Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Инклюзивное образование инвалидов - интеграция или дискриминация

Инклюзивное образование инвалидов - интеграция или дискриминация
Версия для печати

Почему выполнение Конвенции ООН ведет к нарушению прав инвалидов в России?
Чем инклюзия отличается от интеграции? Можно ли помочь ребенку-инвалиду в
условиях
общеобразовательной школы? Почему проблемы инвалидов касаются всех без
исключения членов общества? На эти вопросы отвечали участники Общественных
слушаний
по делам инвалидов, прошедших в Госдуме.

Инклюзивное образование инвалидов - интеграция или дискриминация

Словосочетание <инклюзивное образование> в последнее время у всех на слуху.
Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но уже сидя в
инвалидной
коляске, это - инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому
детский сад - это тоже инклюзия. Злом или благом является инклюзия
российских
школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: <Нас это,
слава Богу, не касается>. Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает
совместное
обучение всех детей - и здоровых, и с особыми образовательными
потребностями.

Здесь и начинаются проблемы, которым были посвящены общественные слушания
<Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья:
реализация
или дискредитация?>, состоявшиеся в Госдуме. В мероприятии приняли участие
госслужащие, педагоги, родители и правозащитники со всей России. Сама
встреча
была мероприятием инклюзивным, многие из участников - успешно работающие
люди с самыми разнообразными нарушениями здоровья. Форум был приурочен к
годовщине
ратификации конвенции ООН о правах инвалидов.

Справка:

Справка: В мае 2012 года Россия ратифицировала
Конвенцию ООН по правам инвалидов.

Целью Конвенции является обеспечение полного и равного осуществления
инвалидами прав и свобод человека, уважение к личности и особенностям всех
людей.
По определению ООН, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими,
психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающими их
полному
и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Инклюзия
(франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю)
или включенное образование - термин, используемый для описания процесса
обучения
детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и
типовых
положениях.

Приключения инклюзии в России
Ратификация конвенции ООН перевела дискуссию об инклюзивном образовании на
другой уровень - споры идут не о том, нужна ли инклюзия или нет, а о
конкретных
методах ее внедрения и проблемах, которые возникают по ходу процесса.

Для выступления на Слушаниях записалось более 40 человек, процитировать
каждого выступившего, даже тезисно, возможности нет. Можно лишь пересказать
суть
опасений, которые высказывали педагоги и родители детей с особыми
потребностями.

Сама по себе инклюзия - инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во
многих странах, но в России с нею - определенные проблемы. Давайте начнем
с конкретного факта: на всю Владимирскую область не нашлось детского сада,
который бы принял слепого ребенка. Специализированного учреждения нет, а
обычные
от слепого ребенка отказываются. Причем напрасно вы думаете, что эта
проблема касается только родителей слепого ребенка.

Как бы вы отнеслись к тому, что вместе с вашим ребенком в группе будет
слепой или ребенок с ДЦП? Как правило, родители относятся очень негативно. И
не
только из-за боязни <иных>, но по соображениям чисто практическим - особый
ребенок будет оттягивать на себя внимание педагога.

Советская система образования предполагала существование коррекционных школ
8 видов. С одной стороны, дети загонялись в резервации, но, с другой
стороны,
в этих резервациях было финансирование и педагоги, обладающие специальными
знаниями и четкие правила. Но
в новом Законе об образовании
, который вступает в силу с сентября 2013 года вообще нет понятия <вид
коррекционного учреждения>.

Финансирование школ сейчас отдано на откуп регионам, а коррекционные
учреждения - удовольствие дорогое, вот и закрывают. Введение инклюзивного
образования
послужило поводом, пусть формальным и косвенным, но - поводом, для закрытия
таких учреждении, например, системы лекотек и школ надомного обучения в
Москве.
Нет, в законе об образовании, никто не призывает закрывать коррекционные
учреждения, но такая трактовка - возможна.

Некоторым чиновникам показалось, что инклюзия - способ сэкономить. В
коррекционном садике больше сотрудников, чем в обычном, там меньше группы,
особая
оплата работы специалистов и другие специальные условия. Все это для
областного бюджета - дорого. Коррекционная школа - учреждение интернатного
типа, в
среднем 5-12 детей в классе, работают не только учителя, но и воспитатели,
да и средств на одного учащегося по норме выделяется в разы больше, чем на
обычного
школьника.

И вот вводится инклюзия - значит, всех детей можно поместить в обычные школы
и садики. Ура! Коррекционные учреждения больше не нужны, давайте их
закрывать.
И вот коррекционный садик сливают с обычным, в котором по норме - 20-25
детей на одного воспитателя. Теперь представим, что 10 из 20 детей имеют
некоторые
особенности развития. Отдадите вы своего ребенка в такой садик? Кому
придется остаться дома - ребенку с особыми потребностями, или обычному?

Похожая ситуация и в школе. Как вы думаете, сможет ли обычный учитель,
прошедший 72 - часовой курс подготовки заменить нескольких специалистов,
изучавших
олигофренопедагогику в течение пяти лет? Количество детей в классе
устанавливается в регионах, и делается это, исходя из экономических
соображений, а не
из интересов детей.

Кстати педагоги-дефектологи за свой труд получают надбавки. Предполагается,
что обычному учителю они не нужны. Теперь назовите хоть один повод, чтобы
обычный
загруженный и замотанный российский педагог захотел видеть среди учеников в
своем классе детей с особыми потребностями.

Недавно в Москве произошла трагедия: попал под поезд ребенок. Этот мальчик
был слабовидящим, но учился в обычной школе. В коррекционной школе
слабовидящих
детей учат правильно определять расстояние до предмета и никогда не
отпускают учащихся одних, без сопровождающего, а инспекторы ГИБДД постоянно
проводят
в таких школах специальные занятия. То, что для особого ребенка не были
созданы условия в обычной школе, стоило ему жизни.

Среди детей с особыми образовательными потребностями есть дети с ментальными
нарушениями. По новому закону об образовании такие дети могут учиться в
обычной
школе. Но при этом в законе нет критерия, по которому можно перевести такого
ребенка в следующий класс. Есть девочка с задержкой развития и есть
четвертная
контрольная, которую эта девочка должна написать, чтобы перейти в следующий
класс. Понятно, что девочка эту контрольную никогда не напишет. Это -
вопросы
только по учебному процессу. Если начать разговор о поведенческих
особенностях детей с различными нарушениями, то количество вопросов
увеличится в геометрической
прогрессии.

Экономия при закрытии коррекционных школ - кажущаяся. Если в обычную школу
придут несколько детей с особыми потребностями, создать условия для каждого
из них будет дороже, чем в коррекционном интернате. Если в класс пришел
слепой или глухой ребенок или аутист, педагогов нужно обучить педагогов хотя
бы
способам коммуникации. Слепому и глухому нужно как-то объяснить материал, а
с аутистом -выстроить отношения. Каждый родитель ребенка с аутизмом знает,
что в какой-то момент, для обычных людей непредсказуемый, аутист может
<съехать с катушек>, например, упасть на пол и закричать. Представим, что
учитель
из самых лучших побуждений захотел такого ребенка прижать к себе, чтобы
успокоить. Это специалисты знают, что аутисты негативно реагируют на попытки
взаимодействия.

Пока в системе образования нет достаточного количества специалистов, которые
были бы способны организовать и поддерживать инклюзию на местах. Но такие
специалисты есть в системе коррекционного образования, которую сейчас
активно разрушают вместо того, чтобы использовать как базу для обучения
кадров.

Пока никаких условий для особых детей в российских школах нет, да нет и
желания это делать в школах. В одной школе мальчика-колясочника,
проучившегося
четыре года в обычной начальной школе, перевели в коррекционную только
потому, что в старших классах занятия проходили в разных кабинетах, а возить
коляску
было некому, да и пандусом школу никто не оборудовал.

Конечно, если в регионе нет коррекционных учреждений - делать нечего,
придется создавать и обучать, а если есть - то зачем их расформировывать?
Можно создать
на этой базе ресурсные школы. Чтобы ребенка с нарушениями отправлять не в
открытый космос, а туда, где есть условия. Например, в одной школе есть
педагоги,
умеющие работать со слепыми, и создана для них среда, в другой -
сурдопедагоги, а в третей - пандусы и подъемники. Можно помечтать и о школе,
в которой
есть условия для детей с несколькими видами нарушений. При этих условиях
дети с особыми потребностями вполне могут учиться вместе с обычными. Первое,
что
для этого нужно - желание педагогов создавать доступную среду, но, положа
руку на сердце, есть ли у них для этого время?

Особняком стоят дети с хроническими заболеваниями, которые будучи полностью
готовыми к учебе в обычной школе, не могут туда попасть. А ведь для того,
чтобы
ребенок с эпилепсией, или диабетик, даже инсулинозависимый, мог учиться в
обычной, школе, хватило бы обычной школьной медсестры. Но ее
<оптимизировали>.
Впрочем, сейчас в школах и садиках и для ребенка с гастритом нет условий,
готовить запретили, кухни демонтировали, в качестве еды детям предлагают
разогретые
концентраты и шоколадки по <буфетным> ценам. Плоды такой экономии не
заставят себя ждать, ведь уже сейчас на всю школу можно найти только
несколько человек
с первой группой здоровья, а если копнуть глубже, то и эти несколько - не
здоровые, а недообследованные.

Инклюзия - условия и методы
В апреле 2012 года в Госдуме проходили парламентские слушания по проблеме
инклюзивного образования и были выработаны рекомендации, содержащие ключевые
идеи. Эти рекомендации не противоречат сохранению в России системы
коррекционного образования. Но на практике все оказывается не так
оптимистично.

Несмотря на правильные формулировки закона, его интерпретация и исполнение
приносит российским инвалидам множество новых проблем. Причем на нарушение
прав
человека жалуются по двум противоположным поводам. Одни родители хотят
обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, но и им в этом отказывают, а
другие
хотели бы учить ребенка в коррекционном учреждении, но это учреждение
расформировывают. Немало жалоб от родителей на объединение коррекционных
учреждений
с общеобразовательными, напоминающее об анекдотическом гибриде ужа и ежа.
Реальность такова, что каждый случай перевода ребенка из коррекционной школы
в обычную, равно как и из обычной в коррекционную, может стать чьей-то
личной трагедией.

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых
Олег Смолин
определил ключевую задачу общественных слушаний так: <Выработать
рекомендации, которые бы позволили Российской Федерации разумно и
рационально реализовать
идею инклюзивного образования, исходя из сохранения и развития обеих
систем - и коррекционного и инклюзивного образования>. По словам Олега
Смолина противоречий
в этих двух подходах нет, в чем он сам он имел возможность убедиться на
практике, пойдя сначала обучение в коррекционной спецшколе для слепых, а
затем
отучившись в обычном вузе.

Учитывая, что инклюзия уже заявлена, а интеграция - идет, инвалидам и их
родителям приходится компенсировать недостачу за свой счет, имея из ресурсов
одну
пенсию. Все это напоминает предложение совершить авиаперелет с
пилотами-стажерами, которые наберут необходимый опыт по ходу. Поэтому так
много вопросов
было у участников форума к присутствовавшей на мероприятии Светлане
Алехиной, Директору института интегративного (инклюзивного) образования
Московского
городского психолого-педагогического университета.

То, что финансовые гарантии для защиты прав инвалидов в России сейчас
слабоваты, отмечали все выступавшие. <Дети у нас есть. А где деньги?> - так
сформулировала
проблему одна из мам-активисток. По мнению участников, финансирование
проекта нужно увеличить, имея в виду целевые расходы на конкретные нужды.

Итоги
Завершая форум Олег Смолин сказал:

<На самом деле мы вовсе не собирались противопоставлять коррекционное и
инклюзивное образование. Мы считаем, что должны развиваться обе системы.
Коррекционное
образование должно стать одним из основных ресурсов для инклюзивного. Но,
конечно, исходить нужно, прежде всего, из интересов детей. Образование -
редкая
площадка, на которой корпоративная солидарность - благо. Интересы педагогов
образовательного сообщества совпадают интересами детей. Чем лучше будет
педагогам,
тем лучше будет ребенку, тем лучше будет в стране>.

По итогам Общественных слушаний <Инклюзивное образование для лиц с
ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?> будет
составлен
документ, включающий все конкретные предложения.

7 июня 2013 года был издан приказ Министерства образования и науки,
адресованный органам исполнительной Федеральной власти РФ, содержащий
разъяснения к
закону об образовании в части инклюзивного и коррекционного образования.
Будем надеяться, что этот документ позволит сохранить коррекционные
учреждения.
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=19467&utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter&utm_campaign=%D0%9C%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%A0%D0%94%D0%98%D0%95.RU

Выпуск листа на новом месте: 7708
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 13 Jun 2013 14:36:06 +0400 (#2766138)

 

Ответы:

Доброго всем здоровья! Да, уважаемая Ирина Николаевна, не радуете вы нас
позитивными материалами на заданную тему! И когда же у нас восторжествует
здравый смысл? В 2010 году на Всероссийских педагогических чтениях было
сказано, что дискутировать о введении инклюзивного образования уже нет
смысла, но дискуссии продолжаются! Очень сомневаюсь, что они приведут к
какому-то положительному результату! Чиновники будут поступать все равно
вопреки здравому смыслу. Вот читаю сейчас об организации инклюзивного
образования в разных странах, да там и образование здоровых детей гораздо
хуже нашего: очень много детей с нарушениями умственного развития: страны
северной Европы, СШАа, франция германия и т.д. Но это пока у нас лучше, если
такими темпами мы будем ломать нашу систему образования, то скоро их догонем
и перегонем. С наилучшими пожеланиями!

Выпуск листа на новом месте: 7709
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 13 Jun 2013 17:06:13 +0400 (#2766277)

 

Всем, привет!

На счет лучшего образования: Недавно поделились информацией, что по данным
Юнеско в 1993 году наше образование было на 3 месте, в 2001 - кажется на 21,
а в 2013 - уже на 33. Вот такими темпами мы движемся в перед.

С уважением, Сергей Индерейкин

Выпуск листа на новом месте: 7712
количество подписчиков: 318
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 17 Jun 2013 14:31:49 +0400 (#2768247)

 

Здравствуйте"!!!
Радует, что проблемы хотя бы обсуждаются властью, ключевые моменты
озвучены.
Результат уже понятен многим.
Под предлогом инклюзии будут экономить на коррекционных школах, они
будут закрываться.
Даже если рассматривать инклюзию только незрячих детей, то
тифлопедагогов готовят в Москве и, вроде, ещё в Питере.
Где на каждого слепого репетитора взять? Допустим, даже захотят школы
подготовить кадры. Сколько репетиторов и за какое время удастся
подготовить?
Для каждого ученика не хватит. Просто неоткуда будет школе взять
специалистов на такие вакансии, и начнут директора школ выкручиваться,
делать тьютеров из классных руководителей и всё в таком духе.
О том, что сколько-нибуть нормально обучать незрячего ребёнка в
обычном классе не реально, здесь уже много раз говорилось.
Всё идёт к закономерному финалу, уничтожению реального образования
инвалидов, превращению его в формальное.
Кому это надо? На сколько я помню, совсем не Российским общественным
организациям.
Бабло победит всё, прикрываясь красивыми лозунгами о свободе,
демократии и равноправии.
Слышать активисты по части уничтожения образования инвалидов ничего не
хотят, ответ один: если будет репетитор, какие проблемы? Условия
будут, всё будет, возьмёт и будет.

Ответить   Fri, 5 Jul 2013 18:53:27 +0600 (#2779738)