-
РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/doroga@karelia.ru
--------------------
ОБСУЖДАЕМ ПРЕДИСЛОВИЕ УЧЕБНИКА
Добрый день всем!
Нас вновь стало больше – на рассылку подписываются новые люди, интересующиеся
ученическим самоуправлением.
В прошлом выпуске мы опубликовали первый материал учебника школьного ученического
самоуправления - Предисловие. Вы можете найти этот материал на сайте Юниорского
союза «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/
Я призывал вас прислать свои отклики на Предисловие учебника. Этот призыв возымел
своё действие, и я получил целых два письма! Ну, что ж – будем считать, что начало
положено.
Итак, письмо первое:
________________
Здравствуйте, меня зовут Гаврилов Сергей. Я учусь в 11 А классе гимназии 1579
города Москвы. Хочу сказать, что вы немного зря написали про курение, так как
с 1 января курить в общественных местах (школы, больницы и т.д.) запрещается.
Это официальный государственный указ.
В нашей школе существует Совет Школьного Самоуправления с сентября этого года.
Я являюсь его президентом. Все к нему относятся резко положительно, учителя в
том числе. Только все они хотят чего-то для себя конкретного, а не то что нужно
ученикам. Поэтому реальные действия и решения перекрываются администрацией школы.
Но всё же мы занимаемся принятием решений по ряду важных школьных дел.
Хотелось бы побольше конкретики, а именно: как должен работать орган уч. самоуправления,
какие функции должен выполнять ( конкретно примеры), и как общаться с администрацией
школы?
спасибо
________________
Это тебе, Сергей, спасибо – за оперативный отклик и желание участвовать в работе.
О курении. Если я правильно понимаю, то ты имеешь в виду новый закон, который
ограничивает табакокурение. Но вся штука в том, что и до этого закона курить
в школах было нельзя, и открыть место курения официально было невозможно – это
не разрешали органы санэпиднадзора. Некоторые школы Петрозаводска обращались
с запросами и получали из этих самых органов официальные запреты на открытие
«курилок». Но ведь запрет проблему не решает. Да, кстати: лично я не курю ;-)
Ситуации, о которых я написал в предисловии учебника, действительно происходили
в двух школах Петрозаводска.
В одной из них администрация собрала школьный совет и убедила проголосовать за
запрет курения в школе. Далее, ссылаясь на школьный парламент, педагоги начали
«гонять» и наказывать курильщиков. Те, в свою очередь, начали «гонять» членов
парламента. По сути, администрация банально «использовала» школьное самоуправление,
чтобы камни кидали не в директора школы, а в ученический парламент. Ведь это
чисто административный вопрос: курить в школе и так нельзя, никакой дополнительный
запрет школьного парламента для прояснения этого вопроса не нужен. Была ли решена
таким способом пресловутая «проблема курения»? Конечно, нет! Решена только проблема
администрации - назначить кого-то виновным за репрессии против курильщиков. Никакого
конструктивного выхода предложено не было. Причина проста: администрация не хотела
реально обсуждать проблему и искать выход из ситуации, а была настроена «проштамповать»
готовое решение руками учеников. Понятно, что, если бы орган самоуправления в
этой школе не был бы формальным, он не позволил бы так с собой обращаться.
В другой школе старшеклассники через школьное правительство поставили вопрос
о месте для курения, которое им и было выделено на крыльце на заднем дворе школы.
Здесь школьное правительство решило реальную проблему: некурящие больше не дышат
табачным дымом в туалетах, администрация больше не «гоняет» смолящих в неположенных
местах курильщиков, курильщики получают официальное место для курения. Администрация
школы могла сослаться на СЭС и сказать «извините», но предпочла проблему решать.
Мне рассказывали, как в одной американской школе ученики обошли запрет на курение.
Они приезжают в школу на машинах. Курить нельзя ни в здании, ни на территории.
Но автомобиль – это частная собственность, которая, как известно, неприкосновенна.
Школьники выходят на улицу, садятся в свои автомобили и там курят. Администрации
школы остаётся только развести руками.
Маленькое «лирическое отступление».
На мой взгляд, если орган школьного самоуправления будет позволять вешать себе
лапшу на уши, то он не решит ни одной школьной проблемы. В стране написано так
много бумажек, что в них можно легко утопить любой вопрос. Суть в том, чтобы
заставить администрацию по-иному реагировать на требования учеников: не бумажками
прикрываться, а действительно решать проблемы.
В некоторых школах Петрозаводска дошло до того, что школьным КВН-командам в своих
же школах не дают залы для репетиций. Как же: зал только что отремонтирован,
надо его беречь!
Школьное самоуправление должно напомнить некоторым педагогам, что школа придумана
для детей, поэтому директор должен действовать в их интересах.
Сергей пишет, что администрация в его школе не всегда идёт навстречу школьному
совету, но, всё-таки, что-то получается. Может быть, расскажешь подробнее? А
что касается «конкретики» о механизмах работы школьного совета, то она будет,
но чуть позже. Примерный план учебника таков: сначала мы разбираемся, зачем развивать
ученическое самоуправление (уровень целей), затем говорим о нормативно-правовой
базе, после этого – о том, как создать ученическое самоуправление в школе, и
только затем – о структурах школьных советов, направлениях деятельности и технологиях
работы.
И очень хотелось бы, чтобы учебник пополнился и опытом твоей школы, Сергей!
Второе письмо:
_________________
Доброго времени суток!
Начать свое письмо мне бы хотелось с благодарности. Просто-таки ОГРОМНОЕ СПАСИБО
(слова «огромное спасибо» в оригинале были напечатаны шрифтом огромного размера
– Д.Р.) за то, что вы подняли тему школьного самоуправления. Насколько эта тема
важна именно сейчас, мне трудно выразить. Она просто необходима для нормального
функционирования любой школы, в том числе гимназий и лицеев. Сам я работаю в
обычной средней школе № 26 г. Москвы старшим вожатым. У нас в школе "есть" так
называемый совет школы, но он существует более на бумаге, нежели в реальности.
За прошлый учебный год он не собирался ни разу, за этот год, благодаря моим (не
буду скромничать) усилиям он собрался уже два раза. Но это были весьма формальные
собрания. Ребята просто не заинтересованы в работе этого органа школьного самоуправления.
Поэтому у нас в школе практически не идет внешкольная жизнь: нет походов, КВНов,
праздников и т.п., потому что просто некому их организовывать. Это просто крик
души! Мне, как старшему вожатому, в этой школе делать просто нечего, ибо моя
основная функция - организация внеклассной жизни школы, просто не задействована.
Вот такая проблема... Посоветуйте, как убедить школьников в том, что школьное
самоуправление нужно в первую очередь им самим, для того, чтобы их школьная жизнь
стала ярче и насыщенней. На этом прощаюсь, всего доброго.
_______________
Уважаемый коллега!
Спасибо за тёплые слова.
Вы спрашиваете, как убедить школьников в необходимости самоуправления.
У меня есть два ответа:
Первый – пригласите их стать подписчиками этой рассылки ;-)
И обсуждайте вместе то, что прочитали.
Может быть, после этого Вам не понадобится их ни в чём убеждать, потому что и
их, и Ваши представления о школьном самоуправлении станут другими…
А второй ответ таков.
Помимо того, что я возглавляю детскую общественную организацию Юниорский союз
«Дорога», я также работаю методистом Детско-юношеского центра Петрозаводска.
Сейчас вместе с коллегами мы ведём программу «Педагог-организатор». Мы начали
регулярно собирать вместе педагогов-организаторов и старших вожатых школ города
и учить их новым воспитательным технологиям.
Если хотите, зайдите на сайт Детско-юношеского центра и прочитайте эту программу:
http://sos.karelia.ru/dyts/
Дело в том, что, по нашему мнению, школьные педагоги-воспитатели должны не «осуществлять
функции» - проводить праздники и пр., а решать воспитательные проблемы. То есть
нужно увидеть, на решение какой проблемы направлена твоя работа, поставить перед
собой цель и спроектировать деятельность, которая приводит тебя к результату.
Какие проблемы может решать школьное самоуправление – об этом мы поведем речь
в первых параграфах учебника.
Жду ваших вопросов и мнений. Мой адрес: doroga@karelia.ru
Всего доброго!
Денис