Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 18.07.01 - 00.20

В студии: Александр ШОХИН, депутат Госдумы, председатель межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета безопасности РФ
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Александр ШОХИН
Родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области.
Окончил экономический факультете МГУ.
Работал в научно-исследовательских и академических институтах, в Министерстве иностранных дел.
Возглавлял Институт проблем занятости.
В августе 1991 занял пост министра труда РСФСР. В ноябре был назначен заместителем председателя правительства РОССИИ, министром труда и занятости населения.
В следующем кабинете министров Александр ШОХИН курировал в ранге вице-премьера внешнеэкономическую деятельность и вопросы сотрудничества с международными финансовыми организациями.
В декабре 1993 был избран депутатом ГД.
В феврале 1994 занял пост министра экономики, а в марте вновь стал вице-премьером.
В ГД прошлого созыва избирался первым заместителем председателя.
Возглавлял фракцию НДР.
В 1998 недолгое время занимал пост вице-премьера в кабинете Евгения ПРИМАКОВА. После добровольной отставки вернулся в парламент.
Место лидера фракции оставил после конфликта с лидером движения НДР.
На последних парламентских выборах выступал в качестве независимого депутата и победил.
Доктор экономических наук, президент Высшей школы экономики, сопредседатель Фонда экономического форума регионов "За устойчивое развитие".
Автор многих книг и научных работ.
Женат, имеет сына и дочь.
В свободное время любит играть в футбол.


А. МАКСИМОВ: Мы уже обсуждали проблему того, может ли рухнуть доллар. И опять в одной газете возникла версия о том, что доллар может рухнуть. Это может быть или не может быть?

А. ШОХИН: По теории вероятности все может случиться. Я не хотел бы, чтобы вместо Александра меня звали Кассандром, поэтому не буду давать уверенных прогнозов. Могу лишь сказать, что вероятность резкого падения доллара не очень велика. И не потому, что американская экономика очень устойчивая, не потому, что доллар обеспечен такими осязаемыми ресурсами, а потому, что в ближайшее время не произойдет очень резких сдвигов - сдвигов в экономической ситуации и в финансах США. В частности этому будет способствовать и политика американских властей. Федеральная резервная система аккуратно отслеживает все колебания, и процентную ставку регулирует так, чтобы поддержать активность на биржах. Белый дом ведет дело к тому, чтобы простимулировать рост традиционных отраслей. Не hi-teck, а такого продвинутого типа - Microsoft и информационно-технологических компаний. А такого hi-teck высоких технологичных компаний традиционного типа. И для этого придумана такая затея, на первый взгляд не имеющая отношения к экономике, называется она национальная система противоракетной обороны. По сути дела через эту внешнеполитическую идею американская власть сумеет сформировать огромный государственный заказ для многих отраслей американской экономики.

А. МАКСИМОВ: НПРО говорит о том, что доллар не рухнет?

А. ШОХИН: По сути дела - да. Хотя и неожиданный вывод. Ну, и, кроме того, снижение налогов, о котором часто говорят в Белом доме и на Капитолийском холме позволяет сделать вывод, что и этот стимул роста американской экономики будет задействован в ближайшее время.

А. МАКСИМОВ: Кому это выгодно? Кому выгодно в российских СМИ распространять слух о том, что доллар рухнет?

А. ШОХИН: Может быть благодаря тому, что депутаты на прошлой неделе приняли закон о снижении норм обязательной продажи валютной выручки - с 75% до 50%. И кто-то, например, Центральный банк боится, что не будет хватать долларов, "доброжелатели" банка распускают такие слухи в надежде, что граждане начнут избавляться от долларов. И тогда даже при меньшей норме продажи - 50% - долларов будет достаточно. Но это скорее шуточное объяснение. Мне кажется, что интерес, безусловно, есть и у европейских государств, которые с 1 января следующего года вводят наличные евро. Они озабочены тем, чтобы евро по отношению к доллару укреплялся, пока что относительно слабее доллара, и динамика для евро не очень благоприятная в последнее время была. Кстати, во время последнего визита тройки Евросоюза в Россию, председатель союза настоятельно просил президента Путина подумать над возможным участием России в деле укрепления евро.

А. МАКСИМОВ: То есть это такая PR-овская акция?

А. ШОХИН: Думаю, что да. И более того, если будет доллар падать, то не исключено, что и другие мировые валюты тоже будут падать.

А. МАКСИМОВ: Но он не будет падать?

А. ШОХИН: Я думаю, что нет.

Звонок: Как Вы относитесь к тем олигархам, которые отобрали у народа и нефть, и газ, и заводы, и банки?

А. ШОХИН: Затевать передел собственности было бы неправильно. И президент Путин дал отчетливо понять, что новых переделов не будет. Но есть нормальные рыночные демократические технологии. К примеру, многие российские предприятия брали кредиты, в том числе под гарантии правительства - это зарубежные кредиты, и до сих пор их не отдают. И предлагало им правительство отсрочку на 10-15 лет, и предлагало другие формы возврата долгов. До сих пор эти долги не возвращены. И возвратность таких международных кредитов под гарантии российского правительство в среднем 10-15%. Вот здесь уместна такого рода собственность, которая частично принадлежит и олигархам. Национализировать в объеме задолжности перед российским бюджетом. Национализировать не для того, чтобы увеличить государственный сектор, а для того, чтобы более эффективно продать. Найти более эффективных собственников, в том числе, может быть, и мелких собственников. И вот такого рода схемы, основанные на законе, безусловно, нужно очень активно использовать. А олигархи, Вы, наверное, обратили внимание, они сейчас стали заботиться не о своих компаниях, они начали выступать уже, заботясь о бизнесе как таковом. В частности, доказывают необходимости налоговой реформы, реформы банковской системы и так далее. Это тоже интересный сдвиг. Вот та равноудаленность олигархов, которую сумел обеспечить президент, она заставила этих олигархов уже работать на создании некого универсального климата.

Звонок: Когда наступит стабильность в нашей стране? Как Вы считаете, возможна ли встреча простых граждан с депутатами Госдумы?

А. ШОХИН: На последний вопрос легче отвечать. У депутатов раз в месяц случается недельный выезд в округа. Я поскольку депутат от Москвы, одного из округов Москвы, то и у меня бывают встречи с избирателями. А вот когда наступит стабильность, на этот вопрос отвечать, безусловно, сложнее. Но я должен отметить, что потому у президента Путина высокий рейтинг, что с ним народ связывает надежды на стабильность, он как бы воплощает чаяния людей на стабильности. И надо сказать, что во многом эти надежды оправдываются. Действительно сейчас уверенности в завтрашнем дне намного выше, чем это было пару-тройку лет назад. Что касается стабильности как достижение неких желаемых целей, то до нее еще несколько лет нужно идти. Даже те реформы, которые запущены…

А. МАКСИМОВ: Несколько лет? Не десятилетий, а лет?

А. ШОХИН: Я думаю, что все-таки лет. Надо быть оптимистом, рассчитывать на лучшее. И, по всей видимости, те реформы, которые запущены в этом году, достаточно назвать и пенсионную реформу, и налоговую реформу, жилищно-коммунальную реформу, банковскую реформу, реформу социальных выплат и так далее. Все эти реформы, к сожалению, будут запущены только сейчас. Почему к сожалению? Потому что их было бы правильнее запустить лет пять-семь назад. И отдачу они в позитивном плане начнут давать через три, четыре, пять лет.

А. МАКСИМОВ: Вы предполагаете, что возможность разгона Думы - 50x50. 50%, что она останется, и 50%, что ее разгонят. И как может быть разогнана Дума, которая вроде бы нормально работает?

А. ШОХИН: Я бы так сказал, разгонять Думу в таком ельцинском варианте, безусловно, не нужно. Дума лояльна правительству, президенту. Она принимает те законы, в которых нуждается исполнительная власть и президент, и поэтому ее не за что, что называется, разгонять. За последний год сформировалась более оформленное институционализированное парламентское большинство, которое уже легко просчитать. Это четыре депутатских объединения, которые по всем ключевым голосованием договаривается между собой. А вот когда я говорю, что вероятность роспуска Думы, это не разгон. Это в некотором смысле согласованное решение президента и Думы о досрочных парламентских выборах. Дело в том, что Конституция наша не предполагает досрочного роспуска, как это во многих странах, где правительство принимает решение о другой дате выборов, нежели по нормативным срокам положено. У нас этого механизма нет. У нас роспуск Думы возможен либо через ту или иную схему доверия, недоверия к правительству…

А. МАКСИМОВ: Зачем?

А. ШОХИН: Это может понадобиться, если будет разведен срок президентских выборов и срок парламентских выборов. В принципе в большинстве стран используется эта технология, например в США. Раз в два года там происходят выборы. Раз в четыре года - выборы президента, и с интервалом в два года - выборы конгресса. Делается это в основном для того, чтобы парламент и вообще власть в целом, избираемая народом, чтобы она в большей степени учитывала настроение людей. Вот если циклами по четыре года, в четырехлетнем промежутке нет возможности повлиять на депутатов. А так промежуток меняется. Скажем, на парламентских выборах люди отдали предпочтение одним партиям, выяснилось, что ошиблись. Значит, через два года, выбирая президента, можно скорректировать, отдав победу представителям других политических сил. У нас есть и другой мотив, связанный с тем, чтоб если выборы президента и парламента будут в сроки, между ними будет очень короткий промежуток времени - три месяца. Это вообще по законам политических технологий недопустимо малый срок. Либо уже их совмещать, тогда не получится обеспечить этот двухлетний цикл, который в большей степени учитывает интересы электората. Поэтому лучше их развести на два года. И вот здесь надо думать не о технологии разгона Думы, а о технологии такой, которая позволит, опираясь на нынешнюю Конституцию и законы, развести сроки выборов.

Звонок: В 2003 году Россия столкнется с грандиозной экономической проблемой: это огромные выплаты по внешнему долгу, это и износ всех коммуникаций. То есть мы можем получить Приморье в масштабе страны. Как на Ваш взгляд Россия сможет решить этот вопрос?

А. ШОХИН: В Думе даже существует такая комиссия по проблеме 2003 года. Инициатором ее создания был Борис Грызлов. Тем не менее, действительно пик платежей по внешнему долгу приходится на 2003 год - около 20 миллиардов долларов, это как минимум в полтора раза больше, чем мы платим в этом году и в следующем. Что касается выбытия производственных фондов, то, конечно, они в одночасье не начнутся убывать. Все фонды в 2003 году выбыть не смогут, хотя многие из них поизносились. Если запускать технологию ремонта, а не замены, то кое-что может продержаться при не очень крупных инвестициях. Но, тем не менее, действительно 10 лет фонды не обновлялись, они и к концу советской власти были уже поизношены. Поэтому страна нуждается в огромном притоке инвестиций. Можем ли мы пережить 2003 год без проблем? Думаю, что можем. Я думаю, что это не политический прием, когда правительство в последнее время заявляет о том, что мы будем платить по графикам платежей по внешним долгам и при этом будем выполнять другие обязательства. У нас сейчас исключительно благоприятная ситуация. 2003 год был бы реальной проблемой, если бы не подарок судьбы - устойчиво высокие мировые цены на нефть в течение фактически двух лет. За это время образовался уже некоторый жирок, и продолжает образовываться. Только к концу этого года ожидается снижение цен на нефть. В сентябре регулярные заседания ОПЕК, но эта организация решила, не дожидаясь сентябрьской сессии, снизить квоты на производство, экспорт нефти с тем, чтобы удержать цены. Если они это сделают, Россия опять выиграет от этого шага. Потому что меры ОПЕК на Россию не распространяются, а от высоких цен она получает преимущества. Поэтому есть шанс, что и этот год мы продержимся. Поэтому очень важно сейчас не разбазарить то, что мы можем поднакопить, затыкая текущие дыры в бюджете, коих много. И вот этот ресурс, резерв, стабилизационный фонд надо как бы вывести за пределы текущего финансового года и заткнуть вот эту дырку 2003 года.

А. МАКСИМОВ: Я был в одной компании, где мне сказали, что оказывается, места в списках крупных депутатских объединений продают за какие-то сумасшедшие деньги. И что на самом деле новые выборы сделаны для того, чтобы люди, которые распределяют места в этих списках, могли бы очень хорошо заработать. Я не очень понимаю, кто формирует списки, вообще не понимаю всей этой технологии. Поэтому хочу спросить: так это или нет?

А. ШОХИН: Безусловно, когда формируются списки, то в списки попадают и спонсоры. Спонсоры сами иногда идут в Думу. Если посмотреть списки нынешних депутатов, много бизнесменов. Сколько они платят - не знаю. Я в списках был в прошлом году. Но поскольку я был идеологом правого центра, писал программы, меня взяли забесплатно, я положил на стол программу партии. Последние выборы я шел по мажоритарной системе - избирался от избирателей, меня группа избирателей выдвигала. Поэтому мне трудно отвечать на вопросы, сколько стоит пропуск в Государственную Думу по партийным спискам.

А. МАКСИМОВ: А в Думе не говорят об этом?

А. ШОХИН: Иногда некоторые сами об этом говорят. Вот недавно один депутат, избиравшийся аудитором счетной палаты, всех просил помочь ему занять выгодное место в счетной палате, чтобы можно было заниматься аудитом таких лакомых ведомств с тем, чтобы окупить расходы на избрание. Называл сумму, измеряемую такими цифрами с шестью нулями и не с единичкой впереди.

А. МАКСИМОВ: Миллионами долларов?

А. ШОХИН: Да, Вы правильно посчитали количество нулей. Если это действительно так, то это не делает чести системе, которая существует по выборам депутатов, и тех же аудиторов, и любых других избираемых людей. И это действительно та коррупция…

А. МАКСИМОВ: Если это действительно такие сумасшедшие суммы, выборы делаются отчасти и для этого, чтобы какие-то люди могли заработать?

А. ШОХИН: Вы знаете, исключать нельзя, что есть корпоративные интересы. Многие PR-компании, политтехнологи они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы выборы проходили чаще. Потому что всегда им заказы спускаются, всегда они могут заработать. И наверняка многие лидеры политических партий, и многие чиновники, тоже заинтересованы, чтобы выборы почаще были, хотя бы раз в два-три года. Я кстати сторонник мажоритарной системы выборов. И хотя выборов по одномандатным округам, и хотя очевидно, что мы в ближайшие два года к этому не придем, все-таки будет совмещаться механизм по партийным спискам и по одномандатным округам. Но в то же время мне кажется, что когда в Думу приходят политики, заплатившие или просто близкие или родственники партийных вождей, когда много "серых лошадок" непонятно как попавших в Думу, которых избиратель не видел до того, как они попали в Думу, эта система не правильная. Пусть партии выдвигают своих кандидатов. Может быть, только партии должны выдвигать кандидатов, как это предусмотрено сейчас законом о политических партиях. Но все они должны, так или иначе, избираться населением.

А. МАКСИМОВ: Та цифра, о которой Вы сказали, тот слух, цифра с шестью нулями за место в списке, думаю, произвела сильное впечатление на наших зрителей.

Звонок: В 98-ом году произошел печально известный дефолт в нашей стране, который кроме такого общеотрицательного эффекта имел немало и позитивного влияния на экономику нашей страны. Не кажется ли Вам, что в принципе настало время организации подобного рода дефолта для встряски экономики страны?

А. ШОХИН: Я считаю, что дефолты недопустимы. Дефолт это ситуация, когда государство или другие организации расписываются в своей неспособности выполнить обещанное. Есть обязательства у государства, и оно вдруг заявляет, вот с завтрашнего дня мы эти обязательства не исполняем. Если приучить людей к дефолту раз в два-три года, пусть даже раз в пять лет, это означает, что никто государству верить до конца не будет. Это будет как рулетка. Я сегодня, например, покупаю государственные бумаги, но я точно знаю, что, то ли завтра, то ли послезавтра объявят дефолт. И мне главное вовремя соскочить, обманув и государство, и соседа, который, допустим, через два дня заберет свои деньги. Другое дело, что можно вырабатывать ту или иную политику в частности: девальвация - это способ поддержки сырьевых и экспортных отраслей экономики. В 98-ом году после девальвации именно эти отрасли стали локомотивами подъема экономики в целом. Сочетание девальвации с высокими мировыми ценами дало нам колоссальный эффект в прошлом году - 7,5% экономического роста в целом, промышленный рост на 10%. В этом году продолжается действие высоких цен. И потихонечку Центральный банк номинальные значения рубля меняет так, что рубль укрепляется не очень сильно. И это позволяет поддерживать такой эффект локомотива за счет сырьевых отраслей, и экономика удерживается. Но нужно ли на все времена эту технологию сохранять? Боюсь, что это очень опасный метод. Если мы все время буде девальвировать рубль в надежде, что экспортные отрасли будут поддерживать всю экономику в целом, мы никогда не осуществим структурные реформы. Нам незачем реформировать экономику, снижать те же налоги, внедрять новые технологии в машиностроении в те отрасли, которые работают на внутренний спрос, нас будет питать экспортная экономика. Поэтому здесь тоже личного двигателя нет. Другое дело, что сейчас нам в качестве некой подушки безопасности, конечно, нужны доходы от экспортных отраслей. И мы должны понемножку рубль опускать, чтобы он не укреплялся чрезмерно. То есть, есть темп инфляции, уже 13% за полгода инфляция имеет место, ну, а рубль укрепляется при этом. Вот инфляция и динамика рубля не могут в разные стороны идти. Поэтому, частично Вы правы, но без дефолта.

А. МАКСИМОВ: Как Вы оцениваете судьбу нашего правительства? Сохранится ли Касьянов, сохранится ли правительство?

А. ШОХИН: До осени, может быть даже до глубокой осени мне кажется, вопрос не встанет. А после глубокой осени всякое возможно. В том числе, если будут приняты решения о целесообразности досрочных выборов Государственной Думы, то не исключено, что правительство будет играть здесь активную роль. Поскольку без вотумов доверия и недоверия Конституция не позволяет досрочно распустить Думу. И может быть, Касьянов в этом смысле как премьер нынешнего правительства сделает двойную услугу государству и обществу, а именно запустит многие реформы. И, во-вторых, если он запустит более регулярные механизмы учета мнений избирателей, через два года после парламентских - президентские выборы, через два года после президентских - парламентские выборы. Ну, тогда он заслуживает уважения, даже если уйдет с поста премьер-министра. Но если выборы действительно будут весной следующего года /то есть за два года до президентских,/, это значит, что в конце этого года не исключен вопрос о постановки доверия к правительству.

Пейджер: Очевидно, что Вы умный человек. Неужели Вам не скучно в Государственной Думе?

А. ШОХИН: Серьезный вопрос. Если вдруг будут досрочные выборы парламента, я всерьез задумаюсь над тем, стоит ли идти еще раз в Думу. Но на самом деле парламент, который имеет большинство, подконтрольный президенту и правительству, во всем мире - он скучный парламент, потому что там самые веселые люди из оппозиции. А те, кто поддерживает правительство и президента, они чаще всего проводят линию правительства и президента, а активную политику ведут именно члены кабинета.

А. МАКСИМОВ: Говорят, что Дума сделала невероятное количество дел за год. Действительно, всех, кодексов не перечислишь, которые были приняты. У Вас есть ощущение, что не напрасно, что Дума поработала действительно очень здорово, и что наша жизнь действительно стала двигаться в лучшую сторону?

А. ШОХИН: Мне кажется, что действительно Дума поработала очень здорово. Конечно, эта заслуга не только Думы, но и президента и правительства. Президент ее вдохновил на эти подвиги, правительство загрузило текстами законов. Но, во-первых, конечно мы в очень такой спешке принимали многие законы, и дорабатывали их. Кстати, Дума многие коррективы внесла. Я даже знаю по своим законам, которые я вел: банковские законы или законы об отмывании грязных денег, - мы переписали основательно тексты этих законов. Так что правительство в какой-то момент даже не знало, что делать: поддерживать их или выступать против. Но, в итоге договорились. И не исключаю, что осенью нам придется, внимательно прочитав это законы, учитывая, что большая часть этих законов вступает в действие через полгода, может быть, мы прошлифуем еще через отдельные конкретные поправки. Но самое главное, что мы вместо разговоров о тех или иных реформах, мы начали эти реформы делать через фиксацию всех этих новых идей в законах. Это большой сдвиг.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 18.07.01 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное