Сегодня я предлагаю
вашему вниманию новый выпуск детской
правозащитной газеты "Школа - территория
закона", которую выпускает Юниорский
союз "Дорога".
Это издание выпускают
ребята из пятых-девятых классов. Они учатся
в разных школах Петрозаводска и видят
ситуацию с соблюдением прав детей в школе,
что называется, изнутри. Выпуск газеты
обычно влезает на три листа А-4 и
развешивается ребятами по школам.
Наиболее внимательно
читают газету... педагоги. Однажды мама
одного из наших ребят услышала разговор в
троллейбусе двух учительниц из разных школ,
которые бурно обсуждали очередной номер.
Порой педагоги не
ограничиваются обсуждениями в своём кругу.
Одна учительница после выхода предыдущего
номера устроила проработку ребятам по всем
законам военной операции: сначала "сломала"
класс, затем "сломала" родителей на
собрании, а недобитых добила телефонными
звонками. В итоге из четырёх ребят-восьмиклассников
из этого класса, участвовавших в работе над
газетой, уцелело двое.
Вот такое чтиво!
Надеюсь, оно будет вам
полезно для того, чтобы лучше понять
проблемы, волнующие учеников.
Кстати, совсем скоро вы
будете читать следующий номер газеты "Школа
- территория закона". Он будет с
картинками, которые мы не сможем переслать
вам в рассылке. ;-)
Поэтому, если вы
захотите получить оригинальную верстку в
пейджмейкере - напишите, и я вам её вышлю.
Адрес указан в шапке рассылки.
Как всегда, жду ваших
мнений и вопросов.
Денис
_____________________
Школа -
территория закона
Правозащитная
газета Юниорского союза "Дорога"
№ 12,
декабрь 2001 г.
Тема номера
СКОЛЬКО
СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Многие
из нас вынуждены сдавать деньги в фонд
любимой (или не очень) школы. И все к этому
уже давно привыкли. Только далеко не
каждый знает, что те финансы, которые он
вносит, это самая обычная
благотворительность.
Всё
дело в том, что есть в Конституции
Российской Федерации статья, в которой
сказано, что каждый имеет право на
бесплатное образование. В переводе на
нормальный язык это значит, что не хочешь
платить - не плати, и никто тебя не может
заставить это делать.
Так что запомни это.
ШКОЛЬНЫЙ
ОПРОС
Ты
сдаёшь деньги в фонд своей школы?
Скорее
всего да. А что будет, если ты не сдашь
деньги?
И
знаешь ли ты, на что эти деньги тратятся?
Эти вопросы мы задавали ученикам
петрозаводских школ.
Вот
некоторые ответы ребят:
Что
будет, если вы не сдадите деньги?
-
к директору вызовут.
(ученик
6 класса гимназии №17)
-
школе кранты, так как она держится только
на деньгах родителей.
(ученик
8 класса гимназии №17)
-
ничего, да и вообще нет такой проблемы.
(ученица10
класса, СОШ №1)
-
учителя занизят оценки.
(ученик
9 класса гимназии №17)
Знаешь
ли ты, на что они идут?
-
на зарплату учителей.
(ученик
6 класса гимназии.№17)
-
чтобы школа не рухнула.
(ученик
8 класса гимназии №17)
-
мы сдаём деньги, но никто не знает, куда они
идут. (ученица 10 класса, СОШ №1)
Итог:
К
сожалению, мы смогли опубликовать далеко
не все мнения школьников, но итоги подвели
по всем полученным ответам:
57%
считают, что за несдачу денег их как-то
накажут.
34%
почему-то думают, что сдают деньги на
зарплату учителям.
***
В
школе № х на классном часу учительница
объявила, что все учащиеся обязаны сдавать
деньги в школу. Естественно, это заявление
не всем понравилось. Один смелый ученикзаявил, что не собирается тратить
деньги на школу. Тогда учительница сказала:
”С этого дня ты не имеешь права
пользоваться школьным интернетом,
библиотекой, услугами врача и…даже
туалетом”. Бедный ученик так и не смог
прейти в себя от этих слов. Он до конца
урока просидел с открытым ртом.
Это
“бесплатное” образование
Давайте
выясним, сколько родителям приходится
тратить денег на наше образование.
Покупка
учебников:
Химия
- 40 рублей;
История:
2
учебника - 40 рублей
3
рабочих тетради - 70 рублей;
Русский
язык:
2
учебника - 100 рублей;
рабочая
тетрадь - 20 рублей;
Иностранный
язык:
1
учебник - 70 рублей
3
рабочие тетради - 60 рублей;
Биология
- 60 рублей;
География:
1учебник - 70 рублей
контурные
карты - 40 рублей;
Физика
- 90 рублей
Классный
и школьный фонды: 350 рублей
Всего
- 1070 рублей.
И
мы ещё не считали тетрадки, ручки и
дополнительнуюлитературу, в которой нуждается
каждый.
Арт
По
следам наших выступлений
В
Эстонии возмущены фактами нарушений
прав
детей в школах Петрозаводска
Первый
отклик на прошлыйвыпуск
нашей газеты поступил… изЭстонии. Нам написал ЕвгенийКриштафович, президент Союза
ученических самоуправлений «ОткрытаяРеспублика»:
Посмотрел
я новый номер вашей газеты и пришёл в ужас:
как ТАКОЕ может твориться в школах?????
Пьяные охранники, учителя, оскорбляющие
учеников... Что за беспредел?!
Только
я одного не понял, почему вместо номеров
школ указано «х»? Вы действительно знаете
об этих нарушениях, или их изобретали всей
редколлегией?
Уважаемый
Евгений! Наша фантазия не так богата, чтобы
«ТАКОЕ» изобрести самим. Ребята,
которые писали эти заметки, принесли их и с
номерами школ, и со своими подписями. Всё
это было вычеркнуто безжалостной рукой
координатора Юниорского союза «Дорога»,
то есть моей. Я всегда читаю номер перед
тиражированием и что-нибудь оттуда
вычёркиваю.
Вы правы: те случаи, о которых
мы писали, это самый настоящий «беспредел».
Только многие так к этому «беспределу»
привыкли, что считают его нормальной
школьнойжизнью.
Почему
так происходит? Почему ребята ничего не
делают для того, чтобы их больше не били
линейками, чтобы не выгоняли из класса и т.д.
и т.п.?
Я
думаю так: потому что сейчас в школе
хозяйничает не закон, а сила. Сильнее
учитель – побеждает он. Наглее ученик – с
ним никто ничего не может сделать. Когда
царит такой «закон джунглей», выступать
против «царя зверей» - себе дороже.
Мы
выпускаем эту газету для того, чтобы школа
была другой. Чтобы школа перестала
напоминать джунгли и стала территорией
закона. Чтобы и ученики, и учителя знали
свои права и умели их защитить. И уважали
права других людей.
Поэтому
мы, как правило, не называем номеров школ,
имён и фамилий учеников и учителей. Мы
пишем о нарушениях прав детей не для того,
чтобы кого-то заклеймить. А для того, чтобы
ученики и учителя задумались, какой они
хотят видеть свою школу. И поняли, что всё
зависит только от них
Денис Рогаткин,
координатор
Юниорского союза«Дорога»
А
у нас возмущены газетой «Школа -
территория закона»
У
некоторых ребят из нашей редакции после
выхода прошлого номера газеты возникли
проблемы с учителями. Им заявили, что «своей
газетой вы оскорбляете всех учителей, в
том числе тех, кто никогда никого не
обозвал и не ударил». Каких только “комплиментов”
не наслушались ребята в свой адрес...
От
редакции:
Как-то
странно получается: ученики в своих
статьях даже не указывают школы, в которых
произошёл случай, и тем более, не пишут
имена учителей. Но, не смотря на это,
учителя, прочитав эти самые статьи,
устраивают ученикам такие проработки, что
даже страшно. А теперь представьте,
дорогие Учителя, что будет, когда ученики
станут называть не только школы, но и имена
учителей. Так стоит ли “наезжать” на
учеников, которые просто пишут о том, что
реально происходит в школах?
***
В
некоторых школах после знакомства с
прошлым номером нашей газеты произошли
сдвиги к лучшему.
1-ый
приз
достаётся школе №Х, в которой
некоторые классы наконец-то ознакомили с
уставом школы.
2-ойприз
достался школе №Y, в которой
учительница, ранее разрешавшая мыть парты
за пятёрочки, больше этого не разрешает.Но если открыть секрет, то мы вынуждены
признаться: написано-то было не про Вас.
Из
школьной жизни
ИСТОРИЯ СО СЧАСТЛИВЫМ
КОНЦОМ
Я,
несмотря на мой маленький рост, сижу аж на 4
парте. Моя соседка, обычно спокойная
девчонка, рассказала на уроке какой-то
анекдот и не удержалась от смеха.
Учительница, увидев на задних партах какую-то
возню, выгнала ее из класса. Но тут на
помощь однокласснице пришли мои правовые
знания.
Учителя не имеют права выгонять
ученика с урока, так как ученик имеет право
на образование. После урока мы подошли к
любимому учителю и рассказали ей о наших
глубоких юридических познаниях. На что она
ответила: “Значит явиновата.
Хорошо. Завтра я извинюсь перед ней при
всем классе”. Но история закончилась
благополучно. Перед учителем мы
извинились за плохое поведение, а
преподаватель пообещала нам впредь больше
не выгонять учеников с урока.
ТРУДОВИК-БИЗНЕСМЕН
В школе ххх
на уроках труда происходят странные вещи.
Дело в том, что тема, записанная учителем
труда в журнал, не соответствует
действительности. То есть ученики на
уроках в течение первой четверти и целого
месяца второй занимались одним и тем же.
Скажем, выпиливали одну и ту же фигуру. А
сам учитель во время уроков занимается...
изготовлением резаков, вместо того, чтобы
заниматься с учениками. И самое интересное
то, что эти резаки он потом продаёт
ученикам. Вот как находчивый учитель
зарабатывает деньги!
НЕЗАСЛУЖЕННОЕ
ОСКОРБЛЕНИЕ
В
одной из школ города П, учительницапринесла на урок видеокассету и
сказала:
«Сегодня на уроке мы будем смотреть
фильм про древних людей». После того, как
мы посмотрели фильм, она сказала, что один
из учеников (то есть я) «идиот, засранец и
бездарь» (потому что отвлекся и не смотрел
TV). Затем она задала мне вопрос по фильму. Я
ответил правильно, но так и не понял, за что
меня оскорбили.
Оскорбленный
________________________
Школа
– территория закона
№12,
декабрь 2001
Дежурный
редактор: экипаж «Искра» отряда «Центральный»