[TIFLO] Самарские <проблемные> дети не будут чувствовать себя чужими в школе

Агентство национальных новостей - Самарские <проблемные> дети не будут чувствовать
себя чужими в школе
САМАРА, 22 августа (Корр. АНН Марина Ишкова). В Тольятти в средней школе N 69
состоялась демонстрация оборудования для создания безбарьерной среды детям
с ограниченными возможностями в передвижении.
Как сообщили корреспонденту Агентства национальных новостей в понедельник в Министерстве
образования и науки Самарской области, это первая из четырех школ,
которые к 1 сентября должны быть готовы к принятию <проблемных> детей.
Законом Самарской области три года назад была утверждена областная целевая программа
<Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции
детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы>. Это уникальный
для России проект по интеграции <проблемных> детей в массовые школы.
Поскольку в нашей стране в масштабе целого региона такой программы еще не внедряли,
был использован зарубежный опыт, в частности, Шотландии и Великобритании.
<Во-первых, мы обнаружили, что на протяжении последних пяти лет в губернии наблюдается
рост числа детей с проблемами в развитии, - сообщила АНН главный
специалист отдела специального дополнительного образования и воспитания Министерства
образования области Ульяна Косарева. - На фоне общего снижения числа
детей это выглядит очень тревожно. Во-вторых, родители все чаще стали отказываться
от помещения ребенка в интернат, требуя обеспечить ему возможность
учиться по месту жительства>.
Программа реабилитации стала первым этапом интеграции детей с особыми нуждами
в обычные школы. Были созданы службы ранней помощи ребенку, в которые входят
медики, педагоги, психологи. Они занимаются развитием ребенка с момента его рождения
до трехлетнего возраста, когда патологию уже можно выявить. У многих
детей, прошедших службу ранней помощи, уровень развития достиг возрастного уровня
- поэтому им не придется идти в коррекционные детсад или школу.
В 2000-ом году в обычную школу ходило всего 5% самарских "проблемных" детей,
сейчас их число возросло до 21%. Как правило, это дети с нетяжелыми патологиями:
либо с умственной отсталостью, либо с задержкой психического развития. Им не
нужны пандусы, или, например, книги по Брайлю.
Областная программа интеграции направлена на то, чтобы каждый <проблемный> ребенок
смог посещать массовую школу.
В каждом образовательном округе планируется в одной из школ оборудовать все
необходимое для удобства перемещения детей-колясочник: пандусы, лестничные
подъемные устройства. По замыслу чиновников из Минобразования, оборудованный
подъемным устройством школьный автобус будет каждое утро объезжать все населенные
пункты образовательного округа и доставлять колясочников в школу. После уроков
этот же автобус развезет их по домам.
Для слепых, глухих и детей с другими проблемами в каждом округе будет создано
территориальное агентство, где будут сконцентрированы все необходимые ресурсы:
звукоусиливающая аппаратура, учебники для слепых детей, компьютеры с брайлевскими
приставками и т.д.
Родители должны будут приехать в агентство с заключением медицинской комиссии
и сообщить, в какую школу пойдет 1 сентября их ребенок. После этого специалисты
агентства подготовят все необходимое для него оборудование, адаптированные учебники.
Так как в России для детей с отклонениями в развитии учебники принципиально другие,
чем книги для массовых школ, Министерство образования решило выпускать
их адаптированные варианты прямо в области.
<К сожалению, на уровне федерального центра нам не удается добиться, чтобы учебники
адаптировали для ребенка с той или иной патологией те, кто их создает,
- говорит Ульяна Косарева. - Поэтому область вынуждена взять эту задачу на себя>.
В Центре специального образования будут адаптировать наиболее популярные комплекты
учебников, прилагать к ним наглядные пособия, рабочие тетради, аудио-
и видеоматериалы.
В Министерстве уже подсчитали: за время своего обучения каждый ребенок пользуется
60 учебниками - и каждый из них должен быть адаптирован. Помимо этого,
все учителя в школе, куда придет ребенок с проблемами, должны получить второе
специализированное образование.
Чтобы заинтересовать учителей, в области было принято Положение об организации
интегрированного образования. В нем рекомендуется, чтобы в классе, в котором
будут учиться больные дети, было не более 20 школьников, а число <проблемных>
детей - не выше 20%. За каждого ребенка с особыми нуждами педагог будет
получать к своей зарплате 5%-ю надбавку. В Положении есть намеренно сделанная
оговорка: право на надбавку получает только обученный педагог.
1 сентября 2005 года, по подсчетам специалистов, в обычные школы должны прийти
до 20% <проблемных> детей.
Выпуск листа на новом месте: 1119
Здравствуйте.
Наша библиотека реально может помочь в выпуске книг, адаптированных для
слепых и слабовидящих, но к нам с такими вопросами никто не обращался,
вообще, об этой идее я прочёл только здесь.
Мне кажется это немного странным.
с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 1156