четырёхкратный чемпион и рекордсмен мира, трёхкратный чемпион и призёр
двух Паралимпийских игр, полный кавалер ордена <За заслуги>.
Вспоминается бесконечно мудрая мысль Конфуция: <Тот, кто победил себя, непобедим>.
В своих успехах талантливый спортсмен видит заслугу тренеров Андрея Викторовича
и Светланы Михайловны Казначеевых. Однако с не меньшей благодарностью вспоминает
Саша всех педагогов школы. Они вселяли в потерявшего зрение ребёнка уверенность
в своих силах, всем миром собирали в первые международные поездки, провожали
на ответственные старты.
Крёстным отцом Саши стал настоятель Свято-Воскресенского храма Славянска протоиерей
отец Виталий, который на торжественных молебнах в стенах школы всегда благословляет
его на новые спортивные победы.
Этот статный, красивый, уверенный в себе юноша с ослепительной улыбкой - прекрасный
собеседник, обаятельный, открытый и очень надёжный человек с разносторонними
интересами.
Несмотря на напряжённый график тренировок, поездок на соревнования и сборы, Саша
успевает слушать классическую, детективную и изотерическую литературу, увлекается
историей, музыкой, интересуется экономикой и политикой, <на ты> с компьютером,
готовится к поступлению в вуз.
Можно с уверенностью сказать, что Саша не только сам состоялся как спортсмен
и как личность, но и стал примером для многих незрячих ребят.
Когда в 2001 году о спортивных победах Мащенко узнал юноша из Донецка Виктор
Смирнов (1986 года рождения), он тут же перешёл на учёбу в Славянскую школу-интернат.
За плечами Вити - своя, не менее печальная история. В девятилетнем возрасте он
решил разобрать шахтный самоспасатель и остался без глаз. Плавать учился уже
после трагедии, посещал бассейн, но никаких спортивных достижений не имел, пока
не попал в руки Казначеевых.
С этого времени начался его головокружительный взлёт. Уже в 2002 году он выигрывает
чемпионат Украины, в этом же году становится шестикратным чемпионом мира, в 2003
году -четырёхкратным призёром первенства Европы. А на XII Паралимпийских играх
в Афинах Виктор стал поистине легендарной личностью: на его счету 5 золотых,
1 серебряная и 1 бронзовая награды.
Сегодня восемнадцатилетний учащийся Славянской школы-интерната для слепых и слабовидящих
детей Виктор Смирнов - заслуженный мастер спорта Украины, мастер спорта международного
класса, кавалер ордена <Золотая звезда>, Герой Украины.
Самым юным чемпионом XII Паралимпийских игр в Афинах стал ещё один воспитанник
интерната, девятиклассник Сергей Клипперт. Он завоевал две золотых и серебряную
медали, стал заслуженным мастером спорта.
Чемпионы-паралимпийцы - настоящие кумиры для десятков воспитанников школы, которые
стремятся покорить свою спортивную высоту в лёгкой и тяжёлой атлетике.
Спортсмены-тяжелоатлеты двенадцатиклассник Владимир Пищ и семиклассница Василиса
Козырева стали чемпионами, а Александр Стольников - серебряным призёром чемпионата
Украины по пауэрлифтингу 2004 года.
Многие учащиеся интерната стали победителями областных и всеукраинских соревнований
по плаванию, лёгкой и тяжёлой атлетике. В течение многих лет они показывают стабильно
высокие результаты и награждаются поездками в международный оздоровительный центр
<Артек>.
Немногим более года ребята под руководством тренера И.В. Одинченко занимаются
мини-футболом, но уже в 2005 году школьная команда завоевала первое место в областных
соревнованиях по футзалу среди взрослых команд.
Спортивные достижения учащихся Славянской школы очень весомы. Но главная победа
каждого инвалида по зрению состоит в том, чтобы найти своё место в жизни, реализовать
себя в профессиональной деятельности, обрести семью, занять достойное место в
обществе.
Отметим, что 90% выпускников 2003 года и 75% - 2004 года поступили в вузы Украины.
За годы существования школу закончили более 1200 выпускников, которые успешно
трудятся в различных сферах науки, культуры и экономики страны.
Выпуск листа на новом месте: 1203