[ROOTS] Memuary Briling
Воспоминания сына Брилинга
1965-1966гг
Большой интерес представляла собой экспедиция в Немиров и составление альбома
старинных еврейских кладбищенских памятников.
В Немирове в те годы сохранилось еще в полной неприкосновенности еврейское кладбище
с большим количеством старинных памятников большого художественного значения.
Этот тип памятников давно уже выродился, уже нет тех богатых узоров, орнаментом,
какие украшали памятники старых времен в Немирове.
Я был участником этой экспедиции и производил фотографирование.
Некоторые памятники лежат уже на земле, полузасыпанные и заросшие травой и кустами.
Мы их откапывали и устанавливали.Узоры все были очищены, а для лучшей передачи
на фотографии некоторые узоры не только подчищались, но и подкрашивались. В простом
описании не передашь то богатство и ту сложную и оригинальную символику, которая
изображена на этих плитах.
Тут и традиционная виноградная кисть, как напоминание о золотой кисти винограда,
висевшей в храме Соломона, тут и львы - символы могущества и силы, тут и растения
с разветвленными ветвями, как признак изобилия, тут и две руки в манжетах с зубчиками
- как знак тог, что здесь похоронено знатное лицо.
Тут очень много чисто-восточного, может быть еще ассиро-вавилонского изображенного
в богатом и вычурном барокко 18 и 19 вв. Тут единоборство льва с единорогом,
олени, чешущие голову задней ногой, львы держащие во рту кончики собственных
хвостов, тут и четвероногие звери с головой птицы и крыльями птицы, кормящей
птенцов, лисицы с добычей в зубах - словом - сказочноя восточная фантазия в Немирове,
пережившая столетия и тысячелетия.
Тогда же (1926-1927) музеем были сфотографированы и все старинные здания Винницы,
представлявшие исторический или художественный интерес. Целый небольшой альбом
был посвящен Иерусалимке. Сняты были все ее живописные уголки и отдельные строения,
синагоги и т.п.
В те годы проиводство съемок требовало специальных разрешений и все негативы
надо было предъявлять в ГПУ.
Фото-лабортория музея была оснащена единственным фотоаппаратом 13Х18см, правда,
первоклассным: камера Ватсона <<Акме>> с объективом Генца <<Doppel-anastigmat>>.
Увеличителя не было и все снимки печатались контактом.
В инвентарной описи музея на 1939 год сохранился список некоторых снимков:
Иерусалимка 22 снимка
Исторические здания Винницы 14 снимков
Немировские надгробные памятники 21 снимок
Польское кладбище 8 снимков
Селянские хаты подолья 50 снимков
(по инвентарной описи (NoNo 8206 - 8215)
К этому же времени относится собирание еврейских пряничных досок <<пурим-бретель>>
Еврейское религиозное искусство сохранило много образцов весьма высокой исторической
и художественной ценности - рукописи, вышивки, памятники на кладбищах, пряничные
доски для штамповки пряников на праздник <<Пурим>> и многое другое.
Пряники, именуемы в народе <<Гамоновым Ухом", имеют интересную историю, подробно
описанную в Библии в книге <<Эсфирь>>
В память чудесного спасения был учрежден праздник <<Пурим>> - один день поста
в память тревог и молитв Эсфирь и два дня веселья. Вот для этого-то веселья и
пекли специальные пряники <<Гамоновы уши>>, имевшие самую разнообразную форму
и рисунок.
Форма бывала прямоугольная, многогранная, ромбовидная, круглая, овальная, форма
рыбы и т.д.
И рисунки были самые разнообразные: фантастические чудовища, рыбы, птицы, звери,
орнамент.
Формы эти изготавливались из дерева и узор оттиском переносился на тесто.
Испеченные пряники имели цветную поливу и посыпаны цветной крошкой.
Пряничные доски употреблялись один раз в год, вырезались из дерева и служили,
обычно, много лет, пока не истлевали от времени.
Узоры были чрезвычайно разнообразными и многие выполнены талантливыми мастерами
с большим вкусом.
Отец собрал громадную коллекцию их - 392 штуки. Некоторые были датированы, некоторые
отличались большой оригинальностью.
Было, например, несколько досок с изображением русского государственного герба
- двуглавого орла.
Интересное совмещение - ритуальные дощечки, проклинающие Амана, восхваляющие
Эсфирь и Мардохая, перекликаются с государственным гербом Российской империи.
В коллекцию для музея подбирались преимущественно типичные и интересные в художественном
и историческом смысле доски.
Отец собрал много материалов по истолкованию некоторых мотивов изображений, но
никаких материалов об этом не сохранилось.
Особенно много пряничных досок было собрано в районе Липовца.
В 1927-1928 годах мною было выполнено фотографии всей этой коллекции. Эти фотографии
так же не сохранились.
Отец собирался издать альбом памятников еврейской старины (кладбищенские памятники,
доски <<пурим-бретель>>, вышивки, архитектура, утварь и т.п.) и уже было достигнуто
соглашение с Одесским музеем (в Одессе тоже были аналогичные экспонаты) о совместном
издании, но что-то помешало этому мероприятию. Коллекция <<пурим-бретель>> многократно
экспонировалась и имела большой успех у посетителей.
+++++++++++++
http://vinpoisk.com/sta10.htm
И тут добрым словом нужно вспомнить замечательного винницкого краеведа, выпускника
Немировской гимназии Густава Брилинга, спасшего в годы революции и гражданской
войны множество произведений искусства, книги, старинные бумаги в брошенных магнатских
усадьбах, организовавшего Винницкий областной краеведческий музей еще в 1920
году
http://sightseen.turistua.com/ru/card/1581/
Музей основан в 1919 году. У его истоков стояли художники В.Ф.Коренев, Г.В.Брилинг.
http://futazh.kiev.ua/ru/projects/festival/participants/912-festpart006.html
Почти 20 лет посвятил музею, Густав Вольдемарович Брилинг, которого справедливо
можно считать его основателем. Первую экспозицию был открыт в мае 1919 г. на
квартире В. Ф. Коренева