Под Новый год самое время почитать
очередной выпуск газеты "Школа -
территория закона".
Всем вам желаю хорошо провести
праздники. Удачи, успехов и новых вам
свершений в будущем году!
Денис
_________
Школа -
территория закона
Правозащитная
газета Юниорского союза "Дорога"
№ 13,
декабрь 2001 г.
НОВОСТИ
***
В
школе х учительница по алгебре решила
провести «ЗАЧЕТ» во внеурочное время.
Однако этот трюк у нее не прошел, потому
что никто и не подумал тратить свое личное
время на этот предмет. Зато зачет по теме «замаливание
грехов» одна ученица сдала на отлично -
после прогула незаконного экзамена она
пришла извиняться перед педагогом с
цветами!
***
Сейчас
у школьников города П. сумасшедшая жизнь.
Олимпиады, контрольные, самостоятельные,
опять контрольные, снова олимпиады. Ну,
честное слово - “заманали“! Слава богу,
что пока за непосещение данных
мероприятий нам не рисуют в дневнике
очередную двойку.
***
В
одной из школ города П. решили объявить
войну опоздавшим. Ровно в 8.15 звенит
звонок, и охранник закрывает уличную дверь.
Кто не успел - тот опоздал!
Тема
номера:
Внеклассные
мероприятия: добровольно или
принудительно?
ШКОЛА 24 ЧАСА В СУТКИ
Далеко не
каждый ученик любит проводить своё
свободное время в родной школе. Особенно,
если этого свободного времени не так много,
как хотелось бы. А бывают такие случаи,
когда учеников насильно заставляют
посещать внеурочные школьные мероприятия
или факультативы, несмотря на то, что, по
закону, посещение таких мероприятий -
всегда добровольное дело.
Предположим,
учительница музыки сказала, что если я не
буду посещать школьный хор каждый день, то
она будет ставить мне двойки, и, в конце
концов, выгонит со школы. Я просмотрел
классный журнал, и не обнаружил предмета «хор».
Значит, двойки ставить некуда. И в учебном
плане (такая бумажка, в которой написано
сколько учебных часов должно быть в неделю.
Один учебный час равен одному уроку)
времени на предмет «хор» предусмотрено не
было. Значит хор - это не урок, а кружок (или
секция - называй, как хочешь). А насильно
заставлять меня посещать кружок никто не
имеет права.
Кстати,
об учебном плане. В нём сказано, сколько у
каждого класса должно быть уроков в неделю.
Обычно это следующие цифры: 7-8 класс - 35
учебных часов; 9 класс - 36 учебных часов; 10-11
класс - 38 учебных часов. То есть, если ты
учишься в 9-ом классе по «шестидневке», то в
день у тебя не может быть больше 6 уроков. И
решает это не администрация школы, а
министерство образования. Но в некоторых
школах в уставе сказано, что администрация
школы имеет право менять количество
учебных часов. Но если такого в уставе не
написано, то школа должна придерживаться
вышесказанных норм. Учебный план
находится у завуча, и потребовать его
может каждый.
Лайдинен
Павел
А
ВАС ПРЕСЛЕДУЕТ ШКОЛА?
Чтобы
узнать, преследует ли учеников школа в их
свободноевремя,
ребята из Юниорского союза «Дорога»
провели опрос на тему:
Обязан
ли ты посещатьвнеурочныешкольные мероприятия? Если да, то какие?
Вот
некоторые ответыучеников:
- Спросите у нашей классной
руководительницы, она знает, что мы
обязаны делать, а что нет.
(ученик 6 класса, 17 гимназия)
- Я обязан посещать все мероприятия,
если они касаются меня и моей школьной
жизни. Например, вечера, музеи и т.д. Но я не
обязан посещать всякие уборки класса и т.п.
Ну, если толькоредко
и по желанию.
(ученик 8 класса, 2 школа)
- Не знаю,
обязана ли я, но посещаю всё, что нам
говорят.
(ученица 7 класса, 10 школа)
- Куда
хочу туда хожу, а куда не хочу, туда не хожу.
(ученик 5 класса, 2 школа)
- Ничего
я вам не скажу. Ещё классная узнает!
(не представился)
-
Обязан, только какие - не знаю.
(ученик 8 класса, 17 гимназия)
Итог:
45% из всех опрошенных считают, что они не
обязаны посещать внеурочные мероприятия (и
правильно делают).
26% из всех опрошенных считают, что они
обязаны посещать различные вечера,
школьные дискотеки и т.д., но мероприятия
типа субботника их не касаются.
29% из всех опрошенных считают, что они
обязаны посещать ВСЁ.
А
ЧТО ЖЕ ДУМАЮТ УЧИТЕЛЯ НАСЧЁТ ВНЕКЛАССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ?
-
Внеклассные мероприятия? Вот мы сейчас
ставим с моим классом спектакль! Я считаю,
чтоесли класс
взялся за дело, то долженучаствовать каждый. А их не поймешь: то
они ходят на репетиции, то не ходят,
говорят «приду», а сами не приходят!
Конечно у нас всё по желанию, но они даже
слова из книги сами списать нормально не
могут! И вообще, я считаю: если взял роль -
ты за нее ответственный, и на всякие другие
дела, вроде музыки, кружков различных,
можно найти и другое время, и на репетиции
являться обязательно! В интересах
учеников, кстати, ходить на различные
школьные мероприятия во внеурочное время,
для их же развития!
Дядема
И.Н.,
кл.
рук. 8 “Б” класса СОШ №1, учитель
литературы
***
-
Кроме уроков, ученикидолжны
посещать различные спектакли и вечера,
которые проводятся другими учениками
школы, а также городские выставки, музеи и
прочее. Вот, например, с моим классом мы, в
зависимости от свободного времени,
собираемся вместе и посещаем различные
городские мероприятия. Были уже в
аквапарке и различных музеях! Но у нас всё
по желанию: не хочешь - не ходи, а если
хочешь, то почему бы нам не провести время
вместе. Все остальное: учеба, оценки,
дискотеки и т.д. - дело каждого из них. И я не
могу заставлять ученика прийти и
исправить оценку, тем более в его личное
время. Это же пустое дело! Лучше развивать
у школьников вкус и любовь к искусству, чем
прибегать к насильственным мерам по
организации их внеурочной жизни!
Севастьянова
Н.В.,
учитель
истории,
кл.
рук. 6 ”А” класса СОШ №1
ШКОЛА
СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
Да,
не повезло новеньким, ведь они так много еще не знают о нашихучителях и их премудростях. Вот,
например наш класс писал на уроке
геометрии что-то вроде самостоятельной
работы. Девочка, которая учится в нашем
классе совсем недавно, закончила работу
раньше остальных и сдала тетрадь на
проверку учительнице. И что же из этого
вышло? Преподавательница нашла там ошибку,
вернее маленькую неточность и сказала
ученице, чтобы та её исправила.Бедная девчонка так и не смогла найти
правильное решение и..... расплакалась.
Конечно, все удивились. Неконтрольную же пишем! А пожалеть-то все-таки
надо! Но грозная учительница, вместо того,
чтобы нормально объяснить человеку то, что
она не поняла, стала на нее кричать! И
объясняла свой крик так: «Я пришла сегодня
в школу с язвой, вся больная, и в придачу
мне испортили настроение». Вот вам мой
совет, новенькие: когда переходите в
другую школу, не забывайте расспрашивать
своих новых одноклассников о премудростях
и странностях учителей!
специальный
корреспондент
из
зоны заражения нервными срывами
А
В ЭСТОНИИ С ОБРАЗОВАНИЕМ НЕ ВСЁ «ЧИКИ-ПУКИ»
Миф
о том, что в Эстонии с образованием всё "чики-пуки",
далёк от истины. У нас тоже есть свои
проблемы, справляться с которыми - мы
конечно справляемся, но Боже мой, как
хотелось бы, чтобы этих проблем не было в
принципе! На страницах газеты "Школа -
территория Закона", которую мы с
удовольствием читаем в Интернете и
публикуем ссылки на неё на нашем интернет-портале,
появлялся ряд публикаций об Ученическом
самоуправлении в Эстонии. Я пишу это
название с большой буквы потому, что в
нашей стране Ученическое самоуправление -
это самостоятельный общественный
институт, правовое поле которого
определено законом. Но этот закон в
некоторых школах трактуют с былыми
комсомольско-партийными замашками, в пик
популярности которых учить ходить
строем было главной задачей всей системы
образования.
Недавно зашёл на интернет-страничку
одной из русских школ города Таллинна.
Выбрав раздел "Ученическое
самоуправление", мне посчастливилось
быть ознакомленным с обязанностями (прав
там не было) членов школьного совета (зачем
его обозвали Ученическим самоуправлением
- вообще непонятно). Кроме "работы по
трудным", "курирования классов" и
"анализа журнала опозданий", под
опекой членов (спец-)совета числится и
организация дежурств по школе. Не
представляю себе, в каком законодательном
акте педагоги вышеназванной школы
вычитали обязанность учеников нести вахту
на "важных школьных объектах", но
предполагаю, что иск в суд за принуждение к
выполнению трудовых работ
несовершеннолетних и незаконное
использование их труда мог бы разрушить
карьеру директора в одночасье (если не
посадить его на нары). Но судебные
разбирательства и их перспективы лучше
обсуждать где-нибудь в "Юридическом
вестнике". Цель же моего послания
российским коллегам: поделиться
впечатлениями от прочтения занимательной
интернет-странички.
Итак, дежурство по школе. Сие
полувоенное (далее будет понятно, почему)
мероприятие проводит "дежурный"
класс. В его обязанности, среди прочего,
входит (цитата с сайта школы): "обеспечивать
дисциплинированное поведение учащихся,
обеспечивать движение учащихся на
лестнице слева при подъеме, справа при
спуске (по нарушителям открывать огонь -
прим. авт.), производить съемку-сдачу
помещений школы между дежурными классами (кому
сдавать, для каких нужд и за какую плату, не
указано - прим. авт.), покидать пост № 1
только после сдачи его техперсоналу или
дежурному администратору (где установлен
пост № 1 - не определено, то ли в туалете, то
ли у мавзолея директора), ежедневно в конце
дежурства рапортовать дежурному
администратору о ходе учебного дня, об
имевших место нарушениях и принятых мерах
(составленных протоколах, расстрелянных
нарушителях и т.д.)". Если кто-то думает,
что этот бред насочиняли мерзкие педагоги,
чтобы поиздеваться над учениками, то он
ошибается! Ибо положение об организации
дежурства по школе (а именно так
озаглавлен сей документ) предусматривает
и требование к учителям, особый подвид
которых горе-законодатели именуют, как "Дежурный
учитель". Сей представитель фауны,
согласно бумаге: "во время дежурства
обязан находиться на обозначенном месте и
следить за соблюдением порядка во время
перемены", "выставляет оценку
дежурным ученикам по своим объектам" и,
наконец, "не имеет права без согласия
дежурного администратора уйти с поста
раньше, чем заканчивается дежурство
дежурного класса по школе".
Примечательно, что в трудовой договор,
который школа заключает с каждым учителем,
никто не вписывает обязанность последнего
"дневалить" по коридорам. А уж перл о
том, что учитель-де не имеет права без
команды отойти от будки - и совсем бредовый.
Если администрация будет предусматривать
к учителям-"нарушителям" санкции, то
может отправиться на скамью, как и в первом
случае. Эстонские законы позволяют!
Со своей стороны, я надеюсь, что школ
таких - меньшинство. А "законодателей",
подобных этим, и вообще более не
существует. А что касается самоуправления,
которым именуют школьный совет, согласный
отвечать за весь этот бред - то для
соответствия названия истине, я бы
переименовал его в Комитет Академической
Безопасности. Так будет правильнее!
Евгений
Криштафович,
президент
союза ученических самоуправлений Эстонии
«Открытая
Республика»
СПОКОЙНОЙ
НОЧИ, МАЛЫШИ!
Школьники нашего
города недоедают, у них совсемнет свободного времени, они не
высыпаются! Ну, ктопридумал, что суббота-учебныйдень?! Прихожу в субботу в школу: сдала
куртку в раздевалку, прошла по переходу во
2-ездание школы,
поднялась по лестнице, и что же я вижу.... на
диванчике мирным, сладким, детским и
крепким сном спят мои одноклассники и
другие ученики школы! И в этом, кстати,
нет ничего удивительного, потомучто всубботуученики должны выспаться и отдохнуть
на все 100%, а не переться рано утром в школу!
Ведь на следующей учебной неделе ученикам
опять придётся грызть гранит науки, а для
этого необходимо много сил!
Валерия
Страчевская
________________________
Школа
– территория закона
№12,
декабрь 2001
Дежурный
редактор: экипаж «НЛО» отряда «Центральный»