Период рекламы для нашей
рассылки можно считать законченным. На
сегодняшний день на нашу рассылку
подписалось около 180 человек. Теперь мы
приступаем к нашей основной работе -
совместному написанию учебника школьного
ученического самоуправления.
В этом выпуске я
представляю на ваш суд первый материал
учебника.
И ожидаю вашей ответной
реакции.
Во-первых - ваших ответов
на "домашнее задание", которое вы
найдёте в конце текста.
Во-вторых - мнений,
вопросов и замечаний по поводу первого
материала.
В третьих - Вашего
самопредставления: кто Вы, почему Вас
интересует ученическое самоуправление,
каким опытом Вы можете поделиться.
Ваши письма позволят
сделать учебник более "тесно связанным с
жизнью" и, конечно же, ваши идеи станут
неоценимым вкладом в этот проект. Наиболее
интересные предложения, с вашего
позволения, я буду публиковать в этой
рассылке. Таким образом, мы вместе будем
обсуждать учебник и, тем самым, его
создавать.
Ну что ж, - старт!
Денис
________________________________________
Предисловие
Дорогой Читатель!
В своей жизни
тебе наверняка пришлось прочитать немало
учебников. А если ты – не взрослый человек,
у которого школьные годы давно остались в
прошлом, а ученик или учитель, то ты держишь
в руках учебники почти каждый день.
Учебников стало
так много, что теперь они с трудом вмещаются
в школьный портфель. Авторы этих умных книг
изо всех сил стараются передать свои знания
школьникам, чтобы они выросли грамотными
людьми.
И всё-таки, среди
учебников по математике, биологии,
литературе и другим предметам нет одного
очень важного учебника. Его-то мы и начинаем
писать и приглашаем тебя, Читатель, стать
одним из его авторов.
Ты удивлён?
Считаешь, что учебники должны писать не «простые
люди», а учёные, которые много лет «грызут
гранит наук»?
Дело в том, что мы
хотим написать не совсем обычный учебник.
Он не поможет тебе получить пятёрку и не
спасёт от заслуженной двойки. Но в школьной
жизни он пригодится наверняка. Особенно
если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе
менялась к лучшему.
Итак, мы
собираемся написать
УЧЕБНИК
ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово «самоуправление»
тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в
твоей школе работает школьный парламент,
школьное правительство, школьный совет или
орган ученического самоуправления с каким-нибудь
другим названием. Наверняка у твоей школы
есть интересный опыт, которым ты сможешь
поделиться с читателями. Мы напечатаем твоё
письмо, и тогда ты станешь одним из авторов
нашего учебника.
А может быть и так.
Ты впервые слышишь о том, что в школе
ученики могут заниматься каким-то там «самоуправлением».
Что ж, не беда: если тебе станет интересно,
то ты сможешь отвечать на наши вопросы и
выполнять задания. Этим ты поможешь нам
узнать, как относятся к идее самоуправления
в твоей школе.
Итак, берём
бумагу, ручку…
Нет, нет, стоп!
Давай-ка сначала познакомимся.
Этот учебник
вместе с вами, Читателями, будем создавать
мы – детская общественная организация
Юниорский союз «Дорога». Наша организация
объединяет активную молодёжь
Петрозаводска, которая своими силами хочет
изменять к лучшему жизнь в нашем городе.
Школьное самоуправление стало для нас
одним из самых интересных направлений
работы два года назад. За эти два года мы
провели учёбы и лагеря школьных активистов.
Наши ребята создали советы ученического
самоуправления в нескольких школах города.
Мы организовали работу школьных
правозащитных приёмных, которые занимались
защитой прав учеников. Мы пробовали,
ошибались и находили решения. Этим опытом
мы готовы поделиться с вами.
Наш учебник мы
будем публиковать на интернет-сайте
Юниорского союза «Дорога»:
Присылать нам
свои заметки вы можете по электронному
адресу doroga@karelia.ru
или обычной почтой: 185035, город Петрозаводск,
пр. Ленина 38, центр содействия занятости
молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога».
А теперь, дорогой
Читатель, позволь представить тех, с кем
тебе предстоит общаться на страницах
нашего учебника. Итак…
Главный
специалист по ученическому самоуправлению,
доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога.
-Здравствуйте, уважаемый
профессор! Позвольте начать наше
знакомство с вопроса: что заставило Вас
посвятить свою научную карьеру теме
ученического самоуправления?
-Видите ли, мне очень хочется, чтобы
школа не отставала от времени. Сегодня наши
дети учатся в школе, а завтра они станут
взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы
добиться жизненного успеха, человеку
требуются не только знания, но и умение быть
лидером. Школа, конечно же, должна учить
математике, физике и другим наукам. Но также
она должна научить человека быть
самостоятельным, совершать поступки и
отвечать за них, принимать решения,
защищать свои права. Делает ли это наша
школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все
педагоги поняли, что школа должна меняться.
Что ученики приходят в школу не за знаниями,
а для того, чтобы готовиться к жизни. И если
в школе не будет работать ученическое
самоуправление, то вряд ли школа сможет
идти «в ногу со временем».
-Но, позвольте… - скажут наши
читатели, среди которых есть и учителя. – Вы
говорите очень странные вещи! Все знают, что
главное для школы – качество образования. «В
ногу со временем» идут, в первую очередь, те
школы, которые смогли стать лицеями и
гимназиями. В них работают лучшие учителя и
учатся лучшие ученики. И им абсолютно
безразлично, есть в их школе ученическое
самоуправление или нет.
-В том-то и беда, что многие до сих пор
путают качество образования и
качество обучения. Уже почти десять
лет действует Закон об образовании, который
трактует образование как «воспитание и
обучение в интересах человека, общества и
государства». Заметьте, слово «воспитание»
стоит в законе на первом месте. Но, к
сожалению, многие школы до сих пор не сняли
со своих стен старый лозунг «Учиться,
учиться и учиться!» Я вспоминаю забавный
случай, который произошёл в одном из
петрозаводских лицеев. Совет ученического
самоуправления этого лицея решил
организовать турнир по школьному КВН.
Администрация лицея дала своё согласие на
проведение этого мероприятия, и команды
старшеклассников начали готовить «фирменные
шутки». И вдруг за несколько дней до турнира
завуч лицея заявил: «КВН отменяется!» - «Почему?»
- изумились активисты. – «Потому что мы –
Лицей! Для нас главное – учёба! Ваш КВН
будет мешать лицеистам учиться и приведет к
снижению уровня оценок за полугодие.»
Активистам осталось только развести руками.
Мне кажется, что в подобных школах ребят
могут научить успешно сдавать экзамены, но
никогда не смогут подготовить их к взрослой,
самостоятельной жизни. Представьте себе
человека, который стоит на оживлённом
перекрёстке с чемоданом знаний и не знает,
куда ему пойти. Стоит он и думает: «Я
закончил престижный лицей, мне дали столько
знаний… Но какой опыт есть у меня за
плечами, кроме опыта выполнения домашних
заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих
дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти
вопросы, то зачем мне этот чемодан?..» Рано
или поздно ученики и родители поймут, что
хорошая школа не может заниматься только
обучением. Хорошая школа должна помочь
ребятам стать активными гражданами
общества, и тогда они смогут добиваться
успеха в жизни. И роль в этом ученического
самоуправления…
-Самоуправления, самоуправления… Вас,
докторов-профессоров, хлебом не корми, дай
только побормотать себе под нос что-нибудь
шибко умное…
-Стоп-стоп-стоп! В наш разговор
вклинился второй собеседник – Федор
Пессимистов. Он учится в одной из
петрозаводских школ, знает школьную жизнь,
что называется, не понаслышке, и поэтому его
мнение для нас будет особенно интересным.
Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего
уважаемого профессора, теперь высказывайся!
С чем ты хотел поспорить?
-А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в
школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук,
там не учитесь. Вам хорошо умные слова здесь
говорить. А ко мне вот вчера подошла
Мариванна, наша классная, и говорит: после
седьмого урока иди к завучу. Я пошёл. Там
собрали по одному человеку из каждого
класса и говорят: «Вы теперь будете
школьным парламентом. Сегодня решаем
вопрос о запрете курения в школе. Кто за?»
Все подняли руки и быстренько пошли по
домам. А с утра по всем классам объявили, что
школьный парламент решил штрафовать всех,
кого в школе с сигаретой заметят. Один
перекур – червонец. И на стенд список
членов парламента повесили. Я сегодня весь
день из-за этой истории от школьных
курильщиков убегал…
-Здравствуй, здравствуй, Василий.
Вы уже догадались, что пришёл наш третий
собеседник. Это Вася Активистов. Он тоже –
петрозаводский школьник, но, в отличие от
Феди, в ученическом самоуправлении Василий
участвует давно и активно. Как говорится,
опытный кадр. Что же, Вася, так насмешило
тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова?
-Да то, что у нас в школе была очень
похожая ситуация. Только развивалась она с
точностью до наоборот. Начнём с того, что
депутатов в наш школьный советвыбирали сами ребята, а не «посылали»
учителя. Так вот, однажды к нам обратились
старшеклассники. Они пожаловались на то,
что им запрещают курить в туалете, а другого
места для курения в школе нет. Не курить
совсем они не могут, потому что, извините, со
второго класса привыкли. Школьный совет
решил, что с этим надо что-то делать, и
предложил директору оборудовать в школе
место для курения. Директор велел завхозу
открыть черный ход и поставить у крыльца
мусорницы. Теперь у курильщиков есть место
для курения, и им больше не надо прятаться
по туалетам. А всем остальным не приходится
дышать табачным дымом. И никто ни от кого не
бегает.
-Какой вывод, уважаемый профессор
Ю.С.Дорога, Вы делаете из Фединого рассказа?
-Вывод прост - Федя считает
самоуправлением то, что вовсе им не
является. Какое же это самоуправление?
Завуч собрал детей, назначенных учителями,
и они, как в «старые добрые времена», якобы
от имени школьников «проштамповали»
готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление»
в наших школах – не редкость. И одна из
причин этого состоит в том, что ни взрослых,
ни ребят не учат, как наладить в школе не
формальное, а настоящее ученическое
самоуправление. Для того, чтобы восполнить
этот пробел, и нужен учебник, первую
страницу которого мы вместе с вами, друзья,
уже написали.
Вот, Читатель, мы с тобой и
познакомились с персонажами, с которыми нам
предстоит вести разговор об ученическом
самоуправлении.
В конце параграфа,
как и положено в учебнике, ты найдёшь
задание. Мы будем рады, если ты захочешь его
выполнить и пришлёшь нам письмо о том, что у
тебя получилось.
Домашнее
задание:
1.Узнай, есть ли в твоей школе ученическое
самоуправление.
2.Расскажи об ученическом самоуправлении
твоей школы. Как называется орган
ученического самоуправления, как он
избирается, что он делает? Как к его работе
относятся ученики и учителя?
3.Обсуди со своими друзьями и знакомыми
этот материал нашего учебника. Расскажи,
как они отнеслись к прочитанному. Что
вызвало интерес? Что осталось непонятным?
Какие возникли вопросы?