Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ЕГЭ

"Школььный вестник" N2, 2004г.
Вячеслав Сергеев

КАК Я СДАВАЛ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Ещё за несколько лет до окончания школы (а я учился в специальной школе-интернате
для слепых и слабовидящих детей N 3 города Воронежа) решил, что буду поступать
на один из гуманитарных факультетов Воронежского государственного университета.
Само по себе это не было чем-то необычным, так как выпускники нашей школы поступали
в вузы и успешно там учились. Поступать конкретно на юридический я решил уже
на последнем году школьного обучения.

Прежде всего я начал выяснять, какие экзамены и в какой форме необходимо сдавать.
В приёмной комиссии ВГУ мне ответили, что нужно пройти 4 экзаменационных испытания.
Ими оказались история, обществознание, русский и английский языки. Однако совершенно
неожиданным стало то, что три первых принимаются только в форме Единого государственного
экзамена. Ранее мне уже приходилось слышать о том, что некоторые вузы нашего
города участвуют во всероссийском эксперименте по проведению ЕГЭ, но не думал,
что этот эксперимент коснётся и меня.

Во-первых, обучение в нашей школе проходило по щадящему режиму. В данной ситуации
это означало то, что ученики выпускных классов освобождались от Единого государственного
экзамена, а школа, согласно соответствующему положению Министерства образования,
ограничивается проведением внутренних школьных экзаменов. Так что вы понимаете,
что моё положение в сложившихся условиях представлялось весьма сложным. Во-вторых,
работы в рамках ЕГЭ по интересующим меня предметам оказались письменными, а я
пользуюсь рельефно-точечным шрифтом Брайля, что делало экзамен невозможным.

До начала первых государственных экзаменов оставалось чуть более месяца. Отказываться
от намеченной цели я не собирался. В самые кратчайшие сроки предстояло решить
все эти и прочие организационные вопросы. Первые мои попытки уладить возникшие
проблемы в соответствующих инстанциях показали, что мне не хватает опыта в этом
искусстве. Стало очевидным, что можно бесконечно биться головой о стену, а дело
меж тем не сдвинется с мёртвой точки.

В этот момент свою помощь предложила мой школьный преподаватель Ольга Константиновна
Попова. Вместе с нею мы снова начали тернистый путь к экзаменам. Так как я оказался
единственным выпускником нашей школы, пожелавшим сдавать Единый государственный
экзамен, проблема создания специальных условий и проведения такого экзамена сама
собой переходила в иную плоскость и становилась сугубо моим личным делом. Времени
практически не оставалось, поэтому мы были готовы принять самые решительные меры.
При первом же обращении в учреждения, ведающие образованием в Воронежской области,
стало ясно, что проблема куда более серьёзна, чем мы могли себе представить.
В суматохе проведения эксперимента с ЕГЭ все словно забыли о том, что существует
определённая группа людей, которая, так же как и все прочие, имеет право на получение
высшего образования. Получалось так, что есть Единый государственный экзамен,
есть вполне здоровые люди, которые сдают его и поступают в любой вуз, и в то
же время существуют инвалиды, для которых государство создаёт щадящие условия
сдачи облегчённых школьных экзаменов, воздвигая тем самым дополнительные препятствия
при поступлении в любое высшее учебное заведение либо вовсе лишая их такой возможности.
Меня не привлекала такая участь.

Нам нужно было добиться, казалось, невозможного - получить от Главного управления
образованием Воронежской области специальный приказ, в котором были бы оговорены
основные условия приёма и сдачи моего ЕГЭ. Шли дни, а официального документа
мы ещё не имели, но времени терять не следовало, и мы начали усиленно готовиться
к экзаменам.

В процессе подготовки стало очевидным, что основные положения, отражённые в полученном,
наконец, приказе, недостаточны или частично не соответствуют реальным фактам.
Так, например, согласно общему положению о проведении ЕГЭ на экзамен отводится
180 минут, а я в это время уложиться просто не мог, так как ассистенту надо было
прочитать мне вслух сами задания экзаменационного бланка, которых немало, а в
третьей части каждого экзамена обязательно имелась письменная работа, которую
выполнять устно просто немыслимо. Отправляться на экзамен при таких условиях
означало с треском его провалить, следовательно, как можно быстрее необходимо
было решить и эту проблему.

При повторном обращении в Областное управление образованием мы встретили там
понимание и поддержку. Механизм проведения такого рода экзаменов при особых обстоятельствах
(то есть, моих) ещё плохо отработан, в этом направлении предстоит многое сделать.
И вот появилось приложение к ранее изданному приказу, в котором оговорены разного
рода необходимые технические нюансы. Таким образом, была создана формальная база,
я был допущен к экзаменам с учётом требований, вытекающих из моего положения.

Я имел смутное представление о самой форме проведения Единого государственного
экзамена. Ни я, ни Ольга Константиновна однозначных ориентиров при подготовке
к ним не имели. Мои знания в значительной степени опирались на разъяснительные
беседы, проводившиеся для выпускников других школ, - они-то мне и пересказывали
содержание этих бесед. Неоценимую помощь при подготовке мы получили, пользуясь
брошюрами с контрольными измерительными материалами, выпущенными в 2002-м году
Министерством образования Российской Федерации - купить их можно было совершенно
свободно. Полной уверенности, что мы идём по верному пути, не было, но с другой
стороны, ничего лучшего на тот момент мы не имели. Прочитанное в этих книжечках
заставило меня в значительной мере пересмотреть представление о порядке и форме
хорошего экзаменационного ответа (особенно это касалось полных и развёрнутых
ответов, содержащихся, как правило, в третьей части экзаменационной работы).
Порой некоторые моменты приходилось заново переучивать или переосмысливать в
соответствие с иными требованиями. Последовали ежедневные многочасовые тренировки,
ведь необходимо было не только упорядочить свои знания по тому или иному предмету,
но и наиболее оптимальным образом построить работу с ассистентом. На ассистента
в данной ситуации ложилась большая ответственность - именно ему необходимо было
совершенно точно и чётко читать задания, а затем при этих же неукоснительно соблюдаемых
условиях записать данный мной ответ, и всё это при крайне ограниченном времени,
то есть с большой скоростью, не допуская при этом технических ошибок.

К моменту начала экзаменов (27 мая) у нас уже имелся некоторый опыт работы как
с точки зрения содержания ответа экзаменационного бланка, так и его оформления.
Сдав один экзамен, мы продолжали готовиться к следующему, и так продолжалось,
пока не сдали последний. Что касается самих экзаменов, то неожиданностей, на
мой взгляд, не было, а это значило, что наша работа не оказалась напрасной. Невыполнимыми
задания ЕГЭ назвать невозможно. Они идут по порядку - от самых несложных до тех,
где необходимо проявить большие знания, так что, по моему мнению, набрать минимальное
количество баллов не так уж и трудно. Простые вопросы в самом начале работы позволяют
экзаменуемому обрести необходимую уверенность, как можно лучше сосредоточиться
на выполняемой работе, и переход к заданиям следующего уровня кажется уже незаметным.
Характеризуя такую форму проведения Единого государственного экзамена, следует
отметить большую его объективность по сравнению с устными экзаменами по тем же
предметам. Когда сдаёшь обычный экзамен, кажется, что играешь в рулетку - повезёт
или нет, ведь всего изучаемого курса по данному предмету билет охватить не может,
и окончательная оценка зависит всё-таки в немалой степени от индивидуальности
экзаменатора. В ЕГЭ множество вопросов одного бланка затрагивает практически
все аспекты предмета изучения, к тому же учащийся и экзаменатор не находятся
в непосредственном контакте друг с другом, а, значит, субъективность оценивания
снижается. Справедливости ради надо сказать, что и здесь не всё так гладко. Например,
ответы на некоторые вопросы предполагают несколько точек зрения, ответить можно
по-разному, хотя при оценивании правильный ответ предполагается только один.
Это могло бы показаться незначительным, если бы такого рода задания были редкими
и не так дорого оценивались (а особенно часто они встречаются в гуманитарных
дисциплинах). С прочими науками проблем, по-видимому, не меньше. Там, где есть
какие-либо специальные знаки, таблицы, диаграммы, рисунки или иноязычные слова,
помощь ассистента малоэффективна, а услуги специалиста по предмету в данной области
совершенно исключены. Мой ассистент, Ольга Константиновна Попова, отметила, что
шрифт, которым набран текст экзаменационных работ, слишком мелок для слабовидящих,
он требует большого напряжения глаз, что многим противопоказано. Анализируя всё
это некоторое время спустя, а также имея мнения других абитуриентов, мы пришли
к выводу, что в своей совокупности задания, принадлежащие к разным вариантам,
неодинаковы по степени сложности. Это может оказаться весьма серьёзным в ситуации,
когда несколько учащихся обладают примерно одинаковыми знаниями по предмету,
но один из них отвечает на вопросы наиболее сложного варианта, неверно даёт ответ
на один из вопросов и в итоге ему не хватает всего нескольких баллов до необходимого
проходного количества.

Многое из того, о чём я здесь говорю, может показаться крайне субъективным, ведь
всё это касалось только меня. Но проблемы, затронутые здесь, относятся не только
к слепым, ведь существуют люди и с другими проблемами здоровья. На мой взгляд,
многое в этом грандиозном эксперименте с Единым государственным экзаменом, прежде
чем он станет российской реальностью, требует серьёзной корректировки. Прецеденты,
подобные моему, наверняка есть и в других городах страны. Я убеждён, что если
Единый государственный экзамен действительно станет таковым в полном смысле этого
слова, он должен быть обязательным для всех, в том числе и для различных специальных
учебных заведений типа нашей школы. Вопрос заключается в том, каким этот экзамен
должен быть для выпускников таких заведений? Считаю, что - одинаковым для всех
(конечно, с учётом специфики коррекционно-образовательного заведения, проводящего
ЕГЭ). Решать эту проблему нужно как за счёт максимальной адаптации экзаменационных
работ, так и за счёт наиболее полного развития способностей учащихся, исключая
при этом применение щадящих режимов.

Мне уже не раз приходилось слышать мнение о том, что не стоило бы инвалидам <ввязываться
в такие авантюры>. Но я позволю себе с этим не согласиться. Я уверен: инвалиды
могут учиться и работать ничуть не хуже остальных, хотя этому мешают предрассудки
окружающих. Я считаю, что инвалиды способны принести немалую пользу обществу,
так как выбранную область деятельности они вынуждены изучать более скрупулёзно,
чем прочие, - необходимо создать только подходящие условия.

Что же касается сегодняшней ситуации с ЕГЭ, то положение незрячих выпускников,
желающих сдать его, в значительной степени зависит от позиции, занимаемой работниками
местных органов образования. В моём случае большую роль сыграло Управление образованием
Воронежской области и Управление образованием Коминтерновского района города
Воронежа, за что я очень благодарен Якову Евсеевичу Львовичу, Владимиру Николаевичу
Сабаде и Лидии Митрофановне Чернышёвой.

Выпуск листа на новом месте: 1145

Ответить   Mon, 29 Aug 2005 10:19:34 +0400 (#425729)

 

Ответы:

Газета для НКО юга России "Новая реальность" n 7 (107) июль 2005 г.
(г.Краснодар)

Роман ЕГОРОВ.
С любовью к Пятигорску
Сразу шесть некоммерческих организаций Пятигорья подали заявки на конкурс
социальных проектов <Мой Пятигорск>, посвященный 225-летию со дня основания
города. Ресурсный центр поддержки общественных инициатив при Пятигорском
отделении Российского Красного Креста впервые в городе подготовил и провел
подобный конкурс в рамках программы <Усиление региональных возможностей
предоставления грантов на юге России>. Два проекта получат финансовую
поддер-жку в июле - сентябре 2005 года.
Конкурс проводился на средства, предо-ставленные четырьмя местными
компаниями - ОАО <Пятигорскгоргаз> (Л.Н. Травнев), ОАО <Холод> (В.В.
Соломко), ОАО <Пятигорские электрические сети> (В.А. Хнычев), ОАО <ПОГАТ>
(Р.В. Асриян) и Агентством СШA по международному развитию через ЮРРЦ.
Собрать 25 тысяч рублей для впервые проводимого конкурса оказалось непростой
задачей. Галина Редкина, руководитель Пятигорского ресурсного центра
рассказывает: "мы провели много встреч с местным бизнесом - малым, крупным,
предпринимателями. Просили любые Суммы, но очень многие нам просто отказали.
Другие бизнесмены просто заявляли, что и так занимаются благотворительностью
и участвовать в конкурсе не смогут. В любом случае мы увидели, что отношение
к третьему сектору как к уверенному партнёру в решении городских социальных
проблем ещё предстоит формировать".
С апреля 2005 года для представителей общественных и некоммерческих
организаций проводились обучающие семинары тренинги практических навыков
подготовки и написания заявок. В июне шесть организаций, работающих в
Пятигорске, представили свои проекты на рассмотрение экспертного совета
конкурса. Причём все участники конкурса сошлись во мнении, что независимо
от его конкретных результатов сама подготовка проектов стала для
организации-участника солидной школой привлечения ресурсов и планирования.
В состав экспертного совета вошли представители местных властей, бизнеса,
образования, прессы. На его заседании 30 июня были даны общие оценки
представ-ленных на конкурс идей. Наивысшей попу-лярностью пользовались
замыслы, целевым образом направленные на решение проблем молодежи,
инвалидов, экологические. Во всех проектах эксперты отмечали отсутствие
чёткой взаимосвязи с соответствующими отделами администрации города, хотя
вне власти и взаимодействия с ней возможности для консолидации уси-лий при
решении городских проблем зна-чительно уменьшаются. Эксперт конкурса,
помощник главы администрации муници-пального образования г. Пятигорск по
связям с общественностью и религиозными организациями Г.А. Харьковская
подчеркнула важность вовлечения активистов-общественников в совместную
работу на благо города, укрепление его положительного регионального имиджа.
Остальные эксперты отметили, что го-родские общественные организации
нуж-даются в помощи, им необходима поддер-жка, во многих вопросах только
совмест-ные усилия позволят сдвинуть проблемы с мертвой точки. Участники
заседания выразили надежду, что увеличение количества конкурсов в регионе
будет способствовать нейтрализации негативных явлений, в част-ности в среде
молодежи.
Хотя в этот раз, к сожалению, не было подано заявок от молодежных
организа-ций, все же четыре проекта из шести дос-таточно четко
ориентировались на реше-ние проблем молодых людей. Сожаление вызвало и то,
что на конкурс не подавали заявки национально-культурные автономии, несмотря
на то что заявлять о своем учас-тии в решении проблем города им,
безус-ловно, необходимо.
В итоге финансирование получат две организации. Безусловным лидером
ока-зался проект <Равные возможности: авто-матизированное рабочее место для
людей с нарушениями зрения>, поданный город-ской ячейкой Ставропольской
краевой организации Общероссийской обществен-ной организации инвалидов
Всероссийского общества слепых (ВОС)> (руководитель проекта В.Н. Баталова).
Цель проекта - социальная и профессиональная реабили-тация инвалидов по
зрению путем приме-нения современных тифлотехнических средств и их
интеграция в современное общество.
Второй проект-призер - <Чистый курорт - чистая вода!>, представленный
не-коммерческим партнерством <Институт со-циальных перспектив> (руководитель
проекта И.Н. Демченко), цель которого - содейство-вать привлечению горожан к
содержанию в чистоте курортной зоны Пятигорска, горы Машук.
<В конкурсе <Мой Пятигорск> не было проигравших, - подытожила Галина
Редки-на. - Те, кто не получил финансирования сейчас, смогут намного
увереннее участво-вать в следующем конкурсе. Кстати, адми-нистрация города
ознакомилась с ходом конкурса, финансовый отдел предложил нам подавать
документы на включение в бюд-жет города на следующий год статьи
<Му-ниципальный грант>.
Таким образом, в канун 225-летия Пяти-горска поддержанные на конкурсе
соци-альные проекты смогут повысить активность населения, а местная
благотворительность получит импульс для дальнейшего развития на основе
инновационных подходов к ре-шению городских социальных проблем.

Выпуск листа на новом месте: 1169

Ответить   Wed, 31 Aug 2005 21:18:29 -0700 (#427751)