Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 25.12.00 - 00.15

В студии: Фазиль Искандер, писатель
Ведущий: Андрей Максимов



Фазиль Абдулович Искандер
Родился 6 марта 1929 года в городе, носившем название Сухум и расположенном в независимой (тогда) Абхазской советской республике, которая 3.03.1921 заключила договор с Грузией, войдя в состав последней как союзная (договорная) ССР. После окончания средней школы (с золотой медалью) поступил в Московский библиотечный институт. Проучившись три года, перевелся в литературный институт имени А.М. Горького.
1952 - начал печататься
1954 - окончив литературный институт, работал журналистом и редактором в Курске, Брянске, Сухуми
1960 - навсегда поселился в Москве
1957 - 1964 - выпустил несколько стихотворных сборников в Сухуми и Москве: "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Дети Черноморья" (1961), "Молодость моря" (1964)
1962 - начал публиковать в "Юности" и "Неделе" колоритные лирико-юмористические истории "с натуры"
1966 - получил всесоюзную известность, опубликовав в "Новом мире" повесть "Созвездие Козлотура", которую власти справедливо сочли неуместной сатирой на идиотизм "зрелого социализма"
1973 - опубликовал в "Новом мире" журнальный вариант эпопеи "Сандро из Чегема", безобразно урезанный цензурой
1979 - опубликовал полный вариант "Сандро из Чегема" в американском издательстве "Ардис", принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" как автор и составитель
1982 - опубликовал в "Ардисе" гротескную утопию "Кролики и удавы" глубинного антисоветского содержания
1989 - народный депутат СССР, страны, которой больше нету
Лауреат государственной премии СССР (1989), Государственной премии Российской Федерации (1993), Пушкинской премии фонда А. Тепфера (германия, 1993), Российской независимой премии "Болдинская осень" (1997), Российской премии "Триумф" (1998).
Много пишет, активно печатается в толстых литературных журналах, переведен на немыслимое количество языков.

А. МАКСИМОВ: Каким Вам видится XXI век?

Ф. ИСКАНДЕР: Скорее - не каким он видится, а каким я его жду. Многие столетия человечество жило культом ума. Этот культ ума привел к том, что мы имеем сейчас в мире. Я думаю, что именно существование культа ума привело к тому, что хитрые люди смогли приспособиться к этому и выдавать себя за умных людей. Вообще, хитрость эволюционное приспособление к жизни слабого ума. И вот именно культ ума привел к парадоксальному положению, что миром в основном правят и двигают им люди достаточно ограниченные и глупые. Отсюда все огромные беды этого мира. Я бы хотел, чтобы в XXI веке человечество заменило культ ума культом совести. Культ совести вообще исповедуют все религии, его исповедует художественная литература. Но на практике человечество живет культом ума и человек, прежде всего, хочет показаться умным, и не так уж озабочен тем, чтобы быть совестливым. Я надеюсь, какие-то общечеловеческие силы не только в грядущем столетии, но и дальше сумеют переломить то, что существует сейчас во всей мировой жизни как культ ума культом совести.

А. МАКСИМОВ: Что должно произойти, чтобы, как Вы говорите, культ ума заменить на культ совести?

Ф. ИСКАНДЕР: Это с одной стороны усиление религиозного влияния на человечество. А с другой стороны - поднятие культуры человечества и, прежде всего умение понять и переварить художественную культуру. Она, в особенности русская, основана на культе совести.

А. МАКСИМОВ: Если бы Вы ставили оценку XX веку как учитель по пятибалльной системе, какую бы Вы поставили оценку?

Ф. ИСКАНДЕР: Три с минусом.

А. МАКСИМОВ: То есть почти неуд?

Ф. ИСКАНДЕР: Конечно. Ну что же можно сказать, если в XX веке были две мировые войны, равных которым не знало человечество по количеству уничтоженных людей и, кроме того, два величайших государства Россия и Германия жили в тоталитарном порядке и уничтожили миллионы и миллионы людей внутри страны в тюрьмах, концлагерях. Этого никогда, в таких масштабах в мире не было, хотя человечество всегда было достаточно агрессивно. Конечно, XX век связан с величайшими достижениями технической культуры. Эта техническая культура оторвалась от духовной культуры и приобрела некую самостоятельную опасную жизнь. Она стала выполнять во всем мире военные заказы, а это очень опасно.

Пейджер: Вокруг столько агрессии. То, что бедные люди злые - понятно. Но вот почему богатые не добреют?

Ф. ИСКАНДЕР: Знаете, моя практика общения с богатыми людьми столь бедна, что я не могу ответить на этот вопрос. Хотя предполагаю, что богатство само по себе не делает человека добрым.

А. МАКСИМОВ: А что делает человека добрым?

Ф. ИСКАНДЕР: Я думаю, человека добрым делает чувство выполненного долга, чувство гармонии, чувство того, что он живет в ладу со своей совестью. Такие вещи делают человека добрее.

А. МАКСИМОВ: А как Вам кажется, человек, который встречал XX век, и человек, который встречал XXI век. Они бы поняли друг друга, русские люди?

Ф. ИСКАНДЕР: Нет, они бы не поняли друг друга, потому что весь XIX век и конец XIX века был связан совершенно нереальной мыслью о том, что технический прогресс спасет человечество и от бедности и от агрессии и от многих пороков прошлых веков. Вообще, конец XIX века и весь XIX век он связан с величайшей иллюзией прогресса. Прогресс оказался иллюзорным именно потому, что мир развивался не по законам гуманитарной культуры, а по своим эгоистическим законам. А эти эгоистические наклонности приобрели невероятную силу XX века.

Звонок: С точки зрения честности. Может быть наша цивилизация, если будет стремиться к честности, она придет к тому, что животные будут нашим идеалом?

Ф. ИСКАНДЕР: Я не считаю, что животные действуют честно или бесчестно. Они действуют в согласии со своими инстинктами. Правда, животные, например собака, бывают добрые, но честность и бесчестие - свойство человека, его разума. Абсолютно бесчестных людей не бывает. Бывают практически бесчестными, и мы их считаем таковыми только потому, то они могли бы осознать свое бесчестие. Если бы человек не мог бы осознать свою бесчестность, мы бы не имели право обвинять его в бесчестности.

А, МАКСИМОВ: Самый значительный российский человек XX века, который повлиял на жизнь России?

Ф. ИСКАНДЕР: Это очень трудный вопрос. Много таких людей было. Мне первым пришел в голову академик Сахаров. Это человек и огромного научного таланта, огромного ума и великой честности и мужества.

А. МАКСИМОВ: Вы поставили XX веку три с минусом. Но все-таки это не кол, значит что-то хорошее было. Какое на Ваш взгляд самое значимое достижение?

Ф. ИСКАНДЕР: Я полагаю, что главное достижение, объективно говоря, конечно достижения в техническом прогрессе. Но я их не высоко ставлю, поскольку главной человеческой задачей является не технический прогресс, а совершенство ума и души.

А. МАКСИМОВ: А можно говорить, что стихи Цветаевой, книги Солженицына, Бунина - это и есть высочайшее достижение XX века?

Ф. ИСКАНДЕР: Конечно. XX век в искусстве имеет свои огромные достижения. Я бы на первое место поставил Цветаеву - потрясающего таланта женщину. Она может быть одним из лучших поэтов XX века. Кроме Цветаевой была замечательная поэтесса Ахматова. Если сравнить с XIX веком, Цветаева и Ахматова обе женщины, они заняли как бы положение Пушкина и Лермонтова. И Ахматова как бы заняла литературу дома, как и Пушкин, хотя она жила в страшных условиях. И Цветаева жила в страшных условиях, но она представляла мир, как и Лермонтов, литературу бездомья. Если бы не трагические обстоятельства, то Пушкин и Лермонтов жили бы гораздо дольше. Они, мне кажется, представляют развитие этих двух линий.

Звонок: Было ли у Вас ощущение, что в Вашей жизни присутствуют какие-то высшие силы и Вы ведомы провидением?

Ф. ИСКАНДЕР: Я не могу сказать, что я был ведом какими-то силами, но когда я писал в лучшие, самые вдохновенные минуты, бывало такое ощущение, что все это идет откуда-то сверху, не принадлежит мне и оно временно доверено мне. Почему мне - не знаю. Когда пишешь с большим вдохновением, чувствуешь, что намного лучше соображаешь, намного быстрее приходят мысли и образы в голову и есть ощущение, что это не ты хозяин этих мыслей, тебе кто-то подсказывает?

А. МАКСИМОВ: А можно сказать, что вдохновение - это Бог?

Ф. ИСКАНДЕР: Я считаю, что вдохновение - это некая высшая сила, которая нам дается, стыдно сказать, за какие-то заслуги человеческие, которые у нас есть. И за это Бог награждает нас вдохновением. Так, как вдохновение достаточно редко к нам приходит, то значит, заслуги наши очень малы.

Звонок: Как Вы трактуете библейскую фразу: "Много знаний - много печали"?

Ф. ИСКАНДЕР: Я прямо так и толкую. Действительно, много знаний способствуют все-таки пессимистическому взгляду на мир человека. Но в то же время знания вооружают нас терпением и мужеством.

А. МАКСИМОВ: А почему маленькие дети, которые или ничего не знают, или знают чего-то такое, чего мы не знаем, они гораздо счастливее, чем мы?

Ф. ИСКАНДЕР: Во-первых, счастливые, потому что они действительно очень мало знают. Во-вторых, они чувствуют, что под защитой родителей, хотя и не осознают это. И, в-третьих, это не всегда так бывает, они чувствуют, что к ним придет взрослость, и взрослость сделает их полноценными людьми.

Звонок: Безусловно, все выдающиеся, духовно развитые люди положительно влияют на других. Но полезно ли бывает участие вот этих выдающихся людей планеты в решении государственных вопросов? Например, Солженицыны?

Ф. ИСКАНДЕР: Я один раз в жизни в Америке встречался с Бродским, и мы минут сорок спорили на эту тему. Бродский говорил, что поэт никакого отношения не должен иметь к политике, не должен близко к ней подходить, не должен о ней писать и тем более заниматься. Я согласен, что поэт не должен заниматься политикой, не должен быть членом какой-то партии. Но я не согласен, что поэт, художник не может и не должен включаться в политическую жизнь. Все это зависит от типа человека и типа таланта. Талант имеет огромное общественное звучание, и Солженицын никогда не мог не вмешиваться в политические дела. Многие его мысли очень интересны, глубоки, тревожны, и во многом предупреждают дурное развитие нашей страны.

Звонок: Я воспитан на русской культуре, потрясен творчеством Платонова, которого писательская братия затоптала. Настолько могущ Платонов в своем творчестве, не пора ли воздать ему должное?

Ф. ИСКАНДЕР: Платонов один из самых выдающихся писателей XX века. Что касается, что воздать ему должное, думаю, в наше время многие выдающиеся писатели и критики неоднократно об этом говорили, произведения его изданы. Другое дело, что в сталинские времена он был наглухо на много лет оторван от литературной жизни, но продолжал писать. Он очень трудный для перевода. Он так глубоко уходит в психологию русского языка, что его очень трудно переводить.



Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 25.12.00 - 00.15
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное