Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-06-12

[ROOTS] Fw: ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ 6.6.10-11.6.10

Вы еще не читаете еженедельного обзора? Тогда мы идем к вам :-) Игорь

Владимир Лазарис

http://www.vladimirlazaris.com/radio/obzor.htm

ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ (6.6.10-11.6.10)

Как и неделю назад, общая оценка инцидента с флотилией в израильской прессе
не изменилась, что очевидно из статьи Эйтана Хабера из <<Йедиот>>:
<<Пусть никто не сомневается: мы правы. Мы правы на 100%. Мы всегда правы. Мы
правы даже, когда ошибаемся. Ну и что? Теперь нас запишут в Золотую книгу
справедливости?
В нынешней ситуации очень важно понять, что происходит, вести себя умно, и
знать, когда продвигаться, а когда отступать. Нет ничего зазорного в том,
чтобы рассчитывать свои шаги. В свое время мы были и умными, и правыми. А
теперь? Теперь мы правы>>.
Моше Аренс вспомнил в <<Гаарец>>, как <<много лет назад, когда Владимира
Жаботинского и его сторонников называли <<фашистами>> и <<убийцами>>, он
обратился к ним со словами <<Kalt und Fast>>, <<Будьте хладнокровными и
сильными!>>, добавив, что и это пройдет. Этот совет очень пригодится сегодня
израильтянам, их сторонникам и всем, кто принимает участие в борьбе с
террором, под напором чуть ли не всемирного осуждения Израиля.
Собственно, что случилось недалеко от израильских берегов неделю назад?
Израиль попал в ловушку, устроенную ему организаторами <<гуманитарной
флотилии>>.
И как раз в такое время, как сейчас, свое подлинное лицо показал
премьер-министр Турции, которого у нас непонятно почему сделали посредником
в переговорах с Сирией. Он не только дал понять, что не входит в число
друзей Израиля, но стал союзником наших злейших врагов. И такой человек,
представляющий государство, которое устроило армянскую резню и преследует
курдов, будет читать нам мораль?>>
<<Так что же делать? - спрашивает Бен Каспит из <<Маарив>>. - На этот вопрос
должен ответить Биньямин Нетаниягу. В свое время, когда он был только
<<встревоженным гражданином>> (между двумя премьерскими сроками), он сказал в
частной беседе, что, <<если когда-нибудь прервется наш союз с Турцией, можно
закрывать лавочку>>. Он, конечно, хватил лишку. Сегодня он - глава
правительства, а мы - встревоженные граждане. Израиль достаточно силен и без
Турции, но его международное положение резко ухудшилось в первую очередь
из-за той кампании, которую турецкий премьер ведет во всем мире.
Нетаниягу рассчитывает, что эта кампания пойдет на убыль и возлагает большие
надежды на... чемпионат мира по футболу. Все будут смотреть футбол и оставят
нас в покое. В Турции помешаны на футболе, и нам остается только сожалеть,
что турки не прошли отборочных игр. Правда, и мы тоже. Так что после
окончания чемпионата все стороны вернутся к настоящей игре, гораздо более
опасной, здесь и сейчас>>.
В первую очередь Каспит имеет в виду создание следственной комиссии, точнее,
<<экспертной комиссии>>, которую в Израиле и за границей мало кто принимает
всерьез.
Боаз Окунь из <<Йедиот>> пишет, что <<следственная комиссия, лишенная
следователей - это тот рецепт, с помощью которого правительство пытается
провалить необходимую проверку истории с флотилией. Если бы правительство
действительно было заинтересовано в подлинном расследовании, оно создало бы
государственную следстенную комиссию под председательством судьи, которая
была бы уполномочена вызывать свидетелей и обязывать их давать показания, в
то время как предложенная <<экспертная комиссия>> больше напоминает
дискуссионный клуб.
Требуется настоящее расследование, и правительству стоит прислушаться к
голосам тех, кто этого требует, прежде чем ему напомнят о словах Кромвеля,
обращенных к Долгому парламенту Англии: <<Вы сидели слишком долго, чтобы
творить добро. Уходите, и пусть с вами будет покончено>>.
Офер Шелах из <<Маарив>> пишет, что <<в иврите есть несколько слов, чей смысл
с
годами стал прямо противоположным. Самый яркий пример - <<хакира>>,
расследование. В современном израильском лексиконе имеется в виду одно из
двух: либо это откровенная липа, сделанная на экспорт, чтобы мир от нас
отвязался, либо составление официальными лицами пустопорожнего документа,
чтобы провалившееся руководство смогло избежать ответственности. Никакие
выводы не заменят здравого смысла и мировоззрения. Никакой бюрократический
орган не стоит ломаного гроша, пока за ним стоят популизм и поверхностность.
И никакой доклад не прикроет отсутствие ответственности>>.
Йоаз Хендель из <<Йедиот>> считает, что <<вообще нет необходимости в создании
следственной комиссии, потому что и так все ясно: не было никакой войны,
никаких судьбоносных решений, никаких государственных провалов. Была
рутинная операция коммандос, никак не связанная со стратегией ЦАХАЛа.
У каждого страны есть свой фетиш: у французов - круасон, у японцев -
хай-тек, у англичан - пиво и футбол, а в Израиле все просто помешаны на
следственных комиссиях. Вместо традиционного фалафеля мы начали зажаривать в
этом государстве всех, кто только способен принять решение, и не имеет
никакого значения, в чем и насколько он ошибся>>.
А сатирическое приложение <<Йедиот>> сообщило, что <<Неделю спустя после
заседаний <<семерка>> решила: будет создана следственная комиссия, которая
проверит, как принимались решения о назначении следственной комиссии>>.
Север Плоцкер из <<Йедиот>> написал, что <<самое интересное - это
внутриеврейская полемика, в ходе которой еврейские писатели, публицисты,
философы, общественные деятели во всем мире задаются одним вопросом: куда
подевался еврейский ум?>>
В этом контексте Ицхак бен Исраэль призвал в <<Йедиот>> израильское
руководство к рациональному мышлению.
<<Начнем с конца. Допустим, у израильского правительства был бы хрустальный
шар, в котором оно могло в точности видеть, что произойдет в будущем, и
заранее знало бы все последствия захвата флотилии, включая международный
резонанс. Неужели и тогда оно приняло бы решение захватить флотилию так, как
это было сделано? Надо полагать, что в таком случае оно все же постаралось
бы выбрать другой путь. Более того, если бы другого пути не нашлось, надо
думать, что правительство пропустило бы флотилию, избежав того погрома,
который на нас обрушился.
Увы, такого хрустального шара у нас нет. Как же принимать решения и выбирать
варианты в полной неопределенности?
Надо понять, что в основе планирования будущих шагов лежат предположения,
которые нельзя доказать. Максимум, их можно опровергнуть. Из этого и исходит
ход мышления, лежащий в основе математической <<теории игр>>. Эта теория
позволяет выбрать оптимальное решение из всех предложенных возможностей. Я
вовсе не предлагаю, чтобы в правительстве решения принимали математики. Но
нашему руководству вовсе не повредит понять ход мышления, необходимый для
принятия рациональных решений.
Один из главных принципов этой теории состоит в том, что оптимальный вариант
выбирается не по тому, насколько высоки его шансы на успех, а по тому,
насколько низок ущерб, который он может причинить.
Допустим, вам предложат два лекарства от вашей болезни: у первого - 95%
шансов на исцеление, у второго - только 50%. Что вы выберете? Чтобы принять
правильное решение, вы должны знать, каков побочный эффект (т.е. возможный
вред) каждого из лекарств. Если у первого есть 10%-й шанс вызвать паралич, а
второе всего лишь приведет к повышенной температуре в течение двух недель,
каждый рациональный человек выберет второе лекарство, несмотря на то, что
его шансы исцелить больного ниже, чем у первого.
Если же вернуться к правительству, у которого нет хрустального шара, у него
все-таки должен быть здравый смысл. Обязанность руководителей - задаться не
только вопросом, чего они хотят достичь, но какова предполагаемая цена
каждого намеченного шага. В прискорбном случае с флотилией правительство
выбрало вариант с самым гибельным <<побочным эффектом>>.
Я не настолько наивен, чтобы думать, что рекомендации рационального мышления
могут найти отклик у нашего руководства. Тем не менее, для них логичное и
рациональное мышления - не роскошь, а необходимость в том жесточайшем
окружении, в котором нас так мало, а наших врагов так много. Поэтому
единственный способ выжить состоит в том, чтобы быть умным, а не обязательно
правым>>.
Амос Гильбоа опубликовал в <<Маарив>> статью <<Армия уничтожения Израиля>>,
начав с того, что <<глава правительства и министр обороны назвали флотилию и
реакцию на ее захват <<атакой лицемерия>>. Ошибка. Это вовсе не часть <<атаки
лицемерия>>, а еще один бой в войне, организованной коалицией за уничтожение
еврейского государства. Между всеми участниками этой коалиции нет ничего
общего, кроме главной цели. Сюда входят палестинцы, от ХАМАСА до ПА,
экстремистские исламские организации, разные террористические группировки,
международные СМИ вроде <<Аль-Джазиры>>, лево - и праворадикальные организации
во всем мире, сотни организаций <<правозащитников>> и <<благотворительных>>
организаций, и прочие международные <<внеправительственные>> организации,
включая борцов за охрану окружающей среды, студенческие и преподавательские
ассоциации в западных университетах. В Израиле к этой армии принадлежит
Исламское движение под руководством шейха Раада Салаха и партия БАЛАД, а
также еврейские леворадикальные организации.
Главный штаб этой армии находится в Англии. До недавнего времени Иран и
Венесуэла были неотделимой частью этого лагеря, когда Иран напрямую призывал
к уничтожению Израиля. А теперь к этой армии присоединилась и Турция,
ставшая знаменосцем.
Методы, которыми действует эта армия, не включают убийственный террор,
использование смертников или ракетный обстрел. Они действуют более <<мягко>>:
во-первых, бросание камней и бутылок с зажигательной смесью, топоры, ножи,
дубинки, гранаты, иногда - стрельба.
Во-вторых, во всех своих утверждениях они делают упор на ложь и подтасовку
фактов.
В-третьих, разумеется, не обходится без лицемерия, доходящего до пика, когда
премьер-министр Турции обвиняет нас в убийстве девяти мирных граждан в то
время, как за последние двадцать лет его государство убило 37 тысяч курдов и
стерло с лица земли 2.500 курдских деревень.
В-четвертых, демонстрации и бойкот.
В-пятых, использование институций ООН, чтобы в очередной раз осудить
государство Израиль, лишив его прав.
Но даже все это не дает оснований утверждать, что <<весь мир против нас>>.
Широкие слои западного общества с большой тревогой следят за опасностью,
скрытой в этой коалиции, и многие хотят поддержать Израиль. Кроме того, есть
еврейский народ. То, чего нам не хватает сейчас, это - новой стратегии
израильского правительства для противостояния в этой войне и создания новых
оперативных инструментов для ее ведения>>.
Нахум Барнеа из <<Йедиот>> написал:
<<Можно плакаться по поводу ханжества и лицемерия всего мира: Нетаниягу
делает это лучше всех, глубоким баритоном и отчаянной жестикуляцией.
Плаксивость - последнее убежище пустомели, паникера и неудачника. Она никак
не поможет Израилю выбраться из того сложнейшего положения, в котором он
оказался.
Как это случилось? Как произошло, что правительства, которые приняли с
пониманием, если не с энтузиазмом, войну Израиля в Ливане и в Газе, теперь
относятся к нему, как к прокаженному?
Первой колоссальной ошибкой было назначение Авигдора Либермана министром
иностранных дел. Когда Либерман - витрина вашего магазина, не удивляйтесь,
что туда никто не заходит.
Второй ошибкой стало размытие различий между большими поселенческими
массивами и изолированными поселениями.
Третья ошибка - строительство в Восточном Иерусалиме. В Бар-Иланском
университете Нетаниягу принял принцип двух государств для двух народов, и
согласился на замораживание строительства в таких масштабах, которых до него
не было, но в мире никто не поверил в его искренность.
Четвертая ошибка - провал во всем, что касается доклада комиссии Голдстоуна
(начало чему положило предыдущее правительство), и осложнения, вызванные
операцией в Дубае.
Нетаниягу живет тем, что старается отстраниться от всего происходящего. Как
и в давней истории с открытием туннеля под Храмовой горой, так и сейчас он
не сумел понять, чем может кончиться вся история с захватом флотилии. Он
обманывает себя тем, что все будет в порядке: скоро у Барака Обамы начнется
сезон промежуточных выборов в Конгресс, где он проиграет и ослабеет. Так что
пока Израиль должен делать только одно - засунуть голову под стол и
подождать, пока пройдет буря.
Настоящий руководитель проявил бы инициативу: заменил Либермана или сменил
НДИ на <<Кадиму>>, снял блокаду сектора Газы, которая до сих пор повредила
только Израилю, и приготовился к новой эре в отношениях с Турцией.
Но у Израиля сейчас нет ни руководителя, ни руководства>>.
Авраам Тирош из <<Маарив>> тоже внес лепту в такую животрепещущую тему, как
профпригодность министров, и привел в качестве примера известного
израильского юриста, профессора Амнона Рубинштейна, в прошлом - многолетнего
депутата Кнессета и бывшего министра.
<<Возможно, вы обратили внимание, что, когда Рубинштейна упоминают в СМИ, его
называют <<бывшим министром юстиции>>. И люди, в самом деле, верят, что он
занимал этот пост, потому что кто же для этого подходит больше него? На деле
же Рубинштейн был министром культуры, министром науки и технологии,
министром энергетики, министром связи, но ни разу не был министром юстиции.
Почему? Потому что он больше всего пригоден на этот пост. А в Израиле, если
кто-то больше всего пригоден на какой-либо пост, он не имеет никаких шансов
его занять.
С другой стороны, этот тезис подверждает Авигдор Либерман, который занял бы
первое место в опросе на тему, кто из израильских политиков менее всего
подходит на пост министра иностранных дел. Именно по этой причине он и
занимает свой пост уже более года, когда грохот посуды, разбиваемой его
слоновьей ногой в правительственной лавке, разносится по всему миру,
причиняя Израилю невообразимый ущерб.
Сюда же можно добавить бывшего профсоюзного агитатора, ставшего в одночасье
министром обороны, философа, который занимает сейчас пост министра финансов,
и адвоката, вставшего во главе Министерства просвещения. Не говоря об
известных генералах, ставших министрами никчемных дел, или профессоре
истории, который (при Бараке) стал министром внутренней безопасности.
Эфраим Кишон высмеял это типично израильское явление еще в 1964 году в
фельетоне по поводу назначения киббуцника Хаима Гавти министром сельского
хозяйства. Суть его была в следующем: какой скандал! Берут фермера и делают
его министром сельского хозяйства!? Завтра возьмут врача и сделают его
министром здравоохранения, а учителя - министром просвещения. До чего ж мы
дойдем?>>
Ронен Бергман из <<Йедиот>> пишет, что <<блокадная психология>>, а также
порожденные ею усталость и равнодушие, крайне опасны для государства,
находящегося на пике, а, тем более, для государства, уже много лет ведущего
ежедневную войну. Положение становится еще опаснее, когда в руках такого
государства находится оружие возмездия, способное совершенно реальным
образом привести Ближний Восток к точке, за которой нет возврата>>.
Алуф Бен из <<Гаарец>> нашел свой аспект морского инцидента, написав, что
<<двое первых израильских премьеров, Давид Бен-Гурион и Моше Шарет, говорили
по-турецки. Бен-Гурион изучал юриспруденцию в Куште. Шарет служил офицером в
турецкой армии во время Первой мировой войны. Мустафа Кемаль Ататюрк и его
правая рука, Исмат Иноно, были старшими офицерами на фронте в Эрец-Исраэль.
Идеологическая связь важнее исторических анекдотов. И Ататюрк, и Бен-Гурион
родились за границей: первый - в Греции, второй - в Польше. Оба
взбунтовались против религиозной среды, в которой росли, и создали светские
государства, обращенные к Западу. С той разницей, что Ататюрк сразу отделил
религию от государства, а Бен-Гурион счел этот шаг несвоевременным. Даже
болезни обоих государств тоже похожи: проблематичные отношения с
нацменьшинствами и чрезмерное влияние армии, которое в Турции дошло до
военных переворотов.
В начале 90-х годов казалось, что в обоих государствах светский образ жизни
западного образца полным ходом идет к исторической победе.
Тогда Израиль абсорбировал миллион новых репатриантов из б.Союза, совершенно
светских людей, которые полностью изменили общественное пространство и
удалили религиозные круги из поля зрения. Но эти перемены были
краткосрочными. Демография сделала свое дело: сегодня 45% еврейских учеников
первого класса учатся в государственно-религиозных и ультраортодоксальных
школах, что составило 13%-ное увеличение по сравнению с прошлым
десятилетием.
Турция, отвергнутая Евросоюзом, прошла схожий процесс усиления религии. В
обоих государствах образовалась любопытная поляризация, при которой компании
хай-тек и развитая промышленность сосуществуют с битком набитыми мечетями и
синагогами, а бурная ночная жизнь и бикини - с паранджой и целованием
мезузы.
В Анкаре и в Иерусалиме сегодня находятся у власти правительства,
стремящиеся покончить с наследием отцов-основателей государства, и их
идеология питается религией и традициями, хотя и Эрдуан, и Нетаниягу носят
пиджаки с галстуками. Партия Эрдуана делает все для ослабления армии и
судебной системы, на которых стоит наследие Ататюрка. В Израиле это делается
несколько по-другому: в командовании армии растет число религиозных людей, а
правительство уклоняется от выполнения решений Высшего суда справедливости.
Но нельзя обвинять в кризисе только лидеров и партии. Мы, светские
израильтяне, обращенные к Западу, не пытались сблизиться с такими же
светскими турками. Их страна была и осталась экзотическим магнитом для
отпусков, бизнеса и учений ВВС, не более того. Нас всегда гораздо больше
интересовало, что происходит в Нью-Йорке, в Париже и в Лондоне, чем в Анкаре
и в Стамбуле. Мы не создали никакой основы для человеческих отношений и
взаимного любопытства - основы, которая пережила бы любые политические
встряски. А сейчас слишком поздно, и это грустно>>.
Отвлекшись от злобы дня, Амос Шавит из <<Йедиот>> написал статью о Герцле,
приурочив ее к премьере биографического мюзикла в тель-авивском Камерном
театре, поставленного к 150-летию со дня рождения Герцля, что совпало со
112-летним юбилеем его прибытия в Эрец-Исраэль.
В Эрец-Исраэль Герцль прибыл из Турции, разве что его <<флотилия>> была сугубо
сионистской, и инициатор того, что казалось самой большой авантюрой XIX
века, был уверен, что <<в этот час все европейские правительства по уши
заняты нашим планом>>. Сами же главные сионисты не забывали откушать на борту
икры и <<котлеты по-киевски>>.

В отличие от своего заместителя Давида Вольфсона, который при виде Земли
Обетованной закричал: <<Эрец-Исраэль! Эрец-Исраэль>>, и зарыдал, как ребенок,
лицо Герцля не выражало никаких эмоций. <<Я смотрел на эту землю со
смешанными чувствами>> - написал позже Теодор-Биньямин-Зеэв Герцль, сменив по
приезде фуражку на цилиндр.
В 1898 году здесь стояла такая же жара, от которой Герцль просто умирал, а в
дополнение к этому подхватил тяжелейшую малярию. Мало того, ультраортодоксы
были в своем репертуаре - они устроили бурную демонстрацию и задержали отход
поезда из Яффы в Иерусалим, протестуя против осквернения субботы, хотя в
истории сионизма остался открытым вопрос, в самом ли деле Герцль отправился
в Иерусалим с наступлением субботы или еще была пятница. С другой стороны,
такому трагическому герою, как Герцль, было не привыкать к протестам,
демонстрациям и оскорблениям, ибо слово <<ненормальный>> он слышал всякий раз,
когда заводил разговор о необходимости создания еврейского государства.
Можно не сомневаться, что постановка спектакля в театре первого еврейского
города, получившего к тому же свое имя от ивритского перевода книги Герцля
<<Альтнойланд>>, растрогала бы до слез ее автора, который всю жизнь мечтал о
славе драматурга. Герцль написал в дневнике: <<Как писателя, особенно как
драматурга, меня считают полным нулем. Меня ценят только как хорошего
журналиста>>. Но его также ценили как вождя, дипломата и гениального
политического импресарио, который, как написал его израильский биограф Амос
Элон, <<был венгром по рождению, евреем по вероисповеданию, австрийцем по
гражданству и немцем по культуре>>. И все это при росте в 1.65 см, эдиповом
комплексе, венерических заболеваниях, любви к маленьким девочкам и
трагическом браке на психически больной женщине, передавшей трем детям свою
страсть к суициду, который свел на нет всю семью провозвестника еврейского
государства.
Если при виде берегов Эрец-Исраэль у Герцля были <<смешанные чувства>>, по
приезде в Иерусалим они стали гораздо определеннее: <<Когда я буду вспоминать
тебя, Иерусалим, то буду это делать без всякого удовольствия. Фанатизм и
грязь переполняют твои вонючие переулки. Если наступит день, когда Иерусалим
станет нашим, прежде всего я устрою там генеральную уборку>>.
И еще несколько цитат Герцля:
<<Антисемитизм сделал из нас евреев>>.
<<Кем я был для евреев? Об этом судить будущим поколениям. После смерти мое
имя возвеличится>>.
<<Сионисты, подобно Вильгельму Теллю, хранят при себе вторую стрелу. Если они
промахнутся с первого выстрела, вторая стрела послужит для мести>>.
<<Боже упаси, чтобы с финансовой точки зрения я когда-нибудь зависил от
Сионистского движения>>.
<<Демократия - это политическая дурь. Решение о ней принимает только
взбудораженный народ в часы революции>>.
<<Верно, что у нас нет выдающегося народа. Но и отвратительного народа у нас
тоже нет>>.
А для концовки Шавит не мог найти ничего лучше, чем еще одна цитата Герцля,
который на смертном одре сказал Вольфсону: <<Не делайте глупостей, пока я
мертв>>.
По большому счету история сионизма показала, что Герцль может спать
спокойно.
Шаббат-шалом!
(6.6.10-11.6.10)
Как и неделю назад, общая оценка инцидента с флотилией в израильской прессе
не изменилась, что очевидно из статьи Эйтана Хабера из <<Йедиот>>:
<<Пусть никто не сомневается: мы правы. Мы правы на 100%. Мы всегда правы. Мы
правы даже, когда ошибаемся. Ну и что? Теперь нас запишут в Золотую книгу
справедливости?
В нынешней ситуации очень важно понять, что происходит, вести себя умно, и
знать, когда продвигаться, а когда отступать. Нет ничего зазорного в том,
чтобы рассчитывать свои шаги. В свое время мы были и умными, и правыми. А
теперь? Теперь мы правы>>.
Моше Аренс вспомнил в <<Гаарец>>, как <<много лет назад, когда Владимира
Жаботинского и его сторонников называли <<фашистами>> и <<убийцами>>, он
обратился к ним со словами <<Kalt und Fast>>, <<Будьте хладнокровными и
сильными!>>, добавив, что и это пройдет. Этот совет очень пригодится сегодня
израильтянам, их сторонникам и всем, кто принимает участие в борьбе с
террором, под напором чуть ли не всемирного осуждения Израиля.
Собственно, что случилось недалеко от израильских берегов неделю назад?
Израиль попал в ловушку, устроенную ему организаторами <<гуманитарной
флотилии>>.
И как раз в такое время, как сейчас, свое подлинное лицо показал
премьер-министр Турции, которого у нас непонятно почему сделали посредником
в переговорах с Сирией. Он не только дал понять, что не входит в число
друзей Израиля, но стал союзником наших злейших врагов. И такой человек,
представляющий государство, которое устроило армянскую резню и преследует
курдов, будет читать нам мораль?>>
<<Так что же делать? - спрашивает Бен Каспит из <<Маарив>>. - На этот вопрос
должен ответить Биньямин Нетаниягу. В свое время, когда он был только
<<встревоженным гражданином>> (между двумя премьерскими сроками), он сказал в
частной беседе, что, <<если когда-нибудь прервется наш союз с Турцией, можно
закрывать лавочку>>. Он, конечно, хватил лишку. Сегодня он - глава
правительства, а мы - встревоженные граждане. Израиль достаточно силен и без
Турции, но его международное положение резко ухудшилось в первую очередь
из-за той кампании, которую турецкий премьер ведет во всем мире.
Нетаниягу рассчитывает, что эта кампания пойдет на убыль и возлагает большие
надежды на... чемпионат мира по футболу. Все будут смотреть футбол и оставят
нас в покое. В Турции помешаны на футболе, и нам остается только сожалеть,
что турки не прошли отборочных игр. Правда, и мы тоже. Так что после
окончания чемпионата все стороны вернутся к настоящей игре, гораздо более
опасной, здесь и сейчас>>.
В первую очередь Каспит имеет в виду создание следственной комиссии, точнее,
<<экспертной комиссии>>, которую в Израиле и за границей мало кто принимает
всерьез.
Боаз Окунь из <<Йедиот>> пишет, что <<следственная комиссия, лишенная
следователей - это тот рецепт, с помощью которого правительство пытается
провалить необходимую проверку истории с флотилией. Если бы правительство
действительно было заинтересовано в подлинном расследовании, оно создало бы
государственную следстенную комиссию под председательством судьи, которая
была бы уполномочена вызывать свидетелей и обязывать их давать показания, в
то время как предложенная <<экспертная комиссия>> больше напоминает
дискуссионный клуб.
Требуется настоящее расследование, и правительству стоит прислушаться к
голосам тех, кто этого требует, прежде чем ему напомнят о словах Кромвеля,
обращенных к Долгому парламенту Англии: <<Вы сидели слишком долго, чтобы
творить добро. Уходите, и пусть с вами будет покончено>>.
Офер Шелах из <<Маарив>> пишет, что <<в иврите есть несколько слов, чей смысл
с
годами стал прямо противоположным. Самый яркий пример - <<хакира>>,
расследование. В современном израильском лексиконе имеется в виду одно из
двух: либо это откровенная липа, сделанная на экспорт, чтобы мир от нас
отвязался, либо составление официальными лицами пустопорожнего документа,
чтобы провалившееся руководство смогло избежать ответственности. Никакие
выводы не заменят здравого смысла и мировоззрения. Никакой бюрократический
орган не стоит ломаного гроша, пока за ним стоят популизм и поверхностность.
И никакой доклад не прикроет отсутствие ответственности>>.
Йоаз Хендель из <<Йедиот>> считает, что <<вообще нет необходимости в создании
следственной комиссии, потому что и так все ясно: не было никакой войны,
никаких судьбоносных решений, никаких государственных провалов. Была
рутинная операция коммандос, никак не связанная со стратегией ЦАХАЛа.
У каждого страны есть свой фетиш: у французов - круасон, у японцев -
хай-тек, у англичан - пиво и футбол, а в Израиле все просто помешаны на
следственных комиссиях. Вместо традиционного фалафеля мы начали зажаривать в
этом государстве всех, кто только способен принять решение, и не имеет
никакого значения, в чем и насколько он ошибся>>.
А сатирическое приложение <<Йедиот>> сообщило, что <<Неделю спустя после
заседаний <<семерка>> решила: будет создана следственная комиссия, которая
проверит, как принимались решения о назначении следственной комиссии>>.
Север Плоцкер из <<Йедиот>> написал, что <<самое интересное - это
внутриеврейская полемика, в ходе которой еврейские писатели, публицисты,
философы, общественные деятели во всем мире задаются одним вопросом: куда
подевался еврейский ум?>>
В этом контексте Ицхак бен Исраэль призвал в <<Йедиот>> израильское
руководство к рациональному мышлению.
<<Начнем с конца. Допустим, у израильского правительства был бы хрустальный
шар, в котором оно могло в точности видеть, что произойдет в будущем, и
заранее знало бы все последствия захвата флотилии, включая международный
резонанс. Неужели и тогда оно приняло бы решение захватить флотилию так, как
это было сделано? Надо полагать, что в таком случае оно все же постаралось
бы выбрать другой путь. Более того, если бы другого пути не нашлось, надо
думать, что правительство пропустило бы флотилию, избежав того погрома,
который на нас обрушился.
Увы, такого хрустального шара у нас нет. Как же принимать решения и выбирать
варианты в полной неопределенности?
Надо понять, что в основе планирования будущих шагов лежат предположения,
которые нельзя доказать. Максимум, их можно опровергнуть. Из этого и исходит
ход мышления, лежащий в основе математической <<теории игр>>. Эта теория
позволяет выбрать оптимальное решение из всех предложенных возможностей. Я
вовсе не предлагаю, чтобы в правительстве решения принимали математики. Но
нашему руководству вовсе не повредит понять ход мышления, необходимый для
принятия рациональных решений.
Один из главных принципов этой теории состоит в том, что оптимальный вариант
выбирается не по тому, насколько высоки его шансы на успех, а по тому,
насколько низок ущерб, который он может причинить.
Допустим, вам предложат два лекарства от вашей болезни: у первого - 95%
шансов на исцеление, у второго - только 50%. Что вы выберете? Чтобы принять
правильное решение, вы должны знать, каков побочный эффект (т.е. возможный
вред) каждого из лекарств. Если у первого есть 10%-й шанс вызвать паралич, а
второе всего лишь приведет к повышенной температуре в течение двух недель,
каждый рациональный человек выберет второе лекарство, несмотря на то, что
его шансы исцелить больного ниже, чем у первого.
Если же вернуться к правительству, у которого нет хрустального шара, у него
все-таки должен быть здравый смысл. Обязанность руководителей - задаться не
только вопросом, чего они хотят достичь, но какова предполагаемая цена
каждого намеченного шага. В прискорбном случае с флотилией правительство
выбрало вариант с самым гибельным <<побочным эффектом>>.
Я не настолько наивен, чтобы думать, что рекомендации рационального мышления
могут найти отклик у нашего руководства. Тем не менее, для них логичное и
рациональное мышления - не роскошь, а необходимость в том жесточайшем
окружении, в котором нас так мало, а наших врагов так много. Поэтому
единственный способ выжить состоит в том, чтобы быть умным, а не обязательно
правым>>.
Амос Гильбоа опубликовал в <<Маарив>> статью <<Армия уничтожения Израиля>>,
начав с того, что <<глава правительства и министр обороны назвали флотилию и
реакцию на ее захват <<атакой лицемерия>>. Ошибка. Это вовсе не часть <<атаки
лицемерия>>, а еще один бой в войне, организованной коалицией за уничтожение
еврейского государства. Между всеми участниками этой коалиции нет ничего
общего, кроме главной цели. Сюда входят палестинцы, от ХАМАСА до ПА,
экстремистские исламские организации, разные террористические группировки,
международные СМИ вроде <<Аль-Джазиры>>, лево - и праворадикальные организации
во всем мире, сотни организаций <<правозащитников>> и <<благотворительных>>
организаций, и прочие международные <<внеправительственные>> организации,
включая борцов за охрану окружающей среды, студенческие и преподавательские
ассоциации в западных университетах. В Израиле к этой армии принадлежит
Исламское движение под руководством шейха Раада Салаха и партия БАЛАД, а
также еврейские леворадикальные организации.
Главный штаб этой армии находится в Англии. До недавнего времени Иран и
Венесуэла были неотделимой частью этого лагеря, когда Иран напрямую призывал
к уничтожению Израиля. А теперь к этой армии присоединилась и Турция,
ставшая знаменосцем.
Методы, которыми действует эта армия, не включают убийственный террор,
использование смертников или ракетный обстрел. Они действуют более <<мягко>>:
во-первых, бросание камней и бутылок с зажигательной смесью, топоры, ножи,
дубинки, гранаты, иногда - стрельба.
Во-вторых, во всех своих утверждениях они делают упор на ложь и подтасовку
фактов.
В-третьих, разумеется, не обходится без лицемерия, доходящего до пика, когда
премьер-министр Турции обвиняет нас в убийстве девяти мирных граждан в то
время, как за последние двадцать лет его государство убило 37 тысяч курдов и
стерло с лица земли 2.500 курдских деревень.
В-четвертых, демонстрации и бойкот.
В-пятых, использование институций ООН, чтобы в очередной раз осудить
государство Израиль, лишив его прав.
Но даже все это не дает оснований утверждать, что <<весь мир против нас>>.
Широкие слои западного общества с большой тревогой следят за опасностью,
скрытой в этой коалиции, и многие хотят поддержать Израиль. Кроме того, есть
еврейский народ. То, чего нам не хватает сейчас, это - новой стратегии
израильского правительства для противостояния в этой войне и создания новых
оперативных инструментов для ее ведения>>.
Нахум Барнеа из <<Йедиот>> написал:
<<Можно плакаться по поводу ханжества и лицемерия всего мира: Нетаниягу
делает это лучше всех, глубоким баритоном и отчаянной жестикуляцией.
Плаксивость - последнее убежище пустомели, паникера и неудачника. Она никак
не поможет Израилю выбраться из того сложнейшего положения, в котором он
оказался.
Как это случилось? Как произошло, что правительства, которые приняли с
пониманием, если не с энтузиазмом, войну Израиля в Ливане и в Газе, теперь
относятся к нему, как к прокаженному?
Первой колоссальной ошибкой было назначение Авигдора Либермана министром
иностранных дел. Когда Либерман - витрина вашего магазина, не удивляйтесь,
что туда никто не заходит.
Второй ошибкой стало размытие различий между большими поселенческими
массивами и изолированными поселениями.
Третья ошибка - строительство в Восточном Иерусалиме. В Бар-Иланском
университете Нетаниягу принял принцип двух государств для двух народов, и
согласился на замораживание строительства в таких масштабах, которых до него
не было, но в мире никто не поверил в его искренность.
Четвертая ошибка - провал во всем, что касается доклада комиссии Голдстоуна
(начало чему положило предыдущее правительство), и осложнения, вызванные
операцией в Дубае.
Нетаниягу живет тем, что старается отстраниться от всего происходящего. Как
и в давней истории с открытием туннеля под Храмовой горой, так и сейчас он
не сумел понять, чем может кончиться вся история с захватом флотилии. Он
обманывает себя тем, что все будет в порядке: скоро у Барака Обамы начнется
сезон промежуточных выборов в Конгресс, где он проиграет и ослабеет. Так что
пока Израиль должен делать только одно - засунуть голову под стол и
подождать, пока пройдет буря.
Настоящий руководитель проявил бы инициативу: заменил Либермана или сменил
НДИ на <<Кадиму>>, снял блокаду сектора Газы, которая до сих пор повредила
только Израилю, и приготовился к новой эре в отношениях с Турцией.
Но у Израиля сейчас нет ни руководителя, ни руководства>>.
Авраам Тирош из <<Маарив>> тоже внес лепту в такую животрепещущую тему, как
профпригодность министров, и привел в качестве примера известного
израильского юриста, профессора Амнона Рубинштейна, в прошлом - многолетнего
депутата Кнессета и бывшего министра.
<<Возможно, вы обратили внимание, что, когда Рубинштейна упоминают в СМИ, его
называют <<бывшим министром юстиции>>. И люди, в самом деле, верят, что он
занимал этот пост, потому что кто же для этого подходит больше него? На деле
же Рубинштейн был министром культуры, министром науки и технологии,
министром энергетики, министром связи, но ни разу не был министром юстиции.
Почему? Потому что он больше всего пригоден на этот пост. А в Израиле, если
кто-то больше всего пригоден на какой-либо пост, он не имеет никаких шансов
его занять.
С другой стороны, этот тезис подверждает Авигдор Либерман, который занял бы
первое место в опросе на тему, кто из израильских политиков менее всего
подходит на пост министра иностранных дел. Именно по этой причине он и
занимает свой пост уже более года, когда грохот посуды, разбиваемой его
слоновьей ногой в правительственной лавке, разносится по всему миру,
причиняя Израилю невообразимый ущерб.
Сюда же можно добавить бывшего профсоюзного агитатора, ставшего в одночасье
министром обороны, философа, который занимает сейчас пост министра финансов,
и адвоката, вставшего во главе Министерства просвещения. Не говоря об
известных генералах, ставших министрами никчемных дел, или профессоре
истории, который (при Бараке) стал министром внутренней безопасности.
Эфраим Кишон высмеял это типично израильское явление еще в 1964 году в
фельетоне по поводу назначения киббуцника Хаима Гавти министром сельского
хозяйства. Суть его была в следующем: какой скандал! Берут фермера и делают
его министром сельского хозяйства!? Завтра возьмут врача и сделают его
министром здравоохранения, а учителя - министром просвещения. До чего ж мы
дойдем?>>
Ронен Бергман из <<Йедиот>> пишет, что <<блокадная психология>>, а также
порожденные ею усталость и равнодушие, крайне опасны для государства,
находящегося на пике, а, тем более, для государства, уже много лет ведущего
ежедневную войну. Положение становится еще опаснее, когда в руках такого
государства находится оружие возмездия, способное совершенно реальным
образом привести Ближний Восток к точке, за которой нет возврата>>.
Алуф Бен из <<Гаарец>> нашел свой аспект морского инцидента, написав, что
<<двое первых израильских премьеров, Давид Бен-Гурион и Моше Шарет, говорили
по-турецки. Бен-Гурион изучал юриспруденцию в Куште. Шарет служил офицером в
турецкой армии во время Первой мировой войны. Мустафа Кемаль Ататюрк и его
правая рука, Исмат Иноно, были старшими офицерами на фронте в Эрец-Исраэль.
Идеологическая связь важнее исторических анекдотов. И Ататюрк, и Бен-Гурион
родились за границей: первый - в Греции, второй - в Польше. Оба
взбунтовались против религиозной среды, в которой росли, и создали светские
государства, обращенные к Западу. С той разницей, что Ататюрк сразу отделил
религию от государства, а Бен-Гурион счел этот шаг несвоевременным. Даже
болезни обоих государств тоже похожи: проблематичные отношения с
нацменьшинствами и чрезмерное влияние армии, которое в Турции дошло до
военных переворотов.
В начале 90-х годов казалось, что в обоих государствах светский образ жизни
западного образца полным ходом идет к исторической победе.
Тогда Израиль абсорбировал миллион новых репатриантов из б.Союза, совершенно
светских людей, которые полностью изменили общественное пространство и
удалили религиозные круги из поля зрения. Но эти перемены были
краткосрочными. Демография сделала свое дело: сегодня 45% еврейских учеников
первого класса учатся в государственно-религиозных и ультраортодоксальных
школах, что составило 13%-ное увеличение по сравнению с прошлым
десятилетием.
Турция, отвергнутая Евросоюзом, прошла схожий процесс усиления религии. В
обоих государствах образовалась любопытная поляризация, при которой компании
хай-тек и развитая промышленность сосуществуют с битком набитыми мечетями и
синагогами, а бурная ночная жизнь и бикини - с паранджой и целованием
мезузы.
В Анкаре и в Иерусалиме сегодня находятся у власти правительства,
стремящиеся покончить с наследием отцов-основателей государства, и их
идеология питается религией и традициями, хотя и Эрдуан, и Нетаниягу носят
пиджаки с галстуками. Партия Эрдуана делает все для ослабления армии и
судебной системы, на которых стоит наследие Ататюрка. В Израиле это делается
несколько по-другому: в командовании армии растет число религиозных людей, а
правительство уклоняется от выполнения решений Высшего суда справедливости.
Но нельзя обвинять в кризисе только лидеров и партии. Мы, светские
израильтяне, обращенные к Западу, не пытались сблизиться с такими же
светскими турками. Их страна была и осталась экзотическим магнитом для
отпусков, бизнеса и учений ВВС, не более того. Нас всегда гораздо больше
интересовало, что происходит в Нью-Йорке, в Париже и в Лондоне, чем в Анкаре
и в Стамбуле. Мы не создали никакой основы для человеческих отношений и
взаимного любопытства - основы, которая пережила бы любые политические
встряски. А сейчас слишком поздно, и это грустно>>.
Отвлекшись от злобы дня, Амос Шавит из <<Йедиот>> написал статью о Герцле,
приурочив ее к премьере биографического мюзикла в тель-авивском Камерном
театре, поставленного к 150-летию со дня рождения Герцля, что совпало со
112-летним юбилеем его прибытия в Эрец-Исраэль.
В Эрец-Исраэль Герцль прибыл из Турции, разве что его <<флотилия>> была сугубо
сионистской, и инициатор того, что казалось самой большой авантюрой XIX
века, был уверен, что <<в этот час все европейские правительства по уши
заняты нашим планом>>. Сами же главные сионисты не забывали откушать на борту
икры и <<котлеты по-киевски>>.

В отличие от своего заместителя Давида Вольфсона, который при виде Земли
Обетованной закричал: <<Эрец-Исраэль! Эрец-Исраэль>>, и зарыдал, как ребенок,
лицо Герцля не выражало никаких эмоций. <<Я смотрел на эту землю со
смешанными чувствами>> - написал позже Теодор-Биньямин-Зеэв Герцль, сменив по
приезде фуражку на цилиндр.
В 1898 году здесь стояла такая же жара, от которой Герцль просто умирал, а в
дополнение к этому подхватил тяжелейшую малярию. Мало того, ультраортодоксы
были в своем репертуаре - они устроили бурную демонстрацию и задержали отход
поезда из Яффы в Иерусалим, протестуя против осквернения субботы, хотя в
истории сионизма остался открытым вопрос, в самом ли деле Герцль отправился
в Иерусалим с наступлением субботы или еще была пятница. С другой стороны,
такому трагическому герою, как Герцль, было не привыкать к протестам,
демонстрациям и оскорблениям, ибо слово <<ненормальный>> он слышал всякий раз,
когда заводил разговор о необходимости создания еврейского государства.
Можно не сомневаться, что постановка спектакля в театре первого еврейского
города, получившего к тому же свое имя от ивритского перевода книги Герцля
<<Альтнойланд>>, растрогала бы до слез ее автора, который всю жизнь мечтал о
славе драматурга. Герцль написал в дневнике: <<Как писателя, особенно как
драматурга, меня считают полным нулем. Меня ценят только как хорошего
журналиста>>. Но его также ценили как вождя, дипломата и гениального
политического импресарио, который, как написал его израильский биограф Амос
Элон, <<был венгром по рождению, евреем по вероисповеданию, австрийцем по
гражданству и немцем по культуре>>. И все это при росте в 1.65 см, эдиповом
комплексе, венерических заболеваниях, любви к маленьким девочкам и
трагическом браке на психически больной женщине, передавшей трем детям свою
страсть к суициду, который свел на нет всю семью провозвестника еврейского
государства.
Если при виде берегов Эрец-Исраэль у Герцля были <<смешанные чувства>>, по
приезде в Иерусалим они стали гораздо определеннее: <<Когда я буду вспоминать
тебя, Иерусалим, то буду это делать без всякого удовольствия. Фанатизм и
грязь переполняют твои вонючие переулки. Если наступит день, когда Иерусалим
станет нашим, прежде всего я устрою там генеральную уборку>>.
И еще несколько цитат Герцля:
<<Антисемитизм сделал из нас евреев>>.
<<Кем я был для евреев? Об этом судить будущим поколениям. После смерти мое
имя возвеличится>>.
<<Сионисты, подобно Вильгельму Теллю, хранят при себе вторую стрелу. Если они
промахнутся с первого выстрела, вторая стрела послужит для мести>>.
<<Боже упаси, чтобы с финансовой точки зрения я когда-нибудь зависил от
Сионистского движения>>.
<<Демократия - это политическая дурь. Решение о ней принимает только
взбудораженный народ в часы революции>>.
<<Верно, что у нас нет выдающегося народа. Но и отвратительного народа у нас
тоже нет>>.
А для концовки Шавит не мог найти ничего лучше, чем еще одна цитата Герцля,
который на смертном одре сказал Вольфсону: <<Не делайте глупостей, пока я
мертв>>.
По большому счету история сионизма показала, что Герцль может спать
спокойно.
Шаббат-шалом!

   "IgorD" 2010-06-12 16:19:24 (#1104977)

[ROOTS] <<Разведка по-еврейски: секретные материалы побед и поражений>>

http://www.letitbook.ru/Product/Detail/56532
<<Разведка по-еврейски: секретные материалы побед и поражений>>

   "IgorD" 2010-06-12 14:58:01 (#1104953)