Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-08-29

[TIFLO] Специальная группа в вузе

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Владислав, Вы пишете:
Мое мнение, что если есть возможность и желание, то у человека должен
быть выбор - где и в каком окружении ему обучаться.
Нельзя навязывать какое то определенное мнение, как лучше или как хуже.
Владислав, по-моему тоже у незрячего должен быть выбор в каких условиях
получать высшее образование. Но, к сожалению, в кругах образованцев все
настойчивее раздаются голоса, что инвалид может учиться в вузе только в
специально созданных условиях. Буквально в апреле этого года директор центра
глухих при МГТУ имени Баумана Станевский Александр Григорьевич заявил, что
инвалид, обучающийся без специальной поддержки, всего навсего "подснежник".
И получение им таким образом высшего образования самая настоящая профанация.
А мнение этого человека очень весомо и к нему прислушиваются в официальных
кругах. Так что некоторые выводы уже можно делать. И не стоит может и
забывать, что в области профессионального образования инвалидов на
определенном уровне крутятся определенные финансовые потоки, что отчасти и
определяет политику в этом направлении.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1149

   2005-08-29 15:01:07 (#425893)

[TIFLO] Открываются спецклассы.

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Гасан! инструктивное письмо по классам "Охраны зрения" есть В сборнике
<Проблемы правовой и социальной защиты
в системе профессиональной и социальной
реабилитации незрячих детей и молодежи>. Сборник был подготовлен РООИ "ИРИС"
и распределялся по всем школам и библиотекам для слепых. В сборнике по-моему
есть и другие необходимые тебе материалы. Но сборник готовила Света Котова,
поэтому я сразу не могу вспомнить точное его содержание. Если Вам необходимы
дополнительные экземпляры, то напиши на мой личный адрес.
К сожалению в данный момент почти все сотрудники лаборатории содержания и
методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО в отпуске и
дополнительную информацию по поднятой теме оперативно предоставить не могу.
Но в случае необходимости в конце сентября все, что смогу откопать
обязательно перешлю в правление ДРО ВОС.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1148

   2005-08-29 13:47:42 (#425865)

[TIFLO] Тифлоинформационный Центр.

Приветствую всех участников Рассылки!
В июле, на базе ЧРО ВОС, в Грозном, при поддержке фонда "Конадское Посольство",
Министерства Труда и Занятости и Министерства Образования Чеченской Республики
открылся "Тифлоинформационный центр" для слепых и слабовидящих. Три компьютера,
сканер, принтер, ксерокс и программы экранного доступа приобретены за счет средств
фонда "конадское Посольство", Мебель, услуги провайдера и оплату работы спецалистов
- за счет Министерств Труда и Образования ЧР. На базе Тифлоинформационного центра
прошли первые обучающие курсы незрячих пользователей и 6 членов ЧРО ВОС получили
навыки работы средствами виндовс, текстовыми редакторами и другими программами
по желанию самих незрячих. Один из обучающихся, Яхьяев Магомед потерял зрение
два года тому назад. Научившись пользоваться компьютером, подал документы в ЧИГУ
на факультет педагогики и психологии заочно. Экзамены будут в сентябре, так пожелаем
же ему удачи.
С уважением - Гасан Каримов.

Выпуск листа на новом месте: 1147

   "Gasan Karimov" 2005-08-29 11:32:57 (#425777)

[TIFLO] Открываются спецклассы.

Приветствую всех участников рассылки!
На базе махачкалинской общеобразовательной школы н56 открываются начальные классы
для слепых и слабовидящих детей. По просьбе директора этой школы обращаюсь ко
всем, кто сталкивался с подобной проблемой и имеет определенный опыт: Необходимы
учетноправовая документация, Методические материалы и просто поделиться опытом.
Можно писать мне на личку:
has***@x*****.ru
С уважением - Гасан Каримов.

Выпуск листа на новом месте: 1146

   "Gasan Karimov" 2005-08-29 11:32:52 (#425776)

[TIFLO] ЕГЭ

"Школььный вестник" N2, 2004г.
Вячеслав Сергеев

КАК Я СДАВАЛ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Ещё за несколько лет до окончания школы (а я учился в специальной школе-интернате
для слепых и слабовидящих детей N 3 города Воронежа) решил, что буду поступать
на один из гуманитарных факультетов Воронежского государственного университета.
Само по себе это не было чем-то необычным, так как выпускники нашей школы поступали
в вузы и успешно там учились. Поступать конкретно на юридический я решил уже
на последнем году школьного обучения.

Прежде всего я начал выяснять, какие экзамены и в какой форме необходимо сдавать.
В приёмной комиссии ВГУ мне ответили, что нужно пройти 4 экзаменационных испытания.
Ими оказались история, обществознание, русский и английский языки. Однако совершенно
неожиданным стало то, что три первых принимаются только в форме Единого государственного
экзамена. Ранее мне уже приходилось слышать о том, что некоторые вузы нашего
города участвуют во всероссийском эксперименте по проведению ЕГЭ, но не думал,
что этот эксперимент коснётся и меня.

Во-первых, обучение в нашей школе проходило по щадящему режиму. В данной ситуации
это означало то, что ученики выпускных классов освобождались от Единого государственного
экзамена, а школа, согласно соответствующему положению Министерства образования,
ограничивается проведением внутренних школьных экзаменов. Так что вы понимаете,
что моё положение в сложившихся условиях представлялось весьма сложным. Во-вторых,
работы в рамках ЕГЭ по интересующим меня предметам оказались письменными, а я
пользуюсь рельефно-точечным шрифтом Брайля, что делало экзамен невозможным.

До начала первых государственных экзаменов оставалось чуть более месяца. Отказываться
от намеченной цели я не собирался. В самые кратчайшие сроки предстояло решить
все эти и прочие организационные вопросы. Первые мои попытки уладить возникшие
проблемы в соответствующих инстанциях показали, что мне не хватает опыта в этом
искусстве. Стало очевидным, что можно бесконечно биться головой о стену, а дело
меж тем не сдвинется с мёртвой точки.

В этот момент свою помощь предложила мой школьный преподаватель Ольга Константиновна
Попова. Вместе с нею мы снова начали тернистый путь к экзаменам. Так как я оказался
единственным выпускником нашей школы, пожелавшим сдавать Единый государственный
экзамен, проблема создания специальных условий и проведения такого экзамена сама
собой переходила в иную плоскость и становилась сугубо моим личным делом. Времени
практически не оставалось, поэтому мы были готовы принять самые решительные меры.
При первом же обращении в учреждения, ведающие образованием в Воронежской области,
стало ясно, что проблема куда более серьёзна, чем мы могли себе представить.
В суматохе проведения эксперимента с ЕГЭ все словно забыли о том, что существует
определённая группа людей, которая, так же как и все прочие, имеет право на получение
высшего образования. Получалось так, что есть Единый государственный экзамен,
есть вполне здоровые люди, которые сдают его и поступают в любой вуз, и в то
же время существуют инвалиды, для которых государство создаёт щадящие условия
сдачи облегчённых школьных экзаменов, воздвигая тем самым дополнительные препятствия
при поступлении в любое высшее учебное заведение либо вовсе лишая их такой возможности.
Меня не привлекала такая участь.

Нам нужно было добиться, казалось, невозможного - получить от Главного управления
образованием Воронежской области специальный приказ, в котором были бы оговорены
основные условия приёма и сдачи моего ЕГЭ. Шли дни, а официального документа
мы ещё не имели, но времени терять не следовало, и мы начали усиленно готовиться
к экзаменам.

В процессе подготовки стало очевидным, что основные положения, отражённые в полученном,
наконец, приказе, недостаточны или частично не соответствуют реальным фактам.
Так, например, согласно общему положению о проведении ЕГЭ на экзамен отводится
180 минут, а я в это время уложиться просто не мог, так как ассистенту надо было
прочитать мне вслух сами задания экзаменационного бланка, которых немало, а в
третьей части каждого экзамена обязательно имелась письменная работа, которую
выполнять устно просто немыслимо. Отправляться на экзамен при таких условиях
означало с треском его провалить, следовательно, как можно быстрее необходимо
было решить и эту проблему.

При повторном обращении в Областное управление образованием мы встретили там
понимание и поддержку. Механизм проведения такого рода экзаменов при особых обстоятельствах
(то есть, моих) ещё плохо отработан, в этом направлении предстоит многое сделать.
И вот появилось приложение к ранее изданному приказу, в котором оговорены разного
рода необходимые технические нюансы. Таким образом, была создана формальная база,
я был допущен к экзаменам с учётом требований, вытекающих из моего положения.

Я имел смутное представление о самой форме проведения Единого государственного
экзамена. Ни я, ни Ольга Константиновна однозначных ориентиров при подготовке
к ним не имели. Мои знания в значительной степени опирались на разъяснительные
беседы, проводившиеся для выпускников других школ, - они-то мне и пересказывали
содержание этих бесед. Неоценимую помощь при подготовке мы получили, пользуясь
брошюрами с контрольными измерительными материалами, выпущенными в 2002-м году
Министерством образования Российской Федерации - купить их можно было совершенно
свободно. Полной уверенности, что мы идём по верному пути, не было, но с другой
стороны, ничего лучшего на тот момент мы не имели. Прочитанное в этих книжечках
заставило меня в значительной мере пересмотреть представление о порядке и форме
хорошего экзаменационного ответа (особенно это касалось полных и развёрнутых
ответов, содержащихся, как правило, в третьей части экзаменационной работы).
Порой некоторые моменты приходилось заново переучивать или переосмысливать в
соответствие с иными требованиями. Последовали ежедневные многочасовые тренировки,
ведь необходимо было не только упорядочить свои знания по тому или иному предмету,
но и наиболее оптимальным образом построить работу с ассистентом. На ассистента
в данной ситуации ложилась большая ответственность - именно ему необходимо было
совершенно точно и чётко читать задания, а затем при этих же неукоснительно соблюдаемых
условиях записать данный мной ответ, и всё это при крайне ограниченном времени,
то есть с большой скоростью, не допуская при этом технических ошибок.

К моменту начала экзаменов (27 мая) у нас уже имелся некоторый опыт работы как
с точки зрения содержания ответа экзаменационного бланка, так и его оформления.
Сдав один экзамен, мы продолжали готовиться к следующему, и так продолжалось,
пока не сдали последний. Что касается самих экзаменов, то неожиданностей, на
мой взгляд, не было, а это значило, что наша работа не оказалась напрасной. Невыполнимыми
задания ЕГЭ назвать невозможно. Они идут по порядку - от самых несложных до тех,
где необходимо проявить большие знания, так что, по моему мнению, набрать минимальное
количество баллов не так уж и трудно. Простые вопросы в самом начале работы позволяют
экзаменуемому обрести необходимую уверенность, как можно лучше сосредоточиться
на выполняемой работе, и переход к заданиям следующего уровня кажется уже незаметным.
Характеризуя такую форму проведения Единого государственного экзамена, следует
отметить большую его объективность по сравнению с устными экзаменами по тем же
предметам. Когда сдаёшь обычный экзамен, кажется, что играешь в рулетку - повезёт
или нет, ведь всего изучаемого курса по данному предмету билет охватить не может,
и окончательная оценка зависит всё-таки в немалой степени от индивидуальности
экзаменатора. В ЕГЭ множество вопросов одного бланка затрагивает практически
все аспекты предмета изучения, к тому же учащийся и экзаменатор не находятся
в непосредственном контакте друг с другом, а, значит, субъективность оценивания
снижается. Справедливости ради надо сказать, что и здесь не всё так гладко. Например,
ответы на некоторые вопросы предполагают несколько точек зрения, ответить можно
по-разному, хотя при оценивании правильный ответ предполагается только один.
Это могло бы показаться незначительным, если бы такого рода задания были редкими
и не так дорого оценивались (а особенно часто они встречаются в гуманитарных
дисциплинах). С прочими науками проблем, по-видимому, не меньше. Там, где есть
какие-либо специальные знаки, таблицы, диаграммы, рисунки или иноязычные слова,
помощь ассистента малоэффективна, а услуги специалиста по предмету в данной области
совершенно исключены. Мой ассистент, Ольга Константиновна Попова, отметила, что
шрифт, которым набран текст экзаменационных работ, слишком мелок для слабовидящих,
он требует большого напряжения глаз, что многим противопоказано. Анализируя всё
это некоторое время спустя, а также имея мнения других абитуриентов, мы пришли
к выводу, что в своей совокупности задания, принадлежащие к разным вариантам,
неодинаковы по степени сложности. Это может оказаться весьма серьёзным в ситуации,
когда несколько учащихся обладают примерно одинаковыми знаниями по предмету,
но один из них отвечает на вопросы наиболее сложного варианта, неверно даёт ответ
на один из вопросов и в итоге ему не хватает всего нескольких баллов до необходимого
проходного количества.

Многое из того, о чём я здесь говорю, может показаться крайне субъективным, ведь
всё это касалось только меня. Но проблемы, затронутые здесь, относятся не только
к слепым, ведь существуют люди и с другими проблемами здоровья. На мой взгляд,
многое в этом грандиозном эксперименте с Единым государственным экзаменом, прежде
чем он станет российской реальностью, требует серьёзной корректировки. Прецеденты,
подобные моему, наверняка есть и в других городах страны. Я убеждён, что если
Единый государственный экзамен действительно станет таковым в полном смысле этого
слова, он должен быть обязательным для всех, в том числе и для различных специальных
учебных заведений типа нашей школы. Вопрос заключается в том, каким этот экзамен
должен быть для выпускников таких заведений? Считаю, что - одинаковым для всех
(конечно, с учётом специфики коррекционно-образовательного заведения, проводящего
ЕГЭ). Решать эту проблему нужно как за счёт максимальной адаптации экзаменационных
работ, так и за счёт наиболее полного развития способностей учащихся, исключая
при этом применение щадящих режимов.

Мне уже не раз приходилось слышать мнение о том, что не стоило бы инвалидам <ввязываться
в такие авантюры>. Но я позволю себе с этим не согласиться. Я уверен: инвалиды
могут учиться и работать ничуть не хуже остальных, хотя этому мешают предрассудки
окружающих. Я считаю, что инвалиды способны принести немалую пользу обществу,
так как выбранную область деятельности они вынуждены изучать более скрупулёзно,
чем прочие, - необходимо создать только подходящие условия.

Что же касается сегодняшней ситуации с ЕГЭ, то положение незрячих выпускников,
желающих сдать его, в значительной степени зависит от позиции, занимаемой работниками
местных органов образования. В моём случае большую роль сыграло Управление образованием
Воронежской области и Управление образованием Коминтерновского района города
Воронежа, за что я очень благодарен Якову Евсеевичу Львовичу, Владимиру Николаевичу
Сабаде и Лидии Митрофановне Чернышёвой.

Выпуск листа на новом месте: 1145

   2005-08-29 10:15:44 (#425729)

[TIFLO] Зарплаты московских учителей увеличились на треть

Зарплаты московских учителей увеличились на треть

Любовь Пятилетова
Российская Газета
Дата публикации 29 августа 2005 г.

Об этом сообщила на деловом завтраке в "Российской газете" Любовь Кезина, руководитель
департамента образования столицы. А кроме того, она рассказала, что:

- минимальная зарплата московских учителей составит 9 тысяч рублей;
- начальная школа в столице становится шестилетней;
- 1 сентября учеников примут 11 новых школ;
- все образовательные учреждения столицы оснастят "тревожной кнопкой";
- 13 директоров школ освобождены от работы за вымогательство.

За парту вместе со страной

Российская газета | Любовь Петровна! Московские школьники начнут учебный год
вместе со всеми? Или, как предлагал мэр, летние каникулы им сократили, чтобы
продлить осенние и зимние, и они уже учатся?

Любовь Кезина | Медики - педиатры, физиологи не поддержали эту идею. Считают,
что при московском климате детский организм не успеет восстановиться за более
короткий срок. Да и родители оказались против: большинство из них именно летом
стараются вывезти куда-нибудь детей. Восстали и педагоги.

РГ | Наверное, потому, что привыкли по три месяца отдыхать?

Кезина | Это только кажется, что у учителей большой отпуск. На самом деле мало
кто отдыхает в течение всех законных 56 рабочих дней. Дай бог, месяц удастся
отгулять. Ведь в июне еще идут выпускные экзамены и производственная практика.
Потом начинается время оздоровительных лагерей и разных походов. В общем,
мэр согласился с тем, что педагогический коллектив и родительский комитет каждой
школы должны сами решить, когда и сколько отдыхать их детям.

РГ | Первоклашек много ожидаете?

Кезина | 80 тысяч, а в прошлом году было 77 тысяч. Первый урок у них, как и у
всех остальных школьников, будет называться "Россия - родина моя". На нем
учителя напомнят в том числе и о Беслане, все вместе почтят память погибших там
учеников школы N 1 минутой молчания.

РГ | А сколько в столице детей, которые должны бы учиться, но в школу не придут,
так и останутся неучами?

Кезина | Задача департамента: чтобы за парту сели все дети, без исключения. Мне
импонирует позиция президента РФ Владимира Путина, заявившего в своем послании,
что образование в стране должно быть не только доступным, как записано в Конституции
РФ, но и обязательным.

По указанию Юрия Михайловича Лужкова в столице разработан проект закона о всеобуче,
который, я надеюсь, будет принят, как только депутаты Мосгордумы возобновят
работу после летних каникул.

В прошлом году в Москве, в частности, не учились 141 ребенок из так называемых
трудных семей. Но и они не были брошены на произвол судьбы - органы образования
устраивали их на работу или в ПТУ. Сколько таких ребят наберется сейчас, станет
известно после проверки, которой правоохранительные органы, районные управы
и попечительские советы займутся сразу же после начала нового учебного года.

С любимыми не расставайтесь

РГ | А что за эксперимент с шестилеткой в начальной школе начинает Москва?

Кезина | Два дополнительных года к традиционным четырем (в рамках существующей
одиннадцатилетки), на мой взгляд, помогут младшим школьникам плавно перейти
в основную школу.

Этот момент всегда болезненный. Но если же с детьми останется родной классный
руководитель, то появление множества предметников произойдет без лишних стрессов.
Проработав десять лет учителем начальных классов, я знаю, как тяжело происходит
расставание с первым учителем, от которого больше всего зависит: будет
у ребенка желание учиться и дальше или его отобьют раз и навсегда. Не случайно
же люди, уже имеющие детей и внуков, продолжают помнить своего первого учителя.

РГ | Вам звонят ваши ученики?

Кезина | И звонят, и приходят.

РГ | И все-таки специалисты сомневаются в способности учителей начальных классов,
имеющих, как правило, среднее образование, стать хорошими классными руководителями
пяти-шестиклассников.

Кезина | В Москве высшее образование у большей части педагогов. Новая роль им
вполне по плечу.

РГ | Свободных вакансий много?

Кезина | Практически нет. Катастрофой для столицы был 1995 год, когда школы покинули
сразу более 5 тысяч учителей. Учителя математики двинули в вычислительные
коммерческие центры, "англичане и немцы" - в турфирмы, физкультурники - в платные
физкультурно-лечебные комплексы. Я в ужас пришла, когда увидела, что
банки разбирают даже историков. Но за эти годы в столице открылось пять городских
пединститутов, и кадровый голод теперь в основном удовлетворен.

Осталась разве что потребность разгрузить, например, учителей английского языка,
физкультуры, информатики, работающих нередко на две ставки. Им ведь надо
иметь возможность не только отдохнуть, но и подготовиться к урокам. В наше время,
когда 30-40 процентов учащихся могут выйти в Интернет, а учителей - только
20 процентов, это становится весьма актуальным.

РГ | Удается молодежь удержать в школах?

Кезина | Удается, с помощью специального постановления "О поддержке педагогических
коллективов", в котором предусмотрен целый ряд мер поддержки именно молодого
учителя. Как показывает практика, если человек не ушел из школы в течение первых
трех лет, он останется в ней на всю жизнь. Поэтому все эти годы выпускник
педвуза в Москве теперь получает надбавку к зарплате. У имеющих красные дипломы
она доходит до 40 процентов. Кроме того, молодой учитель получает 20 тысяч
рублей единовременного пособия, так называемые подъемные на обустройство, еще
15 процентов к зарплате - на проезд. Добавьте надбавку за стаж. Для того
чтобы она появилась, в педвузах специально была изменена форма обучения студентов.
Четыре года они там учатся, а на пятый переходят на заочно-очное обучение
и одновременно идут работать в школу. С этого момента у них появляется трудовая
книжка и начинает отсчитываться стаж. На выходе из института выпускника
ждет аттестация. В итоге большинство получают не ниже девятого разряда, а многие
- и одиннадцатый, двенадцатый. Никто не пытается спихнуть на молодого
специалиста самые трудные классы и в школе, не пытается подсунуть ему самое неудобное
расписание с "окнами". В общем, труд молодого учителя оценивают сейчас
не ниже, чем опытного.

РГ | И сколько же он получает все-таки?

Кезина | Средняя зарплата педагога в Москве была 7800 рублей. С 1 августа весь
фонд зарплаты работников образования повышен на 40 процентов. В зависимости
от стажа кто-то получит прибавку 30, кто-то - 40 процентов, но ниже 9 тысяч рублей
получать никто не будет.

РГ | Все ли выпускники педвузов доходят до школы?

Кезина | К сожалению, нет: процентов 60-70. Выясняя каждый раз, почему тот или
иной свежеиспеченный специалист не пришел в класс, мы поняли, что дело даже
не в зарплате. В Москве, например, 250 учительских династий, общий стаж работы
которых в школе составляет от 107 до свыше 500 лет. В этих семьях дети с
самого рождения видят, какая трудная у их родителей работа и как мало им за нее
платят. Но это не останавливает их при выборе профессии! Уходят чаще всего
те, кто приходит в "пед" за "корочкой". Поэтому вот уже два года в московских
институтах ведется контрактный целевой прием студентов, в ходе которого предпочтение
отдается ребятам из тех же учительских династий, из педклассов, выпускники которых
действительно мечтают работать в школе.

Берегите учеников

РГ | Любовь Петровна! Много в Москве появится к первому сентября новых школ?

Кезина | 11, хотя планировалось 6. А главное, какие школы! Две, например, расположенные
на улице Маломосковской и на 5-м Монетчиковском переулке, построены
по индивидуальным проектам. Настоящие дворцы площадью по 14 тысяч квадратных
метров - с большими классами, широкими коридорами, огромным атриумом появились.
Да и типовые школы на типовые непохожи, все сделано с выдумкой и фантазией.

РГ | Такое активное строительство поможет в этом году покончить со второй сменой
в школах, чего давно добивается правительство Москвы?

Кезина | К сожалению, пока нет. Хоть и немного - всего 3 процента, или 30 тысяч
из 820 тысяч столичных школьников, продолжат учиться во вторую смену. Но,
честно говоря, гораздо больше меня волнует сейчас другая проблема. Падение рождаемости
привело к тому, что несколько школ в Москве уже загружены наполовину.
Если в целом по стране начиная с 1995 года учащихся стало меньше на миллион,
то в Москве - на 200 тысяч. И это еще не пик! По нашим прогнозам, пик будет
в 2008 году, когда в столице может остаться всего половина от нынешнего количества
школьников. Поэтому уже сегодня нужно думать, как сохранить места в
школах, колледжах и вузах для будущего демографического всплеска? Пока, к счастью,
выручают дети мигрантов.

РГ | Детских садиков в городе по-прежнему дефицит?

Кезина | Жуткий! 12 тысяч детей стоят в очереди. Мамы записываются в книгу ожидания
еще беременными. Потеряв систему ведомственных садиков, город сейчас
пытается вернуть хотя бы земельные участки, на которых они располагались. Ведь
при каждом была большая территория, на которой Москва может построить муниципальные
сады.

Хочешь быть спокойным за ребенка, думай о худшем...

РГ | Что сделано для безопасности школ?

Кезина | К 1 сентября все до единого учреждения образования в Москве: школы,
детские сады, центры детского творчества, колледжи, вузы, будут оснащены "тревожной
кнопкой". Установка ее стоит 18 тысяч рублей, обслуживание - еще 2,5 тысячи в
месяц, что вполне по-божески и доступно городу. 80 процентов учреждений также
защищены заборами, вокруг остальных их планируется возвести в будущем году. Они
будут металлическими, высотой не меньше 2,5 метра и не черными, а веселыми
- двух-, трехцветными.

РГ | "Магнитная карточка" потребуется при входе в школу?

Кезина | Это второй этап, на котором одновременно будут установлены и видеосистемы.
Если учесть, что в департаменте - 4 тысячи образовательных учреждений,
а цена оборудования - миллион рублей за каждое здание, то становится понятно,
что тут требуются другие деньги. Тем не менее в рамках общегородской программы
по созданию системы обеспечения безопасности города это планируется сделать.
Причем от видеомониторинга в каждом отдельно взятом учреждении столица намерена
пойти еще дальше: выводить информацию в центры, куда поступают сигналы со всей
столицы. Но это случится уже на третьем этапе. Пока же мы находимся на первом,
самом низшем. Выполнить всю программу планируется в течение трех ближайших лет.

Цена школяра

РГ | Расскажите, пожалуйста, еще об одном столичном новшестве: нормативном финансировании
школ, о внедрении которого недавно подписал распоряжение мэр.

Кезина | Необходимость такого финансирования была заложена еще в Законе "Об образовании",
принятом в 1992 году. Внедрение тормозили финансисты. Им проще
выделять деньги постатейно, увеличивая, скажем, каждую статью на 1-2 процента.
Если же посчитать, сколько стоит в целом обучение одного ученика в зависимости
от типа учреждения, в котором он учится, то расходы сразу же существенно вырастают.
Поэтому хорошая идея оставалась нереализованной. В прошлом году об
этом напомнил в своем Послании президент. Многие регионы восприняли его слова
как команду и нормативное финансирование ввели. Когда Москва стала смотреть,
как это им удалось, обнаружилось, что кое-кто снова прибег к профанации. Разделили
имеющийся у образования бюджет на количество учащихся и на этом основании
объявили плату за одного школьника. Мы так делать не стали, а посчитали реальные
расходы на учащихся всех 18 типов образовательных заведений, имеющихся
в городе. В итоге получилось, что самый дорогой воспитанник у нас в санаторно-лесной
школе обходится в 208 899 рублей в год. Обучение ребенка в обычной
средней образовательной школе стоит 26 172 рубля, в школе с углубленным изучением
отдельных предметов - 28 663 рубля. Посещение группы для детей дошкольного
возраста с 12-часовым пребыванием обойдется в

45 595 рублей, а с 24-часовым пребыванием - уже 47 499 рублей и т. д. В итоге
переход на новую систему потребовал от властей добавления образованию 12 миллиардов
рублей. Эти средства заложены в проекте бюджета будущего года.

РГ | За учебники по-прежнему будет платить город?

Кезина | Да. Москва - единственный регион в России, где с первого класса и кончая
библиотеками вузов, учебники представляются бесплатно. На это ежегодно
расходуется 600-700 миллионов рублей из столичной казны.

Благотворительность не нуждается в именах

РГ | Любовь Петровна, а где, по-вашему, проходит грань между добровольной помощью,
которую семья ребенка готова оказать школе, и поборами с учащихся?

Кезина | Очень серьезный вопрос. В конце прошлого года департамент вместе с Контрольно-ревизионным
управлением Москвы в течение двух недель проводил "горячую
линию". Поступило 200 звонков от родителей. В результате 13 директоров школ были
освобождены от работы, причем в первую очередь как раз за вымогательство.

РГ | На что же они собирали деньги?

Кезина | На мебель, на доплату учителям, на компьютеры. Хотя могли бы получать
помощь и от родителей, и от бывших выпускников, и от спонсоров законно. Для
этого требовалось создать попечительский совет, а при нем - юридически зарегистрированный
фонд. Вот на него перечисляйте сколько угодно денег, правда,
при условии - отправитель должен оставаться безымянным. Кто внес, сколько внес
- знать ни к чему, если действительно хочется помочь школе, а не купить
ребенку какие-то привилегии. Наличных же денег в школе не должно быть ни копейки.

РГ | Но с днем-то рождения можно поздравить классную руководительницу сына?

Кезина | Не комплектом же нижнего белья!

РГ | А чем?

Кезина | Цветами, книгой... Для меня книги до сих пор - самые дорогие подарки
от бывших учеников.

РГ | Кому пожаловаться, если ребенка не берут в школу, которую ему выбрали родители?

Кезина | В окружное управление. Именно оно принимает решение о зачислении ученика.
Директора школ только собирают заявления. Порядок такой: любой москвич
может учиться в любой школе. Главное условие - чтобы было свободное место. Если
мест меньше, чем желающих попасть на них, приоритет отдается тем, кто проживает
по соседству, и тем, у кого в этой школе уже учатся братья или сестры, чтобы
маме с папой потом не пришлось разрываться между родительскими собраниями.
Наш принцип такой: школа - для ребенка. В ней должны соблюдаться права детей.

РГ | От начальной военной подготовки, школьников, кажется, наконец избавили?

Кезина | Ее не будет в этом году, а на будущий год по закону снова будет, несмотря
на то, что директора школ выступают категорически против. Я их поддерживаю:
кто будет вести эти уроки? Женщины? Скажу по собственному опыту: хоть я и не
мечтала ни о чем другом, как о работе в школе, да и опыт имею немалый, по
военному делу в жизни не сумею дать урока. Не знаю я ни автоматов, на гранат...
Ну разве что скомандовать смогу: напра... нале...

РГ | Еще одно письмо от мамы девочки, больной ДЦП: как устроить дочку в учреждение
дополнительного образования хотя бы на два-три часа в день? Ребенку так
нужен коллектив.

Кезина | Я помогу, конечно, так как в Москве создана целая система работы с детьми-инвалидами.
Работаем мы вместе с департаментом здравоохранения. В частности,
для больных детским церебральным параличом открыто пять школ-интернатов, в Переделкине
строится шестая. На юго-западе вводим школу-интернат для больных
гемофилией, где будут созданы и группы для слепых детей. Делается это по просьбе
родителей, которые написали о том, как тяжело им добираться в специализированный
интернат, расположенный на северо-востоке.

РГ | Любовь Петровна! Не испытываете ли вы ностальгии по старой доброй школьной
форме?

Кезина | Ни в коем случае! Я как рассуждаю? Разве я могла бы, например, сама
целый год ходить в одном и том же платье? Или смотреть на одетых во все одинаковое
учителей? Да ни за что! Почему же дети должны быть одеты как братья-близнецы?
Поэтому - в чем ходить - решают сами школы. Вернее, ученики. Они же, точно
знаю, в большинстве своем против формы, и я на их стороне.

Выпуск листа на новом месте: 1144

   2005-08-29 08:57:53 (#425697)

[TIFLO] Re: библеотека

> Здравствуйте, подскажите пожалуйста а что библиотека на voslib изменила
> свой электронный адрес? а то возникают, вот уже который день проблемы со
> входом.

В другой рассылке администратор той библиотеки писал, что там сейчас
проблемы с сервером и библиотека временно не работает.

С уважением, Наташа.

Выпуск листа на новом месте: 1143

   "Natalya Ul'yanova" 2005-08-29 08:10:54 (#425685)

[TIFLO] Коляска опоры

Коляска опоры

6-1Инвалиды надеются на увеличение помощи

Беда всегда приходит внезапно. Она может вырвать человека из общего ритма жизни
уже с момента его рождения, после болезни или травмы. Людям, которые в силу
обстоятельств стали инвалидами, нужно не сочувствие, а участие. Граждане западных
стран его получают. Россия сегодня во многом равняется на западные стандарты,
в том числе для инвалидов. А все ли для этого делается?

Выход <в свет>

Российские инвалиды - особая категория населения. Потому что любая, даже банальная
житейская ситуация, в этих семьях приобретает размеры глобальной проблемы.
Как попасть в магазин или к врачу? Как вы- ехать на природу или к месту лечения?..

Помнится вопрос одной бывшей учительницы, а теперь инвалида А. Журавлевой. Пожилая
женщина недоумевала, почему в жилых домах у нас отсутствуют специальные
скаты для того, чтобы инвалиды- колясочники могли свободно выезжать на улицу,
а потом возвращаться домой?.. Пандусы, действительно, предусмотрены лишь
в новых домах - как только эта норма появилась в законодательстве. И лишь кое-
где в зданиях старой постройки. Например, в 2003 году за счет средств областного
бюджета была реконструирована квартира инвалида- колясочника И. Ильиной, в том
числе был сделан специальный въезд в подъезд. А вот большая часть городских
учреждений социальной инфраструктуры до сих пор остается недоступной для этой
категории инвалидов. За исключением зданий городской администрации, центральной
библиотеки и некоторых других, вход в которые оборудован пандусами.

Любые выходы <в свет> связаны для инвалидов с трудностями. Поэтому многих так
волнует <автомобильный вопрос>. Сегодня он приобрел еще большую актуальность,
поскольку средства, выделяемые из федерального бюджета на приобретение спецавто-
транспорта, сокращены. И, как недавно объявил министр здравоохранения
и социального развития России М. Зурабов, в качестве альтернативы власти намерены
развивать в регионах службу социального такси, которая обслуживала бы
инвалидов по предварительным заявкам, - как это делается в порядке эксперимента
в Москве, Московской и ряде других областей. Федеральные власти, кроме
того, планируют увеличить с 2006 года приобретение усовершенствованных инвалидных
колясок, в том числе с электроприводом, рассматривая их как удобные средства
передвижения не только по дому, но и на улицах.

122-й федеральный закон фактически отменил прежнюю <автомобильную> льготу. Тем
не менее, прокомментировала начальник отдела адресно-социальной поддержки
городского управления социальной защиты М. Мазульникова, те инвалиды, которые
стояли в очереди на получение спецавтотранспорта до 31 декабря 2004 года,
будут им обеспечены. Новые заявления от федеральных льготников не принимаются,
за исключением тех, кто попал под действие областного закона N 4503 (инвалиды
с детства с правом передачи, семьи с детьми-инвалидами от 1 до 5 лет).

Область опережает и дополняет

Нынешний год можно назвать <переломным>. Отчасти потому, что с введением 122-го
федерального закона относительно монетизации льгот, многие обязательства
перед инвалидами взял на себя федеральный бюджет (выплата ЕДВ, предоставление
бесплатных лекарств, путевок на санаторно-курортное лечение, протезно- ортопедических
изделий, слуховых аппаратов и часть других технических средств реабилитации и
т.д.). Но, кроме того, приходится помнить еще об одном обстоятельстве. В
2005 году завершают свое действие федеральная целевая программа социальной помощи
инвалидам и одновременно ком- плексная целевая программа медико-социальной
и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области. Что будет представлять
собой новая федеральная программа на 2006-2010 гг. и какими возможностями
будет располагать в дальнейшем областной бюджет - эти вопросы остаются пока открытыми.

Терять <завоеванные> нашей областью рубежи, понятно, никому не хочется. Местные
власти довольно часто принимали и принимают опережающие решения. Одно из
них вступило в действие нынешней весной: речь идет о доплате к пенсии тем инвалидам,
которые получили травму в ходе боевых действий - в размере 1 тыс.
рублей, а на федеральном уровне об этом только сейчас заговорили. С февраля действует
постановление правительства Самарской области N 15 о едином проездном
билете не только для инвалидов, но и для сопровождающих их родственников: родителей
и опекунов детей- инвалидов, супруги или супруга инвалида 1 группы
и пр.

Тут, правда, инвалиды вспоминают и о другой трудности. Дело в том, что действующие
федеральные выплаты (ЕДВ) не предусматривают компенсации за проезд, когда
человеку нужно проконсультироваться в столичных и других клиниках, находящихся
за пределами нашего региона. Но кое-какой просвет уже забрезжил. Депутаты
Госдумы собираются внести соответствующие поправки в 122-й закон. Когда они будут
приняты, инвалиды получат право на бесплатный проезд не только к месту
отдыха и лечения по санаторной путевке, но и в специализированные клиники федерального
значения (естественно, только по направлению государственных лечебных
учреждений).

Несмотря на то, что федеральные органы власти сегодня все больше оставляют за
собой осуществление мер по социальной поддержке инвалидов, многие проблемы
решаемы только совместными усилиями. Заместитель начальника управления социальной
защиты О. Козлова привела примеры такого взаимодействия. В области и
в городе делают многое из того, что существенно дополняет правительственную программу.
В регионе, например, создана собственная реабилитационная база.
Что касается Новокуйбышевска, то один из центров реабилитации организован в бывшем
профилактории <Ивушка>. Территориальная близость подобных учреждений,
по отзывам инвалидов, - это большое дело. Такое мнение подкрепляет и статистика:
только за шесть месяцев 2005 года в реабилитационных центрах смогли побывать
84 новокуйбышевских инвалида, то есть в среднем больше десяти человек в течение
месяца.

Причем когда возникает необходимость добраться до реабилитационного центра либо
до Самарского протезно- ортопедического предприятия, инвалиды могут рассчитывать
на содействие городского управления социальный защиты - в предоставлении транспорта,
а также на помощь специалиста как сопровождающего лица.

Кстати, в нашей области пошли на то, чтобы сохранить за счет средств областного
бюджета перечень технических средств реабилитации: поскольку аналогичный
перечень, утвержденный на федеральном уровне, оказался беднее. Для сравнения:
федеральный список включает всего пять наименований, а в региональном их
83, потому что нуждаемость в подобных изделиях очень высокая. Наш город в этом
плане тоже вносит определенную лепту. Два года назад инвалидам была предложена
услуга проката; ею пользуются те, чья заявка еще не удовлетворена (таких очередников
среди инвалидов сейчас 10 человек, а всего в прошедшем полугодии технические
средства реабилитации получили 16 инвалидов, общее число заявок - 66).

По словам Ольги Николаевны, имеются и другие примеры того, как за счет привлечения
местных бюджетных ресурсов регион удерживает основные виды помощи инвалидам,
которые, к слову сказать, преобладают среди общего количества льготников. Однако
этих средств явно недостаточно. Поэтому сегодня только отдельные категории
населения Самарской области могут воспользоваться региональной льготой на бесплатное
зубопротезирование. А что делать остальным? Нынешний социальный пакет,
подаренный льготникам государством, никак не учитывает стоимость стоматологических
услуг, а посему никак их и не компенсирует. Из дорогостоящих видов лечения
федеральный центр обязуется финансировать операции по замене суставов - стоимость
каждой порядка 70 тыс. рублей. А вот на зубы для инвалидов денег, видать,
не хватило.

Из четырех стен

Как рассказывают сами инвалиды, подчас страшна не столько болезнь, а то, что
она обрекает человека жить в замкнутом пространстве, лишает его нормального
общения. Хотя в последние годы появилась и альтернатива. Так, например, в международный
год инвалидов, два года назад, у нас в городе впервые смогли привлечь
в качестве спонсоров практически все промышленные предприятия, чтобы отметить
ценными призами одаренных людей среди инвалидов. Eжегодно проводятся всевозможные
областные фестивали творчества, на которых блистали и новокуйбышевские таланты
(в их числе мастер- прикладник Д. Минейкин, автор литературной и видеокомпозиции
В. Денисов).

Самым заметным явлением стала параолимпийская спартакиада. Ее <столицей> на протяжении
всех пяти лет выступает наш город - как зачинатель спортивных праздников
для инвалидов зонального характера, к тому же располагающий современным спортивным
комплексом ФОК <Октан> и развитой социальной инфраструктурой для приема
команд со всей Самарской области. За эти годы в спартакиаде приняли участие свыше
700 спортсменов-инвалидов, выступавших в 9 видах спорта. Причем на соревнованиях
этого года 8-9 сентября новокуйбышевский клуб <Возрождение> впервые выставит
свою отдельную команду. Необходимую поддержку для этого сейчас оказывают управление
социальной защиты, управление по физкультуре и спорту, а также руководство ТЭЦ-2,
которое предоставило спортивную базу энергетиков для проведения тренировок.

Чествование лучших спортсменов-инвалидов предусматривает и новый городской спортивный
конкурс <Золотой пьедестал>. Наши спортсмены, занимающиеся в местном
филиале тольяттинского клуба <Альфа>, благодаря поддержке горадминистрации и
спонсоров, имеют возможность участвовать в самарских ралли для инвалидов-
колясочников.

Вместе с тем еще не все вопросы решены. Например, требует серьезного дооснащения
спортивная база, в первую очередь база недавно созданного клуба <Возрождение>.
Пока что он располагает лишь собственным помещением в доме по ул. Миронова, 29
и небольшим набором спортинвентаря, хотя для организации постоянной социокультурной
реабилитации инвалидов ему нужна гораздо большая поддержка.

Трудностей у инвалидов множество, в том числе с продолжением образования в вузах,
хотя отдельную помощь в таких случаях взялся оказывать городской благотворительный
фонд <Виктория>. Проблема еще долго останется острой, т.к. число детей с ограниченными
возможностями в нашем городе не убывает: их количество ежегодно
превышает 470 человек. При этом специалисты отмечают значительный рост инвалидности
среди детей до трех лет, наблюдается и снижение благосостояния таких
семей. Так что вопрос о том, найдут ли свое место в жизни по мере взросления
эти подростки и дети, остается открытым.

Людмила Борисова
"Город Н-ск" ( Энск ). Официальный сайт. Газета. Новокуйбышевск.

Выпуск листа на новом месте: 1142

   2005-08-29 02:43:42 (#425596)