Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2008-04-16

Books

*Хедлайнеры
<http://www.fictionbook.ru/author/kushnir_aleksandr/hedlayineriy/>
/Александр Кушнир <http://www.fictionbook.ru/author/kushnir_aleksandr/>*
/Искусство, Дизайн <http://www.fictionbook.ru/genre/nonfiction/design/>
Размер fb2 файла: 841kb / книга добавлена: 15.04.2008 23:32

*Роман-воспоминание
<http://www.fictionbook.ru/author/riybakov_anatoliyi_naumovich/roman_vospominanie/>
/Анатолий Наумович Рыбаков
<http://www.fictionbook.ru/author/riybakov_anatoliyi_naumovich/>*
/Биографии и Мемуары
<http://www.fictionbook.ru/genre/nonfiction/nonf_biography/>
Размер fb2 файла: 715kb / книга добавлена: 15.04.2008 16:17

   Igor 2008-04-16 10:23:47 (#740022)

[Fwd: Nedelnaja glawa]

Шалом, дорогие друзья!
Поздравляем вас с наступающим праздником Песах, праздником весны,
праздником свободы, праздником любви и доверия Творцу!

"Ле шана а зэ - бе Иерушалаим абнуя!" - "В этом году - в отстроенноим Иерусалиме!"

На нашем сайте еженедельно появляются новые видео- и аудио- уроки по актуальным
вопросам
иудаизма? Всего их там уже более пятисот.
В прицепном файле различные материалы к недельному разделу Торы на русском языке.

Возможно, у Вас появляются вопросы. Мы с радостью ответим Вам. Вопрос к раву
Элиягу
Бережинскому, ведущему раздел "Мелочи жизни", можно задать
по адресу: voprosikravi***@g*****.com

На русскоязычной странице (http://www.machonmeir.org.il/Russian/)
сайта "Махон Меир" (http://www.machonmeir.co.il/) - информация о долгосрочных
учебных программах Махона, наших преподавателях и многом другом.

Если у Вас есть знакомые, которые хотели бы получать нашу рассылку,
сообщите нам их e-mail адрес. Если Вы не хотите получать нашу рассылку,
сообщите нам об этом.

С наилучшими пожеланиями

Д-р Юрий Линец
Институт изучения иудаизма "Махон Меир", Иерусалим, Кирьят Моше, Сдерот А-Мейри
2, Израиль.
Тел. +(972)-524745823
Факс: +(972)-2-6514820

Глава Ахарей

14 Нисана 5768 19 апреля 08

Не везде и не всегда, не всем и не всяко+

"И говорил Ашем Моше после смерти двух сынов Аарона; когда они, приблизившись
перед Ашем, умерли.
И сказал Ашем Моше: Говори Аарону, брату твоему: не входи во всякое время в Святилище,
за завесу, перед покрытие, которое на ковчеге, и не умрешь, ибо в облаке зрим
буду
над покрытием" (Ваикра 16, 1-2).
Когда мы, две недели назад, говорили об источниках тумы-нечистоты, то упомянули,
что любая нечистота - это недостаток жизни, а корнем всех нечистот является
смерть.
И вот здесь, кажется, все наоборот: трижды в двух стихах упоминается смерть и
важнейшее
указание Творца странно датируется: "после смерти", и мудрецы делают это выражение
заглавием раздела. Правда, по одним мнениям мудрецов, главу следует назвать "После",
а по другим - "После смерти", но в любом случае название главы определяет время.
Представители привилегированного колена Леви, старшие сыновья Аарона, Наддав
и
Авиу, были изначально избраны Творцом для работы в должностях коэнов в Храме
("Скажи
Аарону и сыновьям его+"), неделю готовились и освящались для этого. То, что они
сделали,
было продиктовано желанием максимального приближения к Творцу. Ведь в тот момент,
как
"явила себя слава Ашем всему народу. И вышел огонь от Ашем, и испепелил на жертвеннике
всесожжение и туки; и узрел весь народ, и возликовали они, и пали они на свои
лица"
(Ваикра 9, 23-24), в кульминационный момент строительства Мишкана, движимые
совершенно
искренним чувством "взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили
на них
огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Ашем чужой огонь, чего
Он не
велел им" (Ваикра 10, 1). По сути, Надаву и Авиу не хватило тех жертв-корбанот,
которые
уже были принесены (бычка, козла, барана) и они, принося воскурения, по сути
принесли
в жертву себя. Безграничная любовь к Творцу заставила их покинуть этот мир. Тора
не
осуждает их. Естественную скорбь отца прекращает Моше: "И сказал Моше Аарону:
Это, что
говорил Ашем, говоря: Через близких Мне выделюсь и перед всем народом чтим буду.
И
безмолвствовал Аарон" (Ваикра 10, 3). Великий комментатор XIX века, Мальбим,
так поясняет
эти слова: сказал Моше Аарону: "Аарон, брат мой! Я знал, что Мишкан освящен
будет людьми,
которых почитает Всевыший, и думал, что людьми этими будем я или ты. А теперь
я вижу, что
сыновья твои более велики, чем мы с тобой!"
Но выдающееся действие Надава и Авиу никоим образом не должно служить примером
для
подражания. Поэтому за актом величайшего приближения к Творцу следует жесткое
ограничение: в дальнейшем возможность приближения ограничена специально выделенным
временем - днем Йом Кипур ("не входи во всякое время в Святилище..."), и осуществлять
его может только один человек - Аарон ("Говори Аарону+"), а в будущих поколениях
-
первосвященник - "Коэн а Гадоль". Тора оговаривает дальше, что это приближение
Коэна
должно происходить с выполнением целого ряда условий: специальная одежда, особое
состояние
чистоты и т.д.
Однажды мы уже встретились с подобной ситуацией. Выйдя из Египта и находясь
длительное время в поле непосредственного влияния Всевышнего, испытав казни египетские,
двигаясь за столбом облачным и огненным, увидев чудо на море, услышав голос Его
с высоты
Синая, евреи захотели постоянно быть рядом с Ним или хотя бы с Его материализованным
символом и отдали ради этого все свое золото. (Наш ответ антисемитам: не золото
- Бог
евреев, наоборот евреи отдают свое золото, чтобы иметь Бога). Но Всевышний не
признает
такой своей материализации в мире. Показав, что Золотой Телец - ошибка, хотя
и совершенная
из лучших побуждений, Он устанавливает единственное место своего явного присутствия
-
Мишкан - походный Храм: "И построят мне святилище и я буду обитать среди них".
В будущем произойдет еще одна попытка массового приближения к Творцу - мятеж
Кораха. Корах - из колена Леви, двоюродный брат Моше и Аарона, человек известный
в народе.
Соучастники его выступления - люди "именитые". Они не соглашались с тем, что
приближаются
к Всевышнему только Моше и Аарон "Все мы община Ашем, все святы (выделены)".
Результат мятежа - гибель Кораха и его сподвижников - подтвердит, что в Святая
Святых
может входить только Коэн а Гадоль - единственный в своем поколении.
Итак, подведем итог. Не везде, а только в Святая Святых Храма. Не всегда,
а только в Йом Кипур. Не всякий, а только Коэн а Гадоль. Не в любом виде, а только
в состоянии чистоты, в специальных одеждах, принеся особые жертвы. Только так
человек
достигает полной близости с Творцом, не принижая Его до уровня этого мира, а
поднимаясь
к Нему. Снова, как и в знаменитом сне Яакова, мы встречаемся с многосторонней
ступенчатой
иерархией: пространственной (весь мир - Эрец Исраэль - Иерусалим - Храмовая
гора -
дворы Храма -Храм - Святая Святых), личностной (человечество - народ Израиля
- колено
Леви - род коэнов - Коэн а Гадоль), временной (весь год - месяц Тишрей - Йом
Кипур -
время молитвы Минха). И на этой самой верхней, всесторонне выделенной ступеньке
Слава
Всевышнего спускается в мир. Но там она не является чисто еврейским достоянием,
она не остается на верхней ступеньке, а наполняет весь мир, явственна всему
человечеству и во всякое время.
Поэтому, преследуя свои внутренние, национальные цели (возвращение на
всю территорию Эрец Исраэль, создание государства, восстановление Иерусалима
и т.д.)
мы действуем в интересах всего мира. Сегодня мы обязаны, выполняя Его волю,
дополнить
недостающую ступеньку иерархии, подняться на Храмовую гору и построить Храм.

Д-р Ури Линец

По уставам их не ходите!

Эпизод, посвященный законам о запрещенных половых свя зях, открывается весьма
торжественно:
"И говорил Господь Моше так: Говори с сынами Исраэйлевыми и скажи им: Я Господь,
Бог ваш. По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по
обычаям
земли Кынаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите.
Мои
законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им; Я Господь, Бог
ваш.
Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими;
Я Господь" (Ваикра 18, 1-5).
Нельзя не заметить, что в стилистиче ски этот отрывок существенно отличается
от
всех предыду щих. Ранее в книге Ваикра столь высокопарный стиль нам не встречался.
Более того, Моше непосредст венно обращается к народу от первого лица. Здесь
он не
гово рит, как обычно: "Так повелел Господь: по обычаям земли Кнаан, в которую
Он
ведет вас+", но сразу обраща ется к евреям со словами Творца, словно сам Всевышний
говорит с ними лицом к лицу: "+Я - Господь, Бог ваш". Раши подчеркивает, что
аналогично
начинаются в Торе 10 Синайских заповедей, таким образом, как была принята у
Синая царская
власть Всевышнего, так надлежит принять и изрекаемые им законы.
Нечистота запрещенных связей является одной из наиболее омерзитель ных, поскольку
человек
весьма сильно ими искушаем, а наказа ние за них весьма сурово - карет (отделение
души от
источника жизни) в этом мире и в мире Грядущем. Поэтому вступительные стихи
подчеркивают,
что Израиль обязан при нять уставы Царя - Всемогущего и Святого. Этот фрагмент
начинается
с упомянутого выше стиха: "+Я - Господь, Бог ваш", который несет в себе фундаментальные
принципы приня тия и соблюдения божественных уставов. Иными сло вами, вы должны
принять
Мои указы, как на социальном, так и на персональном уровне. На социальном уровне:
поскольку
Я есть и Судья, и Владыка всей вселенной, на что указывает Имя "Господь"; на
персональном
уровне: поскольку слово "Бог ваш" содержит в себе притяжательное место име
ние - вы
приняли на себя иго Царства Моего на Си нае, а теперь - примите Мои указы.
Особо загадочным для комментаторов представляется срав нение с Египтом и Кнааном.
Ведь по отношению к другим законам Торы нигде более не встречается подобных вступлений!
И какой смысл упоминать рядом с законами о запре щенных половых связях "обычаи"
и
"уставы" земли Египет ской и земли Кнаан?.. Почему нельзя было просто изложить
запреты,
как и в остальных местах Торы? И еще один вопрос: почему названы только Египет
и Кнаан,
а не другие народы? Если Тора имеет целью пре досте речь Израиль против следования
чуждым обычаям, то на первый взгляд достаточно было бы сказать: "по дея ниям
народов
не поступайте". Кроме того, если уж сказано о Египте и Кнаане, к эти чему добавочные
фразы: "+в которой вы жили+", "+в кото рую Я веду вас+"?
Согласно буквальному смыслу, Египет и Кнаан были упомя нуты по весьма простой
причине:
"Если они в своих поступ ках будут подражать египтянам, то к чему Мне выводить
их
оттуда?! А если в своих поступках они будут подражать жите лям земли Кнаан,
то
к чему изгонять тех от лица евреев?! Только при этом условии выведу их из Египта
и
изгоню от их лица жителей Кнаана - если не будут подражать их деяниям."
Но есть и более глубокий смысл. Давайте вспомним, в какой ситуации евреям были
даны
эти заповеди. Народ Израиля оставил цивилизованную страну, находящуюся на вершине
развития наук и искусств. Страна, в которую им предстояло войти, была развита
не в
меньшей степени. Опасность того, что и после исхода из Египта, в котором евреи
про
вели двести десять лет, в их среде все еще будут господство вать египетские традиции
и обычаи, законы и уставы, была достаточно велика. Но еще большая опасность подстерегала
их при входе в землю Кнаан. Оказавшись, по прошествии сорока лет скитаний по
пустыне, в
заселенной стране, "в которой города большие и хорошие", "дома, пол ные всякого
добра",
"колодцы высеченные", "виноград ники и масличные деревья" - как об этом повествует
Тора
(Дварим 6, 10, 11), - народ должен был встретиться не только с преимуществами
цивилизации,
но и с местной культу рой. С культурой, которую Тора именует не иначе как "нечистотой",
"мерзостью" и "гнусными обычаями".
Наше поколение очень хорошо знает о том, что научно-тех нический прогресс и
этико-нравственное развитие обще ства не обязательно протекают параллельно.
Нам не придет в голову подражать в поведении туземцам-людоедам с островов Полинезии,
но Америка... Америка давшая миру автомобили, телевизоры и компьютеры, кока-колу
и
жевательную резинку, джинсы и джаз, небоскребы и голливудские фильмы - Америка
дала миру
и сексуальную революцию и однополые семьи и многое другое, что вряд ли можно
причислить
к успехам человечества. Пользоваться достижениями цивилизации - да, необходимо,
но совсем
не обязательно брать за пример подражания нравственность их создателей. Но где
провести
границу? В какой степени мы можем испыты вать на себе влияние нееврейской культуры
и
позволить себе ассимилироваться в ней? В какой степени нам дозво лено подражать
их
обычаям и следовать "чуждым уставам" - скажем, строить дома или работать на земле
-
а где начина ется запрет? Дискуссии по этому поводу продолжа ются вплоть до сегодняшнего
дня.

Размышления за пасхальным столом

Свобода+ Она предполагает наличие цели. Ну, вот ты вырвался на свободу, а куда
дальше?
Можно сказать, что цель проста: сделать так, чтобы было хорошо. Ради этого сотворен
мир:
"И увидел Всесильный все, что он сотворил - и вот, хорошо очень" - цель достигнута,
творение завершено! Осталось только распространить благо на сотворенных. Вопрос
только в
том, что такое хорошо+ Об этом не сказано напрямую, но текст Торы позволяет
догадаться:
"Не хорошо быть человеку одному". Так значит одному - не хорошо, а с Богом -
хорошо. И
весь мир, сотворенный словом, рассказывает о Боге, а, следовательно - приближает
к Нему.
Рассказ о Боге есть благо, или то, что способно раскрывать благо. Ведь, чем полнее
мы
понимаем Его и ощущаем Его присутствие, тем мы ближе к Нему, а Бог - Сам благо.
И этому
есть доказательство. Вот сказано было Моше: "Я проведу перед лицом твоим все
благо Мое, и
провозглашу по имени: "Бог перед Тобою"+ Ты лица Моего видеть не можешь+. И
вот, когда
проходить будет слава Моя, помещу тебя в расселине скалы и накрою рукою". Значит
Благо -
имя Бога. И еще: человек не видит настоящего блага, ему не дано. Даже Моше не
было дано.
Человек только может стремиться к благу. Как Бога нельзя увидеть (Ибо не видел
Меня
человек+), так и благо нельзя увидеть. Но стремление к благу позволяет достичь
благо.
Маарл утверждает: "Человек находится там, где он хочет быть". Благо скрывается
за
материальным миром, лежит за пределами видимого, и, в то же время, не оторвано
от всего
сущего. То, что не видит человек, видит Бог: "И увидел Бог+ и сказал: "Благо+".
Когда собирают мозаику, ощущение красоты не рождается сразу. Только когда все
составляющие образуют одно целое, общее, проявляется что-то дополнительное.
Так и в каждом творении есть нечто, что окружает его, поддерживает его существование,
но выходит за рамки того, что может поместиться в нем и быть определено его формой
или свойствами. Это творящая сила Бога. "И увидел Бог свет, что он благо".
Видение Бога не видение человека. "Ибо не так как видит человек (видит Бог)+"
(
Шмуэль 1, 17:7). Не случайно говорят, что Песах разбивается на два слова "Пе
- сах":
уста, рассказывайте! Уста земли, уста всего мира, а вслед за ними и каждый еврей.+
Рассказывайте о Боге. Всегда рассказывайте, но особенно полно постарайтесь рассказать
в ночь Песаха, потому что в это время Бог перешагнул из мира в мир, из духовного
мира
в материальный и раскрылся через чудеса Исхода. Поэтому простой смысл слова
"песах" - "перешагивание". Сам рассказ - освобождение, потому что он приближает
к Богу.
Обычно "мысль изреченная есть ложь", так как слово не может полностью выразить
идею.
Но в Песах даются силы приблизить слово к тому, что скрывается за ним.
И, замыкая логическую цепочку, следует сказать: цель свободы - приближение к
Богу.
Не случайно мудрецы талмуда говорят, что следует "соединить свободу и молитву".
Молитва - не как просьба, а как то, что приближает тебя к Богу,
позволяет вести с ним диалог и понять Его желание.
Но вот ведь беда - люди боятся приближаться к Богу, потому что боятся потерять
себя самих, подчинившись чужому желанию, потерять свою свободу. Свобода для многих
-
свобода от Бога. Жаль, что многие считают или чувствуют так. Это ошибка: чем
ближе
человек становится к Богу, тем он все в большей степени становится сам собой.
Ведь
человек сотворен подобием Творца, а чем ближе подобие к "оригиналу", тем полнее
оно
раскрывает само себя. Мы привыкли мыслить категориями материального мира и исходить
из представлений, которые он нам навязывает, в то время как в духовных мирах
действуют
другие законы. В материальном мире действует закон Архимеда: тело, помещенное
в воду,
вытесняет воду и тем самым создает выталкивающую силу. В материи всегда одно
вытесняет
другое, одно поглощает или растворяет в себе другое. Частное не может содержать
в себе
целое. В духовно мире совсем не так: чем полнее проявляется одно, тем полнее
раскрывается
другое, общее раскрывается через частное, а частное - зависит от общего. И человек,
раскрывая Божественное присутствие во всем мире, раскрывает себя, свое подобие
Ему.
И тогда раскрывается благо. "Благодарите Бога, потому что Он - благо" - сказал
царь Давид.
Но, если Он Сам - благо, разве этого достаточно, чтобы Его благодарить? Что хорошего
Он
сделал другим? Но благо никогда не бывает замкнуто на себе, оно всегда благо
для других.
На то оно и благо, и Всевышний - благо для всех, потому что Он - абсолютное благо.
Так что рассказывайте и рассказывайте о Нем. Это нужно нам, чтобы полнее раскрыть
благо
в нашей жизни. Если не будешь испытывать благодарность, не сможешь воспринять
благо.
Рассказывай и благодари.
И еще один момент. Ближе всего к Богу - человек, живущий в Земле Израиля.
Так уж устроен мир. Здесь когда-то росло дерево жизни. У него вкус дерева был
как вкус
самого плода. Дерево-плод, дающее плод. Это значит, что в каждой точке, где только
распространялось влияние дерева-жизни, человек, чем бы он ни занимался, он тут
же
достигал цели - плода - блага - был повсюду с Богом, а не один. И это была жизнь,
а все остальное - так, ее жалкое подобие. Что-то от этого свойства дерева жизни
осталось и сегодня в Земле Израиля. И не следует забывать, что целью Исхода было
прийти в Землю Израиля, освободить ее и построить дом Бога на земле. Моше, стоя
у
границ святой земли, просил Всевышнего: "Дай мне, пожалуйста, перейти и увидеть
эту землю благую, которая за Ярденом, эту гору благую+". Земля, раскрывающая
благо,
гора-благо, на которой будет стоять Храм. Туда стремился Моше. Неужели мы мудрее
него и нам нужно что-то другое?


Рав Зеев Мешков

Рав Цви Йегуда Кук об освобождении еврейского народа.


(Из бесед Рав Цви Йегуда Кук, Моадим 2)

Сомнения в том, началось ли освобождение
Горе отцу, который изгнал своих сыновей, горе детям, которые были прогнаны от
стола отца их" (Брахот 3а). Изгнание - это не нормальное состояние для народа
Израиля,
а так же и для Божественной Шхины, которая отправилась в изгнание вместе с ним.
И,
кроме того, это состояние является противоестественным для всего мира. Избавление
Израиля в установленное время не зависит от заслуг народа, а является данностью
и
Божественным законом, так как разрыв между Израилем и Богом должен прекратиться.
Состояние, ненормальное для всего творения, не может долго продолжаться.
Есть люди, которые пытаются понять планы Всевышнего, исходя из собственных представлений,
и спрашивают: "Почему Всевышний должен был сделать все эти чудеса для этого
поколения?"
Не видя заслуг поколения, они начинают сомневаться: "Разве это на самом деле
начало
освобождения нашего? Разве все материальные и духовные проблемы, которые одолевают
и
захлестывают нас, не свидетельствуют о противном? Все эти сомнения проистекают
из
слабости веры. Маарил Дискин говорил, что за этот грех мы просим прощения в Йом
Кипур,
говоря "за грех сомнения в сердце нашем". Это самый большой грех - сомневаться
в том,
что Всевышний совершает осмысленные действия, преследующие определенную цель.
Билам сказал: "И не встанет больше из среды Израиля такого пророка, как Моше".
Эти слова были записаны самим Моше. Из них мы можем выучить принципиальные идеи.
Перед тем как войти в синагогу еврей произносит: "Как хороши шатры твои Израиль".
И
эти слова так же из речей Билама. Раби Акива сказал о Бар Кохбе, когда проявилась
сила народа Израиля через власть повстанцев, установленную в Земле Израиля: "Взошла
звезда от Яакова". И это тоже слова из речей Билама. И Йерусалимский Талмуд (Йрушалми
6:9)
обращает внимание на слова Билама: "Тогда скажет Яакову и Израилю, что совершил
Бог",
и поясняет их: "в будущем отголосок пророчества будет прорываться в шатрах праведников
и будет говорить: "Всякий, кто совершал деяния вместе с Богом, пусть придет
и получит
награду его". Это означает, что Божественный дух в будущем позволит праведникам
увидеть,
как действия Бога проявляются в наших действиях, которые мы совершаем вместе
с Ним.
И люди, у которых есть сильная вера, поднимутся над всеми сомнениями и будут
выше их.
Благодаря своей особой способности видеть и воспринимать мир, они увидят действия
Бога,
совершаемые Им через еврейский народ. Хофец Хаим, узнав о первых поселениях
в Земле
Израиля, сказал: "Вот, дело уже пошло". Люди, преисполненные великой веры, к
которым
относился и Рав Авраам Ицхак Кук, видели, что делает Бог, и делали вместе с Ним.

   Igor 2008-04-16 00:58:11 (#739945)