[ROOTS] Fw: Иммануил Кант против Израиля
Иммануил Кант против ИзраиляOriginal Message From: Список адресатов Д.Пайпса
Даниэль
Пайпс
Иммануил Кант против Израиля
Даниэль Пайпс
National Review Online
17 август 2010г
http://ru.danielpipes.org/article/8790
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Immanuel Kant vs. Israel
Перевод с английского И. Эйдельнант
Высоко ценя то, чего достигла западная цивилизация, при всех ее недостатках,
я нередко удивляюсь враждебности, которую многие на Западе испытывают по
отношению к своему образу жизни. Если демократия, свободный рынок и власть
закона создали условия для беспрецедентной стабильности, порядка и
благосостояния, тогда почему же так много тех, кто, пользуясь этими
выгодами, сами этого не видят?
Почему, например, Соединенные Штаты, страна, сделавшая так много для
благосостояния столь многих, встречает такую враждебность? А крошечный
Израиль, символ возрождения извечно угнетаемого народа - почему эта страна
вызывает такую страстную ненависть, что люди, казалось бы, порядочные в
других отношениях, загораются желанием уничтожить ее?
Йорам Хазони из Центра Шалем в Иерусалиме.
Йорам Хазони (Yoram Hazony) из Центра Шалем в Иерусалиме предлагает
объяснение этого антагонизма в глубоком и заставляющем задуматься эссе
"Израиль глазами европейцев" (Israel Through European Eyes).
Он начинает с понятия "смена парадигмы", введенного Томасом Куном (Thomas
Kuhn) в его работе 1962 года "Структура научных революций" (The Structure of
Scientific Revolutions). Согласно этой важной концепции, ученые видят свой
предмет в определенных рамках, называемых "парадигмой". Парадигмы лежат в
основе нашего понимания реальности. Если факты не вписываются в парадигму,
их обычно игнорируют или отбрасывают. Кун рассматривает историю науки и
показывает, как в ходе научных революций парадигмы сменяют одна другую, как
произошло в физике с переходом от аристотелевой к ньютоновой, а потом к
эйнштейновой.
Парадигмы имеют влияние также и на политику, и Хазони показывает применение
этой теории к процессу делегитимации Израиля на Западе. Он утверждает, что в
течение десятилетий статус Израиля ухудшился "не по причине тех или иных
фактов, а потому, что парадигма, через которую образованные круги на Западе
видят Израиль, изменилась." Поэтому реакция на осуждение Израиля приведением
корректирующих фактов - скажем, о военной морали Израиля или прорывах в
медицине - "не получает реального влияния на репутацию Израиля в глазах
образованных людей на Западе". Вместо этого необходимо научиться
распознавать и бороться с враждебными парадигмами.
Уходящая парадигма видит национальные государства как законные и позитивные
средства защиты народов и предоставления им возможности процветать.
Вестфальский мир (1648 г.) явился ключевым моментом, когда суверенитет
государств был признан. Джон Стюарт Милль и Вудро Вильсон считали
национальные государства идеалом в глобальном охвате.
Эта парадигма, однако, "пришла в упадок", утверждает Хазони. Идея
национального государства уже не так привлекательна, и многие представители
интеллигенции и политические деятели в Европе видят ее "в качестве источника
неисчислимых зол", и это видение быстро распространяется.
Иммануил Кант, немецкий философ (1724-1804).
Новая парадигма, основанная на трактате Иммануила Канта "Вечный
Мир" (Perpetual Peace, 1795 г.), выступает за упразднение национальных
государств и создание всемирного правительства. Наднациональные учреждения,
такие как ООН и Европейский Союз, отражают ее идеалы и модели.
Как ни странно, евреи и Холокост играют центральную роль в смене парадигмы
от национального государства к многонациональному. Тысячелетние гонения на
евреев, кульминировавшие в нацистском геноциде, подтвердили особое
назначение и легитимность Израиля в соответствии со старой парадигмой.
Однако, с точки зрения новой парадигмы, Холокост является символом
преступлений национального государства - немецкого - вышедшего за пределы
нормы.
Согласно старой парадигме национального государства, урок Освенцима
заключается в концепции "никогда больше": сильный Израиль необходим для
защиты евреев. Новая парадигма приводит к совершенно другому пониманию
формулировки "никогда больше": ни одно правительство не должно иметь
возможности для повторения нацистских преступлений. В соответствии с этим
новым пониманием, не Израиль является ответом на Освенцим, а Европейский
Союз. То, что традиционная интерпретация "никогда больше" вдохновляет
израильтян продолжать самую решительную в западном мире политику
самообороны, делает их действия особенно возмутительными для приверженцев
новой парадигмы.
Заметим, что приписывание эксцессов национального государства нацистам -
ошибка. Нацисты стремились уничтожить национальные государства не менее, чем
Кант - они мечтали о всемирном господстве. Сторонники новой парадигмы
подгоняют историю под свои идеи.
Даже израильтяне не застрахованы от новой парадигмы, как продемонстрировал
Авраам Бург (Avraham Burg). Бывший спикер парламента Израиля и кандидат на
пост премьер-министра, он сменил парадигму и написал книгу о наследии
Холокоста, где он сравнил Израиль с нацистской Германией. Теперь он хочет,
чтобы израильтяне отказались от Израиля в качестве защитника еврейского
народа. Как позволяет предположить печальный пример Бурга, никто не имеет
иммунитета от болезни новой парадигмы.
В своем эссе Хазони не предлагает конкретных политических мер, но в письме
ко мне он намечает три возможных направления: повышение осведомленности о
существовании новой парадигмы, идентификация заблуждений и противоречий,
возрождение старой, но все еще актуальной парадигмы.
Его идеи глубоки, а рекомендации своевременны.
cвязанные между собой темы: Израиль, Консерваторы и Либералы
Чтобы подписаться на рассылку по email статей Даниэля Пайпса или удалить
себя из списка подписчиков, нажмите на
http://ru.danielpipes.org/subscribe.php
(Даниэль Пайпс посылает свои статьи и другие материалы по email
приблизительно один раз в неделю.)
DanielPipes.org