РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/poisk@karelia.ru
--------------------
Добрый день всем, в том числе новым подписчикам нашей рассылки!
Мы продолжаем набирать подписчиков для того, чтобы обсуждение будущего учебника
по ученическому самоуправлению вело как можно большее количество участников.
Ожидается, что вскоре Subscribe.ru переведёт нашу рассылку в более престижную
категорию, в которой рассылка будет прорекламирована большому количеству потенциальных
читателей. Также обещало анонсировать наш проект педагогическое интернет-издание
«Педсовет по средам».
А пока поступают первые вопросы. Один из них таков: какая литература есть по
ученическому самоуправлению? К сожалению, вместо ответа мне остаётся только развести
руками. В журнале «Воспитание школьника» по теме школьного самоуправления я нашёл
единственную статью, опубликованную много лет назад. Там идёт речь о создании
советов школ в соответствии с законом об образовании, действовавшем в СССР. Было
несколько газетных публикаций в «Первом сентября» - их тексты можно найти в
Интернет. Также видел ссылку на белорусскую книжку об ученическом самоуправлении
под девизом «в помощь классному руководителю». Много интересного можно найти
у Макаренко, Корчака, Иванова и педагогов-коммунаров. Но, к сожалению, как таковой
литературы об ученическом самоуправлении в современной школе мне встретить не
довелось. Может быть, кто-то из читателей знаком с интересными публикациями по
нашей теме? Если да – поделитесь, пожалуйста, с нами информацией!
Сегодня я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми выдержками из дискуссии в
сети Фидо вокруг нашего проекта. Ниже – два моих ответа на реплики одного из
собеседников.
Всего доброго!
Денис
---------------
DR> Второй. Мы исходим из того, что ученическое самоуправление - это
> DR> не просто решение неких вопросов самими школьниками, а форма их
> DR> участия в управлении школой. По Закону об образовании, в управлении
> DR> школой совместно участвуют ученики, педагоги и родители, - это и есть
> DR> субъекты школьного самоуправления.
>
> Да, это верно. Hо эта норма, пожалуй, является глупостью -- в частности,
еще и
> потому, что нигде не указано, каким образом она должна реализовываться и
какими
> правами обладают ученики.
В нашей логике - наоборот, эта норма является великим достижением, а вот всё
остальное, на что ты справедливо указываешь - может быть, и глупостью ;-)
Хотя, надо отметить, что кое-какие права учеников (как права ребёнка, так и
права обучающихся) даже закреплены законодательно, но от этого отнюдь не
всегда становятся реальностью.
И при этом, по Закону об образовании, как права учеников, так и система
органов школьного самоуправления должны быть прописаны в школьных уставах
или локальных актах. Поэтому есть огромный простор в каждой конкретной школе
создавать собственные нормы и механизмы. Но кто из учеников об этом знает?
Кто из педагогов? Кто из директоров? Какой процент школ это используют?
> Управлять школой должен директор, педсовет или еще что-нибудь
аналогичное. Hа
> практике так и происходит.
Ну, что ж... Смотри выше ;-)
Денис Рогаткин
---------------
> Короче говоря, это прямое следствие особенностей того самого "гражданского
> общества" -- органу, имеющему право принимать какие-либо решения, его
члены
> должны отдать некоторые собственные права, а решения этого органа хотя бы
в
> какой-то области должны быть обязательными для исполнения. В противном
случае
Давай всё по порядку. ;-)
Школьники могут дать "среднестатистическому" органу самоуправления только
право представлять их интересы. Точка. Грубо говоря, школьный совет
разговаривает с директором от имени школьников. При этом никаких своих прав
они не "отдают". Школьный совет ни к чему обязать учеников не может, а
может - кого-то в чём-то поддержать, куда-то пригласить, но никак не
заставить. Потому что школьники - это не "его члены", как ты пишешь.
Школьное самоуправление несколько отличается от общественной организации,
где у руководящего органа есть возможность принимать обязательные для членов
организации решения.
Если заглянуть в Закон об общественных объединениях, то можно там найти
такую форму, как "орган общественной самодеятельности": никакого членства,
люди избирают представителей, которые от их имени решают какие-то вопросы,
защищают их интересы и пр. Вот к таким "органам общественной
самодеятельности" ученические советы ближе. Тем и отличаются от старой
пионерской организации.
> мы получаем чисто совещательный механизм, который может обеспечить только
обмен
> мнениями.
Не получаем, см. выше.
> Можно. Школа -- учебное заведение. Руководство учебным процессом (как,
> впрочем, и любым другим делом) -- работа профессионала, несущего
> ответственность за результат. Все "внеклассные" мероприятия к учебе
прямого
> отношения не имеют и, следовательно, как к ведению администрации не
относятся,
> так и частью школы не являются.
Что такое "учебный процесс"? Он в школе где начинается - у входа в школу или
со звонком на урок?
Вот на прошлой неделе классная дама в одной школе 40 минут своего урока
(100% учебного процесса) прорабатывала ребят из нашей организации за то, что
они участвуют в издании детской правозащитной газеты. А в самой газете было
написано об очень многих примерах "учебного процесса" (прошлый номер газеты
мы уже дали в нашей рассылке). В одной из школ во время этого самого
процесса учительница ставит на стол бутылку пепсиколы, из горла которой
запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе
во имя процесса учительница учит детей сидеть прямо - щелкает их линейкой по
спинам. В третьей - на перемене пьяный охранник загонят детей в класс и
заявляет: "Кто высунется - заказывайте больнице новые почки". В четвертой
(эта статья будет в следующем номере) трудовик три месяца подряд даёт детям
одно и то же задание (типа пилите эту чурку до потери пульса), а сам идёт на
станок и вытачивает резаки для резьбы по дереву. И продаёт их тем же детям.
То есть даже если рассматривать школу как некий конвейер по освоению ЗУНов,
то без общественного контроля качественного "учебного процесса" там всё
равно не будет! Значит, пока дети будут столь же бесправными в своей школе,
до той поры и будет весь этот маразм крепчать.
Надо ли объяснять, что школа должна не "учить", а готовить к жизни, иначе
зачем она такая вообще нужна? Не "учебным заведением" должна быть школа, а
общественным институтом. Но это уже - наша логика, а я пытался остаться в
предложенной тобой логике "учебного процесса". И вывод здесь - что если не
будет школьного самоуправления и других механизмов общественного контроля,
то директор, во-первых, в большинстве случаев не узнает, что происходит за
закрытыми дверьми класса, а во-вторых, будет иметь гораздо больше соблазнов
"замять" факты некачественной работы своего персонала, нежели принимать меры
и этот самый процесс налаживать.
Денис Рогаткин