[ROOTS] ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ 20.6.10-25.6.10
ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ
(20.6.10-25.6.10)
http://www.vladimirlazaris.com/radio/obzor.htm
В канун воскресного марша солидарности с Гиладом Шалитом Шимон Шифер из <<Йедиот>>
написал:
<<Начнем с конца: ХАМАС освободит Гилада Шалита из плена только, если израильское
правительство положительно ответит на все требования военного крыла организации
в ходе не прямых переговоров между сторонами.
Требуемая ХАМАСОМ цена известна уже давно: освобождение из израильской тюрьмы
450 террористов, включая тех, кто с ног до головы замаран кровью убитых израильтян.
Надо полагать, ни одно израильское правительство не примет требований ХАМАСА.
Марш семьи Шалита вызывает общественный резонанс, но и он не заставит Нетаниягу
согласиться на условия ХАМАСА. Здесь нет ничего личного: как глава правительства,
Нетаниягу - тот, кто должен выдержать напор семьи Шалита, но точно так же Нетаниягу
- тот, кто должен соблюдать принцип, по которому государство не платит <<любую
каждое государство, говорит <<нет>> на требования террористических организаций>>.
А сатирическое приложение <<Йедиот>> ехидно сообщило, что <<Нетаниягу сделал
исключительный жест активистам борьбы за освобождение Шалита: с будущего года
все ежегодные марши будут проходить под эгидой правительства>>.
Бывший министр обороны Моше Аренс написал в <<Гаарец>>, что <<почти тридцать
лет прошло со дня знаменитого ответа Менахема Бегина американскому правительству,
которое угрожало наказать Израиль после принятия Кнессетом закона о распространении
израильской юрисдикции на Голанские высоты: <<Мы - не ваши вассалы, - сказал
Бегин - и не банановая республика>>.
И, действительно, на протяжении многих лет израильские правительства стояли на
позиции гордой независимости против врагов и друзей. Чтобы все знали, что мы
- не банановая республика.
Престранным образом, как раз после того, как Израиль снова и снова разбил своих
врагов и стал намного мощнее как с военной, так и с экономической точки зрения,
он начал вести себя как вассал Соединенных Штатов. Так, десять лет назад Израиль
аннулировал уже подписанный договор, по которому был внесен первый платеж, -
по продаже Китаю самолета <<Фалькон>> - под давлением США. Это аннулирование
подорвало отношения Израиля с Китаем, и китайское руководство пришло к выводу,
что, на самом деле, Израиль нельзя считать независимым государством.
С созданием второго правительства Нетаниягу и приходом Барака Обамы в Белый дом
положение ухудшилось еще больше. После каирского выступления Обамы Нетаниягу,
вопреки своей предвыборной партийной программе, заявил, что поддерживает создание
палестинского государства. После чего его правительство решило - снова вопреки
всем его предвыборным обещаниям - заморозить строительство в поселениях.
А теперь, снова под давлением Белого дома, израильское правительство решило создать
комиссию для проверки инцидента с флотилией с участием международных наблюдателей.
Состав комиссии опубликовали только после того, как Вашингтон его утвердил. Это
- новый рекорд капитуляции.
Не менее важно, как эта капитуляция влияет на самоощущение израильтян. После
того, как мы принесли столько жертв ради нашей независимости, и после того, как
нас приучили к тому, что избранное нами правительство и есть то, которое определяет
ход наших действий, зрелище нашего руководства, подчиняющегося приказам из-за
границы, сильнейшим образом подрывает нашу самооценку>>.
Алуф Бен из <<Гаарец>> добавил к анализу Аренса самый последний пример: решение
Нетаниягу снять гражданскую блокаду сектора Газы, написав, что его заставили
капитулировать два человека - премьер-министр Турции и президент США:
<<Премьер-министр Турции Эрдуан может поставить себе большую галочку. Турецкая
флотилия, хотя и не дошла до берегов Газы, но добилась своей цели: сокрушила
израильскую блокаду <<Хамастана>>. Решение кабинета положило конец блокаде, введенной
три года назад. Немалую лепту в крушение блокады внес и президент Обама. В поздравительном
заявлении Белого дома, который с одобрением отозвался о новой израильской политике,
говорилось также, что <<Израиль отозвался на многочисленные призывы международной
общественности>> или, пользуясь менее дипломатичным языком, сдался под прессингом.
Теперь Нетаниягу должен объяснить, почему он ждал до тех пор, пока Израиль не
влип в историю с флотилией, вместо того, чтобы снять блокаду несколько недель
назад. Сейчас в Израиле ожидают новых флотилий, и надеются, что решение Нетаниягу
дарует Израилю международное прикрытие, чтобы их остановить. Но даже, если этот
оптимистический сценарий сработает, правительство потеряло много очков, и Нетаниягу
снова выглядит тем, кто принимает решения только под сильнейшим давлением и после
того, как заплатил политическую цену>>.
Как пишет Сима Кадмон из <<Йедиот>>:
<<Даже в Газе уже начали есть шоколад и халву, а мы - единственные, кто по-прежнему
едим крапиву. Так оно и бывает у правого правительства с двумя левыми руками,
бездарного руководства, ведущего нас от одной неудачи к другой, у которого каждый
шаг, призванный исправить предыдущий провал, только приводит нас к полнейшей
деградации и потери лица.
Назовем вещи своими именами. Мы превратились в анекдот. Во всем мире нет ни одного
государства, которое не знало бы, что Израиль понимает только язык силы, и что
его глава правительства - человек, придумавший девиз <<Дадут - получат>> и разработавший
целое учение борьбы с террором - первый, кто капитулирует перед террором, а решения
его правительства усиливают власть ХАМАСА.
Глава правительства попытался объяснить, почему было решено снять блокаду сектора
Газы. У него были две возможности это сделать. Одна - сказать честно и прямо,
что он принял решение Евросоюза снять блокаду, и теперь просит европейцев заявить,
что больше нет необходимости в новых флотилиях. Вместо этого Нетаниягу предпочел
объяснить народу, что снятие блокады - это самое лучшее, что нужно сделать, <<ибо
этот шаг выбивает почву из-под пропагандистских заявлений ХАМАСА о гуманитарном
кризисе в секторе Газы>>. Но любой дурак тут же спросит: если это - самое лучшее,
что нужно сделать, почему мы этого не сделали год назад? Почему эта блокада продолжалась
три года, и потребовалась провальная операция по захвату флотилии и сильнейший
международный прессинг, чтобы заставить Израиль принять решение, которое по своей
воле он принимать не стал бы?
И наоборот: если блокада в самом деле была нужна, что это вдруг сделало ее бессмысленной,
если не наше бездарное поведение в истории с флотилией и ее последствиями. Нетаниягу
может рассказывать разные байки, но должен смотреть фактам в глаза: снятие блокады
- не часть политического процесса, оно усиливает экстремистов и ослабляет прагматиков,
и при этом увиливает от решения проблемы Гилада Шалита.
А, если всего этого мало, <<Квартет>> уже заявил, что нынешних облегчений недостаточно.
Пословица <<Мало того, что мы наелись тухлой рыбы, так нас еще вышвырнули из
города>> была бы актуальна, если бы речь шла о рыбе. Проблема в том, что речь
идет об акулах, и, как ни печально - они-то нас и слопали.
Нетаниягу попытался переложить ответственность за блокаду на правительство Ольмерта.
Он - не единственный: вдруг все открещиваются от того, что еще недавно считали
крайне необходимой политикой. Нетаниягу винит Ольмерта, Ольмерт - Барака, а Барак
снова - Ольмерта.
Но самым возмутительным стало высказывание Нетаниягу по отношению к пленному
солдату. В те самые мгновенья, когда родители Гилада Шалита услышали о снятии
блокады, которая до этого считалась главным рычагом для его освобождения, Нетаниягу
заявил: <<Мы проверяем дополнительные пути для освобождения Гилада Шалита>>.
Что значит <<дополнительные пути>>? Разве блокада была единственным путем, по
которому шли до сих пор? Неужели в течение четырех лет плена Шалита израильское
правительство не проверило никаких дополнительных путей?>>
Йехуда Шарони из <<Маарив>> считает, что <<Барак показал себя бездушным, высокомерным
человеком, полностью оторванным от действительности. Он никогда не брал на себя
ответственность, потому что, с его точки зрения, с ним все в порядке. Если кто
и должен делать выводы и подать в отставку, так это его босс, глава правительства
Биньямин Нетаниягу. Разве что в отношениях между Бараком и Нетаниягу - заканчивает
Шарони - не совсем ясно, кто - босс, и кто кому подчиняется>>.
Эйтан Хабер из <<Йедиот>> пишет, что <<Биньямин Нетаниягу - не первый глава правительства,
который столкнулся с бедами, но беды обрушиваются на него одна за другой. Поэтому
наш единственный совет таков: Биби Нетаниягу, перестаньте быть Биби Нетаниягу.
А теперь подробнее:
Не тратьте ни единой минуты на свое личное политическое выживание и выживание
вашего правительства. Если у вас есть высокая политическая идея, делайте на нее
ставку и не оборачивайтесь назад. Возьмите в пример того, кого не особенно любил
ваш отец - Менахема Бегина. Он решил заключить мир с Египтом, прекрасно зная,
что в партии у него нет большинства для продвижения этого шага. Но он победил
и вошел в Историю, а его противники сегодня хотели бы сжечь протоколы того заседания
Кнессета, где остались их мнения о Бегине и о мире с Египтом.
Вы уверены, что сумеете удержать палку с двух концов, и в день испытания мы уступим
и не уступим, создадим <<два государства для двух народов>> и продолжим строить
нелегальные форпосты. Как? Вы, Биби Нетаниягу, уже выходили из опасных положений.
Вы верите, что сумеете сделать то же самое и в этот раз. А мы вам говорим, перестаньте
быть Биби Нетаниягу.
Мир движется, и не по направлению к вам и к нам. Из вашей резиденции в Иерусалиме,
правда, не видно моря, но посмотрите, что случилось с тех пор, как ваш предшественник
Ицхак Шамир сказал свое знаменитое: <<То же море и те же арабы>>. И море уже
не то (новые флотилии все ближе), и даже арабы уже не те>>.
Бен-Дрор Ямини из <<Маарив>> написал:
<<Блокада сектора Газы была одним из самых оправданных шагов Израиля в борьбе
с палестинским террором. Проблема в том, что блокада, которая должна была стать
ярмом для ХАМАСА, стала ярмом для Израиля. Это не оценка. Это - факт. Но еще
большая проблема в том, что Израиль отказывается понимать новый мир. Это случается
с нами снова и снова. Официальный Израиль просто не хочет видеть надпись на стене.
Ведь на данном этапе Израиль победили не военной силой. Его сломили санкциями
и бойкотами, ставшими результатом сложившегося международного мнения. Новая империя
нанесла нам сильнейший удар, а мы закрываем на это глаза.
Проблема в том, что речь идет о заранее известном поражении. Ведь турецкой флотилии
можно было противопоставить фотографии Гилада Шалита и антисемитскую хартию ХАМАСА.
Нельзя же думать, что в Скандинавии и в Калифорнии все, как один, антисемиты.
Конечно, нет. Дело в том, что они находятся под влиянием настоящей индустрии
лжи.
Но, чтобы добиться перемен, надо понять, как выглядит новое поле боя. Израиль
победят не <<Кассамы>>. И точно так же не ракеты Ирана и Хизбаллы. Израиль несет
поражение в ходе лживой полемики о правах человека. И, если мы не сумеем справиться
с этой угрозой, следующий провал поджидает нас за углом>>.
С Ямини полностью солидарен Алекс Фишман из <<Йедиот>>, который пишет: <<Мы сражаемся
на войне, которая подходит к концу, и терпим поражение. Не потому, что мы - слабые,
глупые или неправые. Но потому, что мы не в состоянии, психологически и организационно,
приспособиться к новым правилам игры. До тех пор, пока эту войну будет вести
армия, нам не избежать провала, потому что армия не может быть ни сценаристом,
ни режиссером. Поэтому фиаско с турецкой флотилией может точно так же повториться
с ливанской флотилией, и со всеми прочими, а мы так и не поймем, почему это происходит>>.
Суммируя события последних недель, фельетонист <<Гаарец>> Дорон Розенблюм присмотрелся
к узкому министерскому форуму из семи человек, который у нас решает судьбу государства,
нося два знакомых названия: <<Великолепная семерка>> и <<Семь столпов мудрости>>.
<<Облака многих мифов окутывают этот легендарный форум, который некоторые сравнивают
с рыцарями Круглого стола или Священным синодом. Крохи имеющейся информации помогут
впервые заглянуть в самую сердцевину нашего Камелота.
1) Нетаниягу, Биньямин, <<Мистер Решимость>>. Выносит на заседание форума решение
и предлагает проголосовать против.
2) Барак, Эхуд, <<Прилежный Слушатель>>. Его присутствие почти не чувствуется:
он только слушает и краснеет, когда к нему обращаются. Ему приписывают высказывание:
<<Социализм умер - да здравствует социопатия>>.
3) Либерман, Авигдор (<<Ивет>>), <<Mister Nice Guy>>. Во время недавнего кризиса
он сказал: хватит быть славными ребятами, хватит хороших манер, хватит мягкости
и обходительности. Либерман взвешивает возможность снять лайковые перчатки, ставшие
его товарным знаком, и перестать танцевать менуэт, чтобы вместо этого разнести
вдребезги дипломатический фарфор и послать к чертям весь мир.
4) Меридор, Дан, <<Пылкий Дикобраз>>. Самый крутой и решительный из всей семерки.
Говорят, это - единственный человек, которого панически боится Барак, поэтому
он предпочитает решать все проблемы в рамках кабинета по вопросам безопасности,
состоящего из него одного.
5) Бегин, Биньямин-Зеэв, <<Гуттаперчивый мальчик>>. Получил свое прозвище из-за
фантастического прагматизма, отрицающего любые доктрины. Отличается идейной гибкостью
и умением быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Для такого неисправимого
оптимиста, как он, во всем, что касается мира с палестинцами, нет ни одного плана,
который Бегин не готов проверить. В канун прибытия флотилии предложил встретить
ее цветами и песнями. Его предложение отклонили и результат известен.
6) Ишай, Эли, <<Гражданин Мира>>. В каждом вопросе, где требуется широта кругозора,
просвященность, терпимость, все взгляды устремлены на него - космополита, гуманиста
и рационалиста. Он всегда найдет вариант решения, чтобы не принимать никакого
решения.
7) Яалон, Моше (<<Буги>>), <<Мозг>>. Интеллектуальный авторитет. Когда он молчит,
его молчание говорит само за себя. По поводу флотилии он призвал <<аккуратно
выдоить весь позитивный эффект, полученный во всем мире, постаравшись не расплескать
чтобы он не ударил по яйцам>>. Говорят, что Нетаниягу не принимает ни одного
решения без него (или с ним)>>.
В новом конфликте с хасидами из Иммануэля Ариэль Рубинштейн написал в <<Йедиот>>:
<<У меня давние счеты с ультраортодоксами в целом и слонимскими хасидами в частности,
но теперь у меня будут счеты с нашими капризными левыми. Мы, которые ни за что
не боремся, раболепствуем перед <<властью закона>>, даже когда его никак не назовешь
справедливым, мы, которые предпочитаем радости жизни - борьбе за свои принципы,
где мы теперь? Я завидую слонимским хасидам, готовым встать на защиту школьной
системы, в которую они верят. По крайней мере, в одном они правы: даже, если
их лишат бюджета и отправят в тюрьму, они выживут. А мы?>>
Уди Манор пишет в <<Маарив>>, что, <<к огромному удивлению и шоку, большинство
граждан светского государства все еще продолжают утверждать, что ультраортодоксы
и есть носители подлинного еврейства, хотя они в упор не видят светских граждан,
не считают их за евреев и, вместо традиционной еврейской взаимопомощи стараются
отколоться от израильского общества>>.
Профессор политологии Йехезкель Дрор пишет в <<Гаарец>>, что <<отношения светских
и ультраортодоксальных граждан - это не тот вопрос, который можно решить раз
и навсегда. Его нужно оставить на усмотрение истории, а пока постараться минимизировать
ущерб и сохранить статус-кво.
При всей туманности будущего одно ясно: наши внуки и правнуки, светские и ультраортодоксальные,
по-иному воспримут проблему, которая будет выглядеть не такой, как сегодня. Это
дело закончим не мы.
Кто виноват в том, что все проиграли? Это некорректный вопрос, т.к. речь идет
о процессах, которые время от времени обязательно взрываются. Тем не менее, общая
ответственность лежит на политическом руководстве. Оно должно было понять, о
чем идет речь, включая потенциальный вред для всего общества, и приложить больше
усилий, чтобы потушить пожар до того, как языки пламени выйдут из-под контроля>>.
Амос Кармель из <<Йедиот>> написал:
<<После такой шумихи наступила тишина. После того, как нам изо дня в день обещали
войну культур из-за сегрегации в женской школе в Иммануэле, никакой войны не
видно.
<<Все проиграли>> - объяснили нам комментаторы. Но, похоже, слово <<все>> ошибочно
и только вводит в заблуждение. Если кто и пострадал, так это школьницы сефардского
происхождения.
Полномочия Высшего суда справедливости, отправившего за решетку родителей-ослушников,
никоим образом не пострадали. И уж, тем более, ни на чем не проиграли ультраортодоксальные
политики - ашкеназы и сефарды. Хотя их выигрыш вовсе не так очевиден. Привычные
раздоры между ними продолжаются своим ходом.
Остались 33 отца, приговоренных к весьма комфортабельному лишению свободы, что-то
вроде летнего лагеря. А ведь до этого говорили, что против них собираются применить
самое смертоносное оружие. Ни больше, ни меньше.
И, разумеется, остается израильское правительство - если хотите, национальное
руководство - которое, как и его предшественники, до сих пор не сделало нужного
шага. Оно до сих пор не решило, что всякое частное образование должно существовать
исключительно за счет родителей, которые его хотят.
Остались политическая карта и система правления, не позволяющие существования
стабильного правительства без секториального подкупа.
Наконец, осталась капля надежды: в битве с ультраортодоксами из-за строительства
приемного покоя больницы <<Барзилай>> победил здравый общественный смысл. Так
или иначе, пока перед нами фарс, а не трагедия, и никакой войны культур>>.
Шалом Йерушалми из <<Маарив>> пишет, что <<слонимские хасиды ведут себя достаточно
умеренно по отношению к государству, но отличаются фанатизмом в своей среде.
Слонимский хасид не пойдет по улице с женой из соображений скромности. Он отправит
жену с десятью детьми сидеть в задней части <<кошерного>> автобуса, а сам будет
сидеть впереди, задрав ноги на пустое сиденье. Он не подойдет к ней, а она -
к нему, разве что в случае опасности для жизни. Слонимский хасид не станет разговаривать
с тещей. Он с ней едва знаком. Иногда он даже не знает, как она выглядит. Ярый
слонимский хасид, идя по улице, снимет очки, даже, если он не будет видеть дороги,
только бы не согрешить, перехватив взгляд посторонней женщины. Он не расскажет
дочерям, что мама беременна - только, что она <<в интересном положении>>. В один
прекрасный день она вернется с младенцем, и его братья и сестры будут знать,
что она пошла получать подарок от Всевышнего. То, что светскому или религиозному
человеку кажется диким, свинским шовинизмом, в глазах слонимских хасидов - выполнение
обета. А ведь мы еще ни слова не сказали об их одежде, строгости кошрута и школьной
системе. Даже обычная пасхальная квадратная маца для них хуже, чем квасное.
С точки зрения слонимских хасидов, сефарды - примитивы и низшие существа, потому
что они не готовы принять жесткие правила такого поведения. Сефард, который не
стал хасидом, будет сидеть с женой и детьми в середине <<кошерного>> автобуса.
Средний сефард не бросит жену в субботний вечер, чтобы пропадать у своего раввина
до самого утра. Сефардская женщина покроет голову косынкой, но никак не париком.
В Иммануэле положение сильно осложнилось оттого, что тамошние сефарды - из тех,
что вернулись в лоно иудаизма. С точки зрения слонимских хасидов, речь идет о
проблематичных неудачниках, которые вылетели с предыдущего места, надели черные
ермолки и пришли жить к хасидам преимущественно по экономическим соображениям.
Ультраортодоксальный мир им чужд. Мир хасидов тоже чужд. И наоборот. Дошло до
того, что, как мы помним, родители-ашкеназы построили сегрегационную стену в
центре школы.
Что же будет сейчас? Судебное решение объединит всех ультраортодоксов против
государства и его законов, и еще больше отдалит их от остального общества. <<На
следующем этапе умеренные ранее слонимские хасиды будут говорить только на идише
и присоединятся к такой антисионистской секте, как сатмарские хасиды в Америке>>
- так сказали на неделе в ультраортодоксальных кругах. Экстремисты победили.
Размежевание завершено>>.
Как пишет Ярон Лондон из <<Йедиот>>, <<нам говорят: зачем ссориться, мы же все
- евреи. Это - заезженная пластинка. Оптальгин. По сути дела никакого <<все>>
не существует. И виноваты в этом отцы-основатели, прежде всего - Бен-Гурион,
который с самого начала отказался от единого образования и отделения религии
от государства. Он сделал это под принуждением и в силу близорукости, но его
наследники, даже в те годы, когда они были в силах сплотить еврейский народ,
живущий в светской республике, отступили от концепции <<плавильного котла>> ради
модного культурного плюрализма. В результате котел остыл, а отливка осталась
бесформенной>>.
Ариэль Хиршфельд из <<Гаарец>> описал недавнюю церемонию вручения почетной степени
доктора наук Иерусалимского университета знаменитому пианисту Евгению Кисину,
<<который в своей речи во славу Израиля настолько расчувствовался, что без всякой
бумажки перешел с английского на иврит, начав цитировать Декларацию Независимости
Израиля и 136-й псалом <<Если забуду тебя, Иерусалим...>> Его декламация отличалась
тем же пафосом и тем же сильным русским акцентом, который неожиданно напомнил
отцов-основателей государства, и больше всего - Бен-Гуриона. Сходство было абсолютным
и поразительным. Те, кто это почувствовали, как будто перенеслись на два поколения
назад - в другое столетие, в другой мир, который прорвался в словах живого человека
с лицом ребенка. А потом Кисин сел за рояль и сыграл Скерцо No 2 си-бемоль минор
Шопена, для описания которого нет слов. Это был шквал эмоций, лучше всего объяснивший
всем, кто этого не понял, что музыка и только музыка дает музыкантам своего рода
опору в том мире, где можно произносить такие речи. Без музыки выступление Кисина
было бы конфузным. С музыкой оно было исполнено дерзости и величия>>.
Меир Шалев из <<Йедиот>> признался, что не любит футбол, но, тем не менее, после
проигрыша Северной Кореи, которой Португалия забила семь голов, написал: <<Диктатура
может вложить в спорт огромные деньги и добиться побед, как было в СССР и в ГДР.
Но футбол - не только вид спорта. Прежде всего, это - игра. А игра никак не ладит
с диктатурой. В данном случае присказка <<Мяч круглый>> имеет еще один смысл:
тоталитарный режим не терпит круглых предметов, чье поведение непредсказуемо.
Северная Корея преуспела бы гораздо больше, если бы мяч был квадратным.
Что же касается Израиля, которому не везет в футболе, несмотря и вопреки, повидимому,
даже в игре необходима определенная степень дисциплины, скромности и тяжелой
работы>>.
На это остается сказать только одно: <<Аминь!>>