Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2013-01-06

[TIFLO] Павел Лукша: <Собрать себя как специалиста можно будет и без университет

Павел Лукша: <Собрать себя как специалиста можно будет и без университета>
Директор образовательных программ московской школы управления <Сколково>
рассказал, каким будет образование через 20 лет
Директор образовательных программ московской школы управления <Сколково>
Павел Лукша

РИА Новости. Александр Уткин

06 января 13:05
Павел Лукша с коллегами несколько лет целенаправленно занимается
исследованием глобальных трендов, которые будут менять форму и содержание
образовательного
процесса. Весной этого года по результатам работы Павла была представлена
первая российская дорожная карта будущего образования до 2030 года. В числе
прогнозов
- наступление <точки Бога>, формирование <виртуального халифата> и смена
парадигмы высшего образования.

Контекст
список из 1 элементов
74/334077493
Люди, которые думают о будущем
конец списка

- Скажите, почему вас заинтересовало прогнозирование будущего?

- С 1995 года я работаю в сфере стратегического управления, в той или иной
степени это касается управления будущим. Классический формат стратегического
планирования предполагает создание бизнес-плана, который формируется исходя
из целей компании. Откуда эти цели берутся? Как правило, непосредственно из
головы владельца бизнеса. Как эти цели появляются в голове владельца
бизнеса? Это такая магия, которая, как правило, выходит за рамки
классического стратегического
анализа. Меня все больше начинал интересовать вопрос целеполагания.
Размышляя над этим, изучая работавших по этой теме авторов, я понял, что
цели ставятся
только на основании образа будущего. Для того чтобы ставить личные цели и
цели компании, нужно понимать, куда движется мир. Отсюда у меня возник
интерес
к разработке инструментов, которые позволяли бы образ будущего определять.

Наша жизнь очень стремительно переходит в цифру. Цифровая копия человека
(страница в социальной сети) и сам человек все больше сближаются

- Как появился
форсайт <Образование-2030> ?

- Мы начали работу над форсайтом года четыре назад, первый целостный образ
будущего собрали около двух лет назад. В нашем случае вместе собрались люди,
которые понимают, что нынешняя логика развития образования совершенно не
соответствует требованиям времени, - это и директора школ, и представители
ведущих
университетов, и другие ключевые игроки образовательной индустрии. У нас на
тот момент не было никакого внешнего заказчика, мы занимались этим для себя
- просто потому, что нам нужно было понимать, какое образование будущего мы
хотим создавать. Но прошло не так много времени, и в этом году некоторые
элементы
нашего форсайта уже стали частью государственной политики.

- Давайте поговорим о тенденциях, которые вы выявили.

- Прежде всего мы учитывали, что наша жизнь очень стремительно переходит в
цифру. Цифровая копия человека (страница в социальной сети) и сам человек
все
больше сближаются. В какой-то момент все культурное и научное наследие
окажется в сети - и в сети будет максимум информации о том, что происходит в
данный
момент с каждым из нас. Предельное развитие интернет-технологий, развитие
мобильных технологий позволит получать информацию всегда и везде. Когда этот
момент наступит - а мы условно называем его <точкой Бога>, - образование
должно стать совершенно другим. Ждать осталось недолго - лет 10-15.

Развитие информационных технологий породит целый пучок новых решений. Это и
образование в виртуальных мирах, в первую очередь в разных
многопользовательских
играх, и автоматические образовательные системы с искусственным
интеллектом - электронные наставники, и повсеместное образование в любых
городских пространствах
с использованием дополненной реальности.

Другой важный сюжет - возникновение в мире надстрановых цивилизационных
блоков, которые будут задавать стандарты образования и его содержание. Как
эта тенденция
переформатирует правила игры? До сих пор логика развития образования и науки
во многом шла в западноевропейском или даже англосаксонском ключе. США
сейчас
являются держателем стандарта. К примеру, история, которая преподается в
мире, - она в основном европоцентрична (за исключением национальной истории,
преподаваемой
в национальных государствах вне Европы). Когда арабские страны полноценно
придут в интернет, кроме христианской появится еще как минимум мусульманская
версия того, куда и как надо двигаться миру, - мы это называем <виртуальным
халифатом>.

Лукша

Павел Лукша считает, что в будущем образование перестанет быть какой-то
отдельной задачей, а станет практикой, которая длится всю жизнь: в режиме
24/7 каждый
будет учиться тому, что нужно знать прямо сейчас

РИА Новости. Александр Уткин

Кроме <виртуального халифата> очень важен тренд на движение в Азию. Азия
будет ощутимо менять правила игры. Если до сих пор большинство городского
населения
в мире жило в европейских странах, то в будущем основной рост городов будет
проходить в Индии и Китае. Гегемония европейцев будет довольно быстро
исчезать
во многом благодаря сети. В интернете будет активизироваться все больше
неевропейского, небелого населения. А в 20-е годы в интернет придет и
Африка. Все
будет меняться очень быстро.

- Ваш прогноз объясняет, как будет трансформирован институт школы?

- В таком виде, как мы знаем ее сейчас, система школьного образования
появилась всего лишь сто лет назад. И эта система очень консервативна и даже
ригидна.
Главные заказчики школьного образования - родители учащихся, обычно они
смотрят лет на тридцать назад в прошлое, в то время когда они еще сами
учились
в школе. Сейчас родители в массе своей не хотят образовательных
экспериментов, а хотят, чтобы все было как в советской школе. Школа в
принципе очень неохотно
изменяется и адаптируется, делает это в самый последний момент, когда не
поменяться уже нельзя.

Задача школы будущего - научить ребенка жить в информационно насыщенном
мире, находить информацию, грамотно пользоваться ею. А кроме этого - и это
самое
главное - уметь думать, создавать новое, работать в команде, уметь ставить
себе цели, управлять своим состоянием и своим развитием.

Сейчас в школах очень заметен смысловой разрыв между <цифровыми> учениками и
<нецифровым> учителем. Но неизбежно информационные технологии будут занимать
все более значимое место в образовании, учебный процесс будет включать
больше игровых элементов - доказано, что образование через игру
результативнее любой
зубрежки.

Но помимо образовательной функции школы еще выступают и как <камеры
хранения>, куда занятые родители сдают своего ребенка, будучи уверенными,
что там он
не только приобретет знания и социальные навыки, но и на время будет в
безопасности, да и просто занят делом. Эта функция очень важна, поэтому
школа как
институт будет сохраняться очень долго.

Система, где университетские преподаватели передают знания, а потом по ним
проводят тестирования, в будущем станет попросту бессмысленной

- В своем прогнозе вы говорите о смене парадигмы высшего образования. Как
она будет происходить?

- Что случится, когда информация будет доступна каждому всегда и везде?
Система, где университетские преподаватели передают знания, читают курсы и
лекции,
а потом по ним проводят тестирования, в будущем станет попросту
бессмысленной.

Нужно принципиально новое содержание! В постинформационном обществе, к
которому мы движемся, образование перестает быть какой-то отдельной задачей,
а становится
практикой, которая длится всю жизнь. Условно говоря, в режиме 24/7 каждый
будет учиться тому, что нужно знать прямо сейчас, - проходить курсы и
тренинги,
посещать семинары и мастер-классы специалистов.

<Живое> высшее образование тоже, естественно, останется, но акцент должен
быть не на передаче знаний, а на их создании - на исследованиях, на
творческих
задачах, на предпринимательских проектах студентов. Не должно быть дистанции
между профессором и студентом - по сути, они оба в ситуации незнания, только
у профессора больше опыта и понимания, как пройти через этот вызов. Кроме
этого вуз должен перестать готовить индивидов и начать готовить команды -
потому
что именно команда решает проблемы и находит нестандартные решения.

- Но как тогда быть работодателям, как они будут находить новых сотрудников?

- Представим, что у каждого человека есть электронное портфолио - все его
достижения, выполненные проекты, рекомендации, комментарии специалистов и
многое
другое собрано на одной странице, находящейся в открытом доступе. Российским
правительством уже принята дорожная карта по национальной системе
квалификаций
и компетенций, которая подразумевает создание такой системы портфолио. До ее
внедрения в повсеместную практику осталось условно пять лет.

Дальше появятся независимые центры оценки, которые будут всю информацию,
указанную в портфолио, проверять. А затем тестировать набор компетенций
каждого
человека. Комбинируем электронное портфолио и независимую оценку - получаем
удобную систему поиска и отбора специалистов.

Неправильно превращать гуманитарные науки в загончик для людей, которые не
умеют ничего больше делать

Как только появится система электронных портфолио, пропадет эксклюзивность
университетов. Себя и свой портфель компетенций можно будет собрать
самостоятельно
- где-то прослушать курс, пройти тренинг, где-то выполнить производственную
практику. Не обязательно будет сидеть пять-шесть лет в университете. Собрать
себя можно будет самыми разными способами. И эти способы будут признавать
наравне с классическими формами образования.

- Что ждет гуманитариев? Есть мнение, что в будущем даже они будут вынуждены
разбираться в технических науках.

- Сложный вопрос. Есть много профессий на стыке гуманитарных, технических и
естественных наук. Например, экономист, социолог, антрополог. Информатизация
будет задавать правила игры для всех, и для них тоже. Неправильно превращать
гуманитарные науки в загончик для людей, которые не умеют ничего больше
делать.
Гуманитарные науки, пользующиеся техническими знаниями, должны продвигать
человечество дальше. С другой стороны, есть гуманитарные области знаний, в
которых
происходит смыслопорождение, - языковое творчество, философия, теология. Их
значение будет только расти.

- Скажите, почему ваш прогноз касается только ближайших 20 лет? Можно ли
спрогнозировать то, что будет в более отдаленном будущем?

- Во-первых, к 2030 году возникнет следующее поколение интернета - нейронет
(он будет основан на нейроинтерфейсах), который принципиально изменит
правила
игры. А во-вторых, цикл образовательной подготовки человека (школа - вуз -
поствузовское образование) как раз примерно и составляет 20 лет.

- Какую роль российское образование к 2030 году будет играть в мире?

- Место российского образования будет определяться решениями тех, кто
развивает российское образование сейчас. Это вопрос к ректорам вузов,
директорам школ,
Министерству образования, компаниям, которые пишут образовательный софт.
Если они сумеют развивать те компетенции, которые нужны миру, осознанно
ставить
цели на 2030 год и двигаться к ним, то мы сможем иметь достаточно значимую
роль и с точки зрения <живого> образования, и с точки зрения онлайнового.

Второй сценарий - и по нему наша страна двигалась в последние 20 лет -
заключается в том, что мы продолжим терять позиции и скоро окажемся не
способными
стратегически управлять своим будущим. Если никто не будет думать о том, как
найти себе место в изменяющемся мире, то мы вообще вылетим в обойму стран
третьего мира. К сожалению, в последние 20 лет реализовывался именно этот
сценарий. Каждый директор школы, каждый ректор, каждый человек, работающий в
российской образовательной сфере, должен для себя решить, что он может
сделать лично, чтобы принять этот вызов.

Вернуться к статье <Люди, которые думают о будущем>
http://mn.ru/society/20130106/333983744.html

Выпуск листа на новом месте: 7259
количество подписчиков: 313
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-01-06 23:52:51 (#2646223)

[TIFLO] Все уйдут в детсад

Все уйдут в детсад
Какие перемены ждут детские сады, школы и вузы в 2013 году
список из 7 элементов
Like this content on Facebook. фрейм
Я рекомендую
Я рекомендую
47
Like this content on Facebook. конец фрейма
+1 фрейм
+1
2
+1 конец фрейма
fXD32e5d фрейм
4
fXD32e5d конец фрейма
Twitter Tweet Button фрейм
Tweet
22
This page has been shared 22 times. View these Tweets.

Twitter Tweet Button конец фрейма
Livejournal
6 отзывов
Написать отзыв
конец списка

Фотография: Антон Буценко/ИТАР-ТАСС

05.01.2013, 11:57 | Наталья Зиганшина

Следующий год будет переходным для всей системы российского образования:
принят новый закон <<Об образовании>>, начата вузовская реформа. Какие
перемены ждут
детские сады, школы и вузы в 2013 году, напоминает <<Газета.Ru>>.

Наступивший год в России будет напряженным для системы дошкольного
образования: детсады могут окончательно переполниться. В 2011 году в России
был всплеск
рождаемости, всего родилось 1 млн 726 тыс. детей, и теперь большая часть из
этих детей должна отправиться в дошкольные учреждения. При этом уже сейчас
своей очереди в детские сады ожидают 418 тыс. дошкольников. Чтобы ситуация
не обернулась массовыми протестами, правительство попыталось взять ее под
свой
контроль. Для каждого региона были разработаны программы модернизации
дошкольного образования и <<дорожные карты>>. Выделены деньги на строительство
новых
зданий для детских садов, постепенно возвращаются все помещения, которые
ранее использовались не по назначению, но этого пока недостаточно. Детские
сады
будут уплотняться, дошкольные отделения появятся в некоторых школах. В
качестве альтернативной меры руководство страны призывает активно развивать
частный
сектор в системе дошкольного образования, в частности семейные детские сады.

Для тех, кто все-таки попадет в детский сад, в 2013 году будут обнародованы
новые стандарты обучения в дошкольных учреждениях.

Впрочем, эксперты говорят, что требования и структура есть уже сейчас, но
главная сложность, которую пытается решить рабочая группа, -- каким образом
проверить
у дошкольников освоение стандарта. <<Закон <<Об образовании>>, который принят
в
третьем чтении, предусматривает стандарты в дошкольных учреждениях, которые
должны начать вводиться с 1 января 2014 года. Но ключевой вопрос -- это
измерение результатов. В раннем возрасте тестирование -- это не очень
допустимая
вещь, и к этому вопросу нужно подойти очень взвешенно>>, -- считает директор
Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Главная интрига в среднем образовании -- удастся ли удержать зарплату
учителей на уровне средней по экономике региона.

Пока что Минобрнауки рапортует, что во всех регионах повышение идет по плану
и субъекты справляются с этой задачей, но эксперты говорят, что ситуация
начала
выходить из-под контроля. <<По зарплате учителей данные очень противоречивые.
Перед выборами подкинули денег из федерального бюджета, но теперь регионам
нужно привлекать свои собственные средства. Есть информация, что число
регионов, способных удерживать учительскую зарплату на уровне средней по
экономике,
сократилось на 20%. В среднем по стране зарплата учителя сейчас равна 70% от
заданной планки. По поводу следующего года прогноз неутешительный: по данным
Счетной палаты, не хватает 50 млрд рублей для того, чтобы выполнить все
обязательства по зарплате и льготам. Хотя Минобрнауки и утверждает, что
всего хватает.
Все это приведет к тому, что увеличится нагрузка на учителя>>, -- рассказал
<<Газете.Ru>> заместитель комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Cо следующего года в отдельных школах начнется в экспериментальном порядке
введение стандартов для учеников средних классов -- с пятого по девятый,
которые
предполагают совершенно иной подход к обучению.

<<Новые стандарты исключают такую повинность, как учил -- не учил, посещал --
не посещал. Главный вопрос -- способен или не способен, умеешь или не умеешь,
-- говорит директор центра образования <<Царицыно>> No 548, член Общественной
палаты Ефим Рачевский. -- В Москве около сотни школ взялись за апробацию
новых
стандартов уже с 2013 года, чтобы посмотреть, какие проблемы могут
возникнуть, что нужно доработать. В первую очередь регионы должны создать
материальные
условия для реализации, к тому же нужно подготовить учителей. Мы столкнулись
с тем, что многие учителя оказались не готовы к новой школе>>.

В будущем году чиновники планируют ужесточить контроль за процессом сдачи
ЕГЭ: пункты сдачи экзамена оснастят видеокамерами и устройствами,
подавляющими
сигнал мобильной связи.

В некоторых регионах появятся независимые центры для сдачи ЕГЭ,
оборудованные аппаратурой, помогающей контролировать ход экзамена. Если
эксперимент пройдет
успешно, этот опыт будет внедрен во всех регионах: все идет к тому, чтобы
сделать экзамен как можно более независимым от администрации школы и снизить
тем самым объемы коррупции.

В самих тестах ЕГЭ будет больше заданий, предполагающих умение анализировать
и обобщать информацию. В ЕГЭ по иностранному языку со следующего года
планируется
ввести устный компонент. Также в следующем году начнется апробация и
внедрение компьютерной системы тестирования по информатике и ИКТ
(информационно-коммуникационной
технологии). К концу 2013 года в Минобрнауки обещают разработать технологию
проведения <<дистанционного>> ЕГЭ: в компьютерной форме экзамен смогут сдать
дети-инвалиды или выпускники, проживающие в отдаленных районах.

Больше всего перемен будет в системе высшего профессионального образования.

Столь масштабные изменения происходят впервые за всю советскую и российскую
историю вузов. По оценкам Минобрнауки, в ближайшие три года количество
госвузов
сократится как минимум на 20%, а филиалов -- на 30%. Бюджетные средства,
которые освободятся за счет уменьшения числа вузов, планируется направить на
повышение
зарплат преподавателей и улучшение материально-технической базы. Напомним,
что в рамках мониторинга вузов, который был проведен в 2012 году, у 136
вузов
и 450 филиалов были найдены признаки неэффективности, из них 25 вузов и 226
филиалов было решено реорганизовать. При этом количество бюджетных мест пока
что не уменьшается. Во всяком случае, в следующем году выделено столько же,
сколько и в 2012 году. Правда, произойдет перераспределение квот по
направлениям
экономики: увеличение приема по естественнонаучным, физико-математическим
направлениям, а также по инженерно-техническим специальностям и в сфере
здравоохранения.
А вот гуманитарные направления будут серьезно сокращены. Кроме того,
преимущество будет отдано сильным вузам и тем, кто готовит востребованные
кадры для
региональных предприятий.

<<Впервые будет организован единый конкурс на получение госзадания, в котором
примут участие вузы разных ведомств. Треть мест получат наиболее сильные
федеральные
вузы, а 70% мест будут распределены между учебными заведениями, привязанными
к конкретному региону и потребностям рынка труда. Распределение будет идти
по показателям, связанным с качеством приема и с качеством педагогического
потенциала, а применительно к магистратуре будут учитываться объем и
качество
научной работы>>, -- пояснил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Многие представители вузовского сообщества опасаются, что вузы-лидеры
заберут львиную долю всех бюджетных мест, но эксперты уверяют, что этого не
произойдет.

<<И МГУ, и СПБГУ, и Бауманка, и другие ведущие вузы не собираются ощутимо
увеличивать заявку, лишь в очень ограниченном круге секторов, максимум на
10--15%
от нынешнего уровня приема. Вышка собирается открывать несколько
направлений, и по ним будет участвовать в конкурсе на бюджетные места, но
наша позиции
такова, что не надо расти количественно, а надо развиваться качественно>>, --
считает Кузьминов.

В марте 2013 года должен быть запущен следующий мониторинг эффективности
вузов: теперь эта процедура станет ежегодной.

Правда, сами критерии, которые вызвали столько критики, будут изменены. В
частности, на своем итоговом заседании Российский союз ректоров предложил
включить
в методологию мониторинга комплекс критериев, отражающих отраслевую
специфику военных, медицинских, транспортных, сельскохозяйственных,
инженерных, строительных
вузов, вузов культуры и искусства. Также предложено учитывать
территориальное расположение вузов, <<сформировав механизмы расчета
территориальных пороговых
значений критериев на основе особенностей социально-экономического развития
региона>>, что особенно актуально для Сибири, Дальнего Востока и Северного
Кавказа.
К участию в мониторинге в 2013 году предложено привлечь все высшие учебные
заведения, в том числе частные вузы и вузы военно-промышленного комплекса.
http://www.gazeta.ru/social/2012/12/27/4908610.shtml?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=subscribe

Выпуск листа на новом месте: 7258
количество подписчиков: 313
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-01-06 03:24:39 (#2645655)

[TIFLO] Бродячий кот стал поводырем для слепой собаки

Бродячий кот стал поводырем для слепой собаки
Бездомный кот, которого приютила пенсионерка из Уэльса, взял на себя заботу
о другом питомце своей хозяйки - потерявшем зрение псе. Удивительный случай
преданности и заботы животных друг о друге, окончательно развенчавший миф о
вражде кошек и собак, произошел в семье 87-летней жительницы Северного
Уэльса
Джуди Годфри-Браун.

Бродячий кот Поудитат, которого приютила пожилая женщина, взял на себя
заботу о другом домашнем любимце в доме - ослепшем из-за катаракты
восьмилетнем псе
по кличке Терфел.

- Я никогда не видела ничего подобного и всегда была уверена, что эти
создания не переносят друг друга, но, как только у нас появился Поудитат,
они стали
просто неразлучны, - рассказала о трогательной дружбе пенсионерка.

После того как ветеринары поставили Терфелу неутешительный диагноз, некогда
активный пес совсем перестал выходить из дома и даже покидать пределы своего
спального места.

- Однажды вечером у входной двери я обнаружила бездомного кота. Он стоял и
смотрел на меня, будто говорил: "Хочу жить у тебя дома, возьми меня к себе".
Конечно, устоять я не смогла. Но самое удивительное, что наш новый жилец
первым делом направился к дремавшей в своей корзине собаке, - вспоминает
миссис
Годфри-Браун.

По словам пораженной хояйки, между двумя животными будто установилась
невидимая связь. Первым делом Поудитат помог Терфелу выбраться из его
убежища и затем
вывел его в сад на первую за долгое время прогулку.

- Он ласково, но настойчиво теребит пса лапами и подталкивает головой, так
они и ходят - моя старая собачка и приблудный кот, - поделилась Джуди.

Бывший социальный работник Годфри-Браун призналась, что ухаживать за обоими
животными для нее становится все сложнее, даже несмотря на то что
четвероногий
поводырь берет на себя львиную долю хлопот о собаке-инвалиде.

Поэтому в ближайшее время друзей отправят жить в приют для животных в
деревне Лангаффо в Северном Уэльсе.

Источник:
lifenews.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/22316/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

Выпуск листа на новом месте: 7257
количество подписчиков: 313
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-01-06 02:59:16 (#2645651)