Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-09-15

[TIFLO] Re[2]: Закон диалектики подсказывает: мы должны быть вместе

Здравствуйте.
Снова поднялась дискуссия о роли вос, которая поднималась во многих
рассылках много раз, плодов особых никаких, собака лает, караван идёт.
Вот Сергей пишет, что на западе в ассоциации инвалидов входит актив, а у
нас-то с точностью до наоборот, актив и не желает иметь дело с восом, потому

как пробовали, но "...ещё молоды, нет опыта, люди работают, а вы тут..." и
всё в этом духе.
Да пусть сидят там, как у нас старпёры по восемьдесят лет со сталинским
пониманием жизни, авось само сдохнет это общество, хоть и жалко.
А действительно, есть такое мнение, что, если человек работает не в
структуре, то он чуть ли не отщепенец и предатель, причём это, как ни
странно, распространяется не на всех.
Если человек много лет работает где-нибудь в вузе, его можно всегда можно
воткнуть в отчёт, мол, у нас и такой вот есть, он по-традиции связан с
восом, то ладно.
Если же молодёжь или новоослепшие, о многих из которых вос и не знает, знаем

о некоторых мы по роду нашей работы с компьютерной техникой, так как среди
них и программеры есть, продолжающие работать по специальности и после
потери зрения, так вот это и есть отщепенцы.
Единственный какой-то плюс я вижу в структуре первичек.
Как бы всё это не ругать, но там как-то народ копошится, понятно,
пенсионного возраста или не работающие, чего-то там ползают, обаются, а то
был я пару лет назад на семинаре в нашей "Деснице", организации
колясочников, как я понял, их тоже самых передовых собрали, так они сидят в
четырёх стенах, эдак, этаже на пятом и отрезаны насмерть, никакого общения,
каждый сам в себе.
Понятно, это обусловлено спецификой травмы, слепые ходить могут, но на
каком-то другом уровне и в таких организациях что-то похожее на наши
первички создать можно было бы, а наши, конечно, реформировать коренно, это
что ж, бабульки пришли за хлебом и баранками (а что там ещё делать?), а им
говорят, что надо прослушать лекцию или читку или ещё какое мероприятие,
тогда только выдадим.
Это что ж за мероприятия такие, куда сгонять надо под страхом невыдачи булки

хлеба?
С молодёжью, студентами, работающими вообще никакой работы, и не
удивительно, у нас все первички слили в одну городскую, там 904 человека,
всем рулит восмидесятидвухлетняя бабушка, которая уже фамилии путает,
недавно человека вызвали, ехал с чёртовых куличек, что-то там вручить,
оказывается, не ему, фамилия у другого немного похожа была, он и раньше не
ходил, работает же, а так с работы отпросился, поехал, чуть не пришиб там
бедную старушку, а зря.
До свидания.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1194

   "alexey" 2005-09-15 11:27:55 (#437647)

[TIFLO] Re: Закон диалектики подсказывает: мы должны быть вместе

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Еще в мае в рассылку был отправлен материал Ивана Малькова,
призывающий к сплочению в ВОС. Много в нем вопросов, но вот маловато
ответов, а потому возникает желание затронуть некоторые темы
подробнее.

Призывая к сплочению незрячих в ВОС, автор пытается нащупать новое
место Общества в современных условиях, но, как мне представляется,
даже на эти новые условия он иногда смотрит по-старому. Так
рассказывая о роли ВОС в своей жизни, он упоминает об устройстве в
школу, о помощи в трудоустройстве по получении высшего образования и о
многом другом, что положено (во всяком случае по закону) _любому_
инвалиду по зрению именно как гражданину, т.е. совершенно независимо
от того, является ли он членом ВОС или нет. Сегодня, когда по
восовскому билету даже в транспорте проехать нельзя, это особенно
очевидно. Во многих местах при наличии ИПР незрячие даже магнитофоны
получают уже не через ВОС, а в собесах или в органах соцзащиты.
Библиотеки, школы и иные учреждения для слепых - тоже институты
сугубо государственные. Даже трудоустройством инвалидов, опять же по
закону, должна заниматься теперь служба занятости, а никак не ВОС.
Чувствует это и сам Иван Мальков, осуждая потребительскую психологию
слепых. "Потребительское отношение к ВОС - "а что я буду
иметь?", меркантильная психология ныне становятся главной угрозой для
сохранения
Общества, в основу которого был заложен принцип взаимопомощи и
взаимоподдержки. - Пишет он. -
Утешает только то, что этот переходный период не затянется слишком
надолго, что
Россия войдет в число цивилизованных стран, где инвалидам обеспечена
достойная
жизнь".

Нет, не утешает, ответил бы я, во всяком случае пока. Мне кажется, что
сам автор не очень часто бывал за рубежом и знакомился там с жизнью
незрячих. Лично я тоже не могу похвастаться большими познаниями, но
то, что мне самому пришлось узнать в Ирландии, в Италии и в Австрии
убеждает меня в том, что ничего у нас не изменится, если не изменимся
мы сами и не изменим ВОС. Во многих странах организация или
организации незрячих более не существуют как всеобщие, с поголовным
охватом всех незрячих. И это понятно, ведь если в федерации или в
ассоциации ничего особо не дают, то зачем тогда туда идти людям с
чисто потребительской философией, если они и так могут получить свое
законное как граждане? Незачем. Кого же тогда объединяют эти
организации? Прежде всего актив, т.е. 15-20 процентов незрячих,
активных социально и политически. Это не всеобщзие, а авангардные
организации, созданные не для распределения, а для борьбы.

И борьба нередко приносит определенные успехи. Так, например, незрячие
в Ирландии благодаря именно своей организованности имеют сегодня более
высокую пенсию, чем инвалиды других категорий. А когда они были
недовольны унизительно низкими зарплатами на своих ирландских УПП,
которые, кстати, принадлежали государству, то бастовали (это было в
60-х годах) и побеждали, привлекая к себе общественное внимание.

Меня глубоко поразило, что в Ирландии организованные незрячие раз в
неделю посещают дома ирландцев (почти вся Ирландия живет в маленьких
домиках-котеджах), рассказывают в ходе таких посещений о деятельности
своей организации и собирают пожертвования. Организовано это весьма
солидно с предварительным предупреждением по телефону и с согласия
посещаемых, но тем не менее это кропотливая систематическая работа,
которая пока чужда нашим активистам.

Я мог бы еще рассказывать о том, как в Великобритании незрячие
пикетируют Вестминстер, как пробиваются через препоны и полицейские
кардоны к чиновникам на Даунинг стрит 10, чтобы вручить им хартию с 32
тысячами подписей за равный доступ к информации, но не буду, так как
это особая тема. А если сказать кратко, то в "цивилизованных", как
пишет Иван Мальков, странах достойная жизнь незрячих является
результатом их (незрячих) политических и социальных кампаний, т.е.
организованного давления на все ветви власти. можем ли мы утешаться,
что когда-нибудь заживем достойно, если наш ВОС и слышать о таких
кампаниях не хочет? Вот и Иван Мальков сетует, что "сегодня
усилилась дискриминация инвалидов, особенно в связи с реформированием
льгот.
Антисоциальная политика правительства и Государственной Думы сводит на
нет все
наши усилия по социальной реабилитации и интеграции инвалидов по
зрению, подрывая
не только нашу экономическую базу, но и ментальную сферу. К
сожалению, - пишет он, - голоса
ВОС почти не слышно, его вмешательства не видно. Сегодня оно в стороне
от бурно
кипящих страстей протестующих пенсионеров и инвалидов. И после этого
мы удивляемся,
почему некоторые инвалиды по зрению не хотят вступать в ВОС".

Мы-то не удивляемся. Интереснее другое: а почему ВОС в стороне? Почему
когда летом 2004 г. шумели в Москве митинги и манифестации против
122-го закона, там можно было увидеть ВОИ и его членов, а вот ВОС,
насколько мне известно, даже рекомендовал своему аппарату от таких
митингов воздерживаться. А ведь на каждом (почти на каждом) УПП есть
автобусы. Посади на них людей, привези их на митинг, уж чего проще? Но
нет, лучше подать петицию и в очередной раз пожаловаться. А почему? Да
потому, что ВОС в отличие от ВОИ зависит от местных и федеральных
властей куда больше, чем ВОИ. Здесь и собственность, и получаемые из
местных бюджетов средства, и многое другое.

Но если за бесплатным специальным магнитофоном для говорящей книги
можно теперь обращаться во многих регионах в государственные органы, а
для кампаний протеста ВОС тоже не годится, то зачем тогда он нужен?

И на этот вопрос Иван Мальков дает ответ. у ВОС, пишет он, есть другая
сильная сторона: помогать инвалидам становится на собственные ноги".
Другими словами - это реабилитация, которая по законам и по новому
Уставу ВОС действительно пока еще осталась за ним. Ответ этот, я
полагаю, верный, но далеко недостаточный, так как без политических
изменений, в частности без восстановления квотирования рабочих мест,
толк от этой реабилитации будет небольшой, так как применять ее будет
негде.
Но даже в плане такой реабьилитации ВОС сегодня страдает от своего
рода замкнутости на себя. Лично я никогда в системе ВоС не работал, а
потому всегда чувствовал себя в Обществе человеком второго сорта.
Сегодня та же компьютерная грамотность для работающих в ВОС бесплатно,
а просто для членов Общества - за деньги, и притом немалые. Был в
Москве эксперимент, в ходе которого несколько незрячих доказали свою
способность работать на оборудованных компьютерами рабочих местах в
справочной службе гражданской авиации (раньше она находилась в
городском аэровокзале). Эксперимент прошел удачно, и по его
результатам было создано сначала 2, а потом и 3 рабочих места, на
которых работали шестеро незрячих. К сожалению, служба была
приватизирована, а потом обанкротилась, и всех, кто давал справки
пассажирам, сократили, отправили на биржу труда, в том числе и
шестерых незрячих. Но любопытно другое. пример этот, доказывающий, что
ВОС может помочь лицам с физическими ограничениями освоить
определенные профессии и получить настоящую работу, - этот пример был
использован А.Я.Неумывакиным в одном из его интервью в прошлом году в
совершенно противоположном смысле, мол, что даже в справочной службе
наших сократили, а потому нет нашим людям другого пути кроме родного
Общества. Чувствует это и Иван Мальков. "МК сожалению, кое-где местное
восовское руководство косо смотрит
на инвалидов, работающих в государственных или коммерческих
структурах", - пишет он.

Так что же делать? И.Мальков предлагает руководствоваться философским
законом о противоположностях и устойчивом единстве. Но этого, как мне
представляется, недостаточно даже в философском смысле, так как
противоречия между противоположностями могут быть разные: и в виде
симфонии (т.е. конструктивные) и в виде какофонии (разрушительные). И
если поставить вопрос о том, как избежать последних и использовать
первые, то прежде всего нужно сказать, с какими именно традициями ВоС,
как мне представляется, должен решительно порвать.

Во-первых, это традиция выделения из всей членской базы тех, кто
работает непосредственно в системе ВОС. Это неравноправие одних членов
Общества по сравнению с другими нужно выжечь каленымм железом как из
Устава, так и из практики. В противном случае Общество сократится рано
или поздно до размеров собственного аппарата + персонала своих
предприятий.

Второй момент - это проведение политических кампаний вплоть до
переговоров с теми или иными политическими партиями о включении
представителей наших интересов в партийные списки, которые сегодня
приходят на смену одномандатным округам не только на федеральном, гно
и на региональном уровне.

И, наконец, чтобы организация была способна на активные действия, она
должна избавиться от балласта, который сегодня ее от таких действий
удерживает. Да, она при этом сократиться еще больше, но это будет
естественное сокращение, без которого невозможно новое качество
организации, а за ним неизбежно последует рост, причем рост именно
засчет активной части инвалидов.

Это, однако, лишь основные моменты, и если серьезно обсуждать
будущность ВОС, то они могут служить началом такой дискуссии, но никак
не ее концом. Надеюсь, что продолжение последует, и что это будет не
просто схоластическая пустая говорильня, а определенная основа для
сплочения в самом ВОС того направления, которое способно обеспечить
будущность Общества в новых условиях.

С уважением
Сергей Новиков
sergu***@b*****.net

Original Message From: "irina zarubina" <tifloresour***@m*****.ru>
To: "culture.people.tifloresource (5820327)" <sergu***@b*****.net>
Sent: Monday, May 30, 2005 8:22 PM
Subject: [TIFLO] Закон диалектики подсказывает: мы должны быть вместе

> Закон диалектики подсказывает: мы должны быть вместе
>
> В 14 лет я вступил в ВОС. Это было в 1944 году во Владимире. Само по
> себе многолетнее
> членство не является заслугой или предметом гордости. Главное -
> какой след оно
> оставило в жизни организации, в судьбе человека. Без преувеличения
> скажу, что
> для меня ВОС - это альма-матер. Трудно перечислить все кризисные
> моменты моей
> жизни, когда Общество слепых приходило на помощь. Но на некоторых
> остановлюсь.
> Когда мне было 9 лет, председатель Карельского правления Прохоров
> помог определиться
> в Петрозаводскую школу слепых, поближе к моим родителям. В 1944 году
> Калининское
> правление выхлопотало для меня место во Владимирской спецшколе. По
> окончании
> Ленинградского университета в 1958 году передо мной встала проблема
> трудоустройства
> по специальности. И снова - теперь уже Центральное правление -
> пришло на помощь.
> В частности, начальник культотдела Нонна Илларионовна Куличева
> напрямую договорилась
> с ректором Курского педагогического института, который согласился
> взять меня
> на должность ассистента кафедры философии. Однако из-за отсутствия
> жилья мне
> не удалось закрепиться в Курске, и в конце концов после долгих
> мытарств в 1966
> году я устроился в Кишиневском политехническом институте, где
> проработал до 1991
> года. Все братские республиканские организации тогда составляли
> единую семью.
> Дорогу на Новую площадь, 14 мы никогда не забывали. Неоднократно я
> обращался
> к тогдашнему заместителю председателя ЦП ВОС Анатолию Михайловичу
> Кондратову,
> курировавшему незрячих ритовцев. Он не только советами, но и делом
> помогал нам
> в повышении квалификации. Часто проводились межреспубликанские
> научно-методические
> конференции.
>
> Сейчас я читаю в Ульяновском государственном университете спецкурс
> по теме" Специфика
> работы с инвалидами". Считаю, что долг всех незрячих активистов,
> работников народного
> образования, культуры и науки всемерно пропагандировать достижения,
> проблемы,
> трудности людей с ограниченными физическими возможностями. К
> сожалению, сегодня
> усилилась дискриминация инвалидов, особенно в связи с
> реформированием льгот.
> Антисоциальная политика правительства и Государственной Думы сводит
> на нет все
> наши усилия по социальной реабилитации и интеграции инвалидов по
> зрению, подрывая
> не только нашу экономическую базу, но и ментальную сферу. К
> сожалению, голоса
> ВОС почти не слышно, его вмешательства не видно. Сегодня оно в
> стороне от бурно
> кипящих страстей протестующих пенсионеров и инвалидов. И после этого
> мы удивляемся,
> почему некоторые инвалиды по зрению не хотят вступать в ВОС.
> Конечно, я их не
> одобряю и вовсе не оправдываю. Потребительское отношение к ВОС - "а
> что я буду
> иметь?", меркантильная психология ныне становятся главной угрозой
> для сохранения
> Общества, в основу которого был заложен принцип взаимопомощи и
> взаимоподдержки.
> Утешает только то, что этот переходный период не затянется слишком
> надолго, что
> Россия войдет в число цивилизованных стран, где инвалидам обеспечена
> достойная
> жизнь. А пока наши суровые реалии вынуждают пересмотреть прежние
> социалистические
> установки на бесплатное обслуживание, на государственное
> покровительство. Уповать
> на сердобольных благотворителей тоже не приходится. Значит, надо
> рассчитывать
> на самих себя.
>
> Лишившись прочной экономической базы, ВОС не в состоянии, как
> прежде, обеспечивать
> своих членов санаторными путевками, тифлоприборами и прочими
> материальными благами.
> Но у него есть другая сильная и вполне реализуемая сторона: помогать
> инвалидам
> становиться на собственные ноги. Многие современные профессии вполне
> доступны
> незрячему и слабовидящему человеку, только его надо обучить работать
> с электронной
> техникой. Три наши реабилитационных центра не могут охватить и
> обучить всех желающих.
> Значит, они необходимы во всех регионах, в каждом субъекте федерации
> по образцу
> Петербургского реабилитационного центра.
>
> Я понимаю, что для этого потребуются немалые средства. Где их
> изыскивать? Частично
> - из государственной казны, частично - спонсорские пожертвования,
> частично -
> от своих предприятий. А когда такие центры начнут функционировать,
> они сами для
> себя смогут зарабатывать деньги. Другой путь выхода из кризиса
> видится в том,
> чтобы помогать инициативным инвалидам в организации малого и
> среднего бизнеса.
> При грамотной постановке дела не надо опасаться, что частное
> предпринимательство
> встанет в оппозицию восовской системе. Наоборот, от этого ВОС может
> только выиграть.
> Ведь наша общая задача - облегчать жизнь незрячим людям, приобщая их
> к труду,
> а в какой системе они будут трудиться - не суть важно. Если люди
> будут видеть
> и чувствовать благожелательное отношение к их деятельности со
> стороны ВОС, получать
> моральную и организационную поддержку, они потянутся к своим
> организациям и станут
> помогать им. К сожалению, кое-где местное восовское руководство косо
> смотрит
> на инвалидов, работающих в государственных или коммерческих
> структурах. Мы никак
> не можем освободиться от выработанной десятилетиями тоталитаристской
> психологии,
> осуждающей частную инициативу. Мне кажется, что она подмывает
> платформу ВОС.
> Но в действительности, если посмотреть на эту проблему всесторонне,
> напротив,
> укрепляет. Не надо забывать великий закон диалектики, согласно
> которому устойчивое
> единство обеспечивается разнообразием. Этот закон в полной мере
> применим и ко
> всероссийской системе ВОС. От самостоятельных ручейков будет
> пополняться и наша
> восовская река, истоки которой уходят еще в XIX век.
>
> 1925-й год, оформивший нашу систему, направил жизнь слепых по
> новому, широкому
> руслу. Мы - поколение 30 и 40-х годов - были подхвачены этим
> течением. Десятки
> тысяч инвалидов вынесло на благополучную цветущую жизненную почву.
> Хочется верить,
> что эта животворная река еще долго не иссякнет. Как и 60 лет назад,
> ВОС остается
> для нас вторым домом. И чем старше мы становимся, тем острее
> нуждаемся в общении.
> Местом встреч может стать только местная организация ВОС. Чтобы ее
> призывный
> огонек нам светил приветливей и согревал душу, необходимо и самим
> что-то для
> этого предпринимать, вносить живую струю. Участвуя в массовых
> мероприятиях, мы,
> конечно, поддерживаем авторитет своей организации, но этого мало.
> Необходимо
> делиться мыслями, предложениями по оживлению работы. Многие
> традиционные формы,
> когда-то бывшие популярными, уходят в прошлое. Обзоры периодической
> печати, политинформации
> теперь с успехом заменяются радио и телевидением. Но остаются
> непреходящие ценности:
> обмен житейским опытом, удовлетворение эстетических запросов через
> самодеятельное
> искусство, наконец, просто дружеские чаепития. Неформальная
> обстановка в учреждении
> тем и привлекательна, что формирует атмосферу раскованности и
> непринужденности.
> Создание такой атмосферы зависит не только от секретаря и
> председателя местной
> организации, но и от нас самих. Священный долг каждого восовца -
> сберечь наш
> общий дом. Ведь выжить мы сможем только вместе, в одиночку -
> пропадем.
>
> Иван Мальков
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 848
>
> --
>
>

Выпуск листа на новом месте: 1193

   "Serguei A. Novikov" 2005-09-15 01:28:51 (#437479)