[ROOTS] Еврейское счастье

Еврейское счастье
Год выхода: 1925
Жанр: комедия
Режиссер: АЛЕКСАНДР ГРАНОВСКИЙ
В ролях: СОЛОМОН МИХОЭЛС, С. Эпштейн, Т. Адельхейм, М. Голдблат, И.Рогалер и
др.
О фильме:
Представьте себе фильм, авторами которого явились сплошь "звёзды" литературы,
кино и театра. Но, поскольку все эти "звёзды" были евреями, то и судьба
их оказалась - многострадальной. Ироничный мудрец Шолом-Алейхем, по мотивам которого
сочиняли сценарий, и Алексей Грановский (Азарх), знаменитый создатель ГОСЕТа
и режиссёр этого фильма - эмигрировали от российского антисемитизма. Один - из
Егупца (Киева) от антисемитизма царского, второй - из Москвы, от антисемитизма
(и идиотизма...) советского... И.Бабель, автор конгениальных Шолом-Алейхему титров-надписей,
и С.Михоэлс - исполнитель главной роли Менахема Менделя - зверски убиты в сталинском
терроре. И только всемирно известный художник Натан Альтман - "уйдя в тень",
сумел дожить до старости...
"Еврейское счастье" А.Грановского-С.Михоэлса - фильм немой, он снят
в 1925 году. Но уже тогда было замечено - надписи в фильме, сочинённые Бабелем,
"это не надписи, а - разговоры, это ново, это даёт ленте настоящую прелесть
человеческого голоса..." (Виктор Шкловский)
Режиссёр Грановский, идя за Шолом-Алейхемом, снимает кино о черте оседлости,
но говорит не об ужасах бесправия и нищеты, хотя, вроде бы, демонстрирует жизнь
вполне "документально", а об оптимизме и "непотопляемости"
еврейства...
Центром фильма о "человеке воздуха" Менахеме Менделе ( который, чтобы
выжить, становится то агентом страховой фирмы, причём, все, кого он пытается
застраховать, оказываются сами подобными "страховыми агентами", то
продавцом женских корсетов, которые тут-же лопаются на пышных телесах окрестных
дамочек, то, наконец, шадхеном - сватом) - становится его сон о "Мировом
Тресте Шадхенов Менахем Мендл и Ко."
Этот гомерически смешной и трагически узнаваемый по сюжету эпизод (впрочем, как
и "откуп" в полицейском участке, до неприличия "актуальный"...)
демонстрирует как сильную режиссёрскую руку Грановского, так и высокое мастерство
Михоэлса. Но на этом не заканчиваются достоинства этого кинораритета. Оператор
Эд. Тиссэ, тот самый, который только что снял с С. Эйзенштейном "Броненосец
Потемкин", вновь любовно и изобретательно снимает Одессу для "Еврейского
счастья", и вновь, совершенно по иному, демонстрирует пушку с фрегата "Тигр",
Биржу (Филармонию) и лестницу на Приморском бульваре, у которой ожидают (во сне...)
"мистера Менахема" ливрейные лакеи, вскоре ловко вспрыгивающие на запятки
его, почти царской, кареты... И именно в этом эпизоде произносит "барон
Гирш",- подозрительно смахивающий на издевательское изображение "дядюшки
Сэма" (козлиная бородка и цилиндр - с советских агитплакатов) - свою сакраментальную
фразу: "Спасайте Америку, мистер Менахем! Американские женихи просто лезут
на стенку без невест из Бердичева."
Да что там: титры, сочинённые Бабелем, просто разошлись на поговорки. Другое
дело, что мы не всегда знали и знаем, откуда они. Помните знаменитый диалог:
"Чем занимается еврей?" - это спрашивает в фильме Менахем-Михоэлс.
"Чем может заниматься еврей? - вопросом на вопрос отвечает его собеседник.-
Вертится!.."
Многие десятилетия считалось, что киносъёмки С.Михоэлса практически не сохранились,
и это никого не удивляло, памятуя его судьбу... Несколько минут "Колыбельной"
с негритёнком на руках из "Цирка" Г.Александрова (кадры эти - в зависимости
от политической конъюнктуры - то вырезались из
кинофильма, то вновь возвращались в него). Страшный крик короля Лира у тела убитой
дочери Корделии и фрагмент общего танца из послевоенного "Фрейлехса"
- всё, что осталось от театральных работ великого артиста в его родном ГОСЕТе.
И тут - "вдруг" - выясняется, что сохранился ЦЕЛЫЙ ФИЛЬМ, В КОТОРМ
МИХОЭЛС В ГЛАВНОЙ РОЛИ!..
Естественно, показ "Еврейского счастья" - был, в своём роде. событием
символическим, ибо проверку на подлинность проходил сам миф о Соломоне Михоэлсе...
Скажем сразу: миф оказался истиной! Лишённый по причине немого кино речи, Михоэлс
продемонстрировал нам такую актёрскую выразительность, такое психологическое
и пластическое мастерство, что казалось, с течением фильма мы начинали слышать
и его речь... Взгляд Михоэлса, да и всю его работу в роли Менахема Менделя можно
с уверенностью сопоставлять с экранным образом бессмертного Чарли, созданного
Чаплиным...
Выпущено: СССР
Продолжительность: 01:39:14
http://opensharing.org/torrent/12927/