Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме. Пишите: atv-inform@atv.ru
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 29.11.00 - 00.15

Андрей СМИРНОВ
Недавно в доме кино состоялась премьера фильма "Дневник его жены" режиссера Александра Учителя, по сценарию Дуни Смирновой.
Фильм об Иване Сергеевиче Бунине.
Андрей Смирнов сыграл Ивана Бунина.

АНДРЕЙ СМИРНОВ (роль Ивана Бунина) - режиссер, драматург, актер. Родился в Москве в 1941 году. В 1962 окончил ВГИК. Его полнометражные режиссерские работы: "Пядь земли" (1964, совместно с Б.Яшиным), "Шуточка" (1965, совместно с Б.Яшиным), "Чужая боль" (1967), "Ангел" (1968, запрещен советской цензурой, впервые показан на фестивале в Турине в 1987 г.), "Беларусский вокзал" (1971, отечественный хит, признан лучшим иностранным фильмом года в Польше, Югославии, Чехословакии), "Осень" (1974, запрещен цензурой на большей части территории СССР из-за эротических сцен, впервые показан вне СССР в 1989 году в г. Монреале, Канада), "Верой и правдой" (1980).
Как театральный режиссер поставил спектакли "Ужин" (1994, МХАТ), "Месяц в деревне" (1997, "Комеди Франсэз") и др.
Как актер снялся в фильмах "Девять дней одного года" (1961, М.Ромм), "Идущий следом" (1985, Р.Нахапетов), "Красная стрела" (1986, И.Хамраев), "Чернов, Chernov" (1989, С.Юрский, премия за лучшую мужскую роль на Фестивале в г. Карловы Вары в 1990 г.), "Мечты идиота" (1992, В.Пичул), "Плащ Казановы" (1995, А. Галин), "Мания Жизели" (1995, А.Учитель).
В 1987-1995 гг. - художественный руководитель Студии "Дебют". В 1987-1989 гг. - и.о. Первого секретаря Союза Кинематографистов СССР.

"Дневник его жены"
Фильм получил Гран-при XI Открытого российского
кинофестиваля "Кинотавр" в г. Сочи в 2000 году. Подробную информацию смотрите на официальном сайте XXII Московского международного кинофестиваля

А.МАКСИМОВ: Когда я прочитал "Окаянные дни" у меня возник вопрос: Возможна ли такая ситуация, что человек любит страну и не любит народ?

А.СМИРНОВ: Слово народ в устах Бунина не имело такого интеллигентного оттенка. Кающиеся дворяне ощущали комплекс вины перед народом, как перед неким объектом своего сочувствия. Если внимательно читать "Суходола", то он как раз говорит о единстве русского характера. Что мужик, что дворянин - одно перетекает в другое. Классовое восприятие российского общества ему было ненавистно. Он видел одни и те же недостатки, что в аристократах, что в мужиках.

А.МАКСИМОВ: Некая толпа смела целую страну. Бунин ощущал себя частью этой толпы?

А.СМИРНОВ: Нет. В публицистике Бунина времен гражданской войны слово "народ" встречается в негативном плане. В 1918 году было 100-летие со дня рождения Тургенева. Есть статья, в которой Бунин пишет, что как в эти дни можно праздновать юбилей русского писателя. Зачем Тургенев народу, который сейчас своими лапами рвет его последние страницы.

А.МАКСИМОВ: Все-таки можно любить страну и не любить народ?

А.СМИРНОВ: Наверное, можно.

А.МАКСИМОВ: Тогда что же такое страна?

А.СМИРНОВ: Когда Томас Манн уехал в Америку, Геббельс сказал, что германская культура обойдется без Томаса Манна. На что Манн ответил: "Германская культура там, где я". Бунин не произнес этой фразы этой фразы, но это ощущение ему было в высшей степени свойственно.

Звонок: В моих глазах Бунин - это классик. Этот фильм развенчал его как классика в моих глазах. Стоило ли показывать его в таком ключе?

А.СМИРНОВ: Я с Вами не согласен. Во-первых, это не биографический, не исторический фильм. Это попытка создать художественный образ на тему Бунина. Много подлинных событий, которые легли в основу сценария. "Дневник его жены" - это предыстория "Темных аллей" последний книги величайшего Бунина. Величайшей русской книги о любви. Мы пытались в меру своего понимания создать эту версию.

А.МАКСИМОВ: Народ привык идеализировать гениев. Нужно ли снимать такое кино?

А.СМИРНОВ: Я думаю, что Бунин не раз бы возмутился, если бы узнал о существовании нашей картины. Но он великий писатель, и от этого никуда не денешься. Мы по крупицам собираем письма Ивана Сергеевича. Сейчас готовится трехтомник его писем к издателю.

А.МАКСИМОВ: Какие Ваши творческие планы?

А.СМИРНОВ: Никаких. Заканчиваю работать над сценарием. Заканчиваю работать на сценарных и режиссерских курсах.

А.МАКСИМОВ: Вы чувствуете себя невостребованным?

А.СМИРНОВ: В молодости чувствовал. А сейчас мне даже некогда об этом думать.

А.МАКСИМОВ: Когда Вы работаете у других режиссеров, Вам не обидно, что Вы не снимаете?

А.СМИРНОВ: Нет. Я снимаюсь у режиссеров, которых я люблю. И никому не завидую.

А.МАКСИМОВ: Вы как-то сказали, что слово "патриот" для Вас ругательное. Бунин был патриотом?

А.СМИРНОВ: В том смысле, в котором его употребляют г-н Зюганов и Макашев, нет. Бунин чувствовал себя частью России. Бунин был патриотом, который никогда не предавал Россию.

А.МАКСИМОВ: Настоящий патриот - это тот, кто относится к стране КАК?

А.СМИРНОВ: Этого я не знаю. Есть известная фраза: "Патриотизм последнее прибежище негодяя". К сожалению, на протяжении жизни моего поколения за этим ярлыком пряталось столько жуликов, негодяев и карьеристов, что само это слово у меня стало вызывать трепет. И каждый человек, который начинает об этом публично высказываться, вызывает у меня недоверие.

А.МАКСИМОВ: Расскажите историю о том, как Вас повезли праздновать 130-летний юбилей Бунина.

А.СМИРНОВ: Это печально. 2 октября было 130 лет со дня рождения Бунина. Мне давно надо было попасть в Орел, где, кстати, находится единственный музей Бунина. Город Орел производит на меня тяжелое впечатление. Такое ощущение, что так коммунисты как были, так и остались. Так вот. Торжественное заседание было назначено в понедельник на 3 часа дня. Это означает, что все, кто работает, туда попасть не может. За два квартала до театра было все оцеплено, потому что должен был приехать губернатор г-н Строев. Заседание проходило в ТЮЗе, а не в городском театре. А когда я увидел, что ко входу подвозят зрителей, подъезжают автобусы, из которых как в старые добрые времена выгружают ребят из девчонок из профессионально технического училища. Я повернулся и ушел. Я думаю, что Бунин бы перевернулся бы в гробу, если бы увидел, что его соотечественники справляют его годовщину согласно старым комсомольским традициям.

Звонок: Один из моих любимых рассказов Бунина "Солнечный удар". Как Вам кажется, насколько он автобиографичен?

А.СМИРНОВ: Бунин обижался, когда его называли реалистом. И с гордостью говорил, что все это из головы. Конечно, все перипетии, о которых Бунин рассказывал, он переживал.

А.МАКСИМОВ: Хорошие фильмы принято ругать. Вы считаете надо отвечать на критику?

А.СМИРНОВ: Нет. Все имеют право думать, что им хочется. На критику злиться бесполезно. Надо продолжать делать свое дело так, как ты в это веришь. Надо выслушивать и идти дальше.

Звонок: Каким Вы были учеником? Как правильно прививать любовь к литературе?

А.СМИРНОВ: Я был отличником. Я не знаю, как ответить на Ваш вопрос. Я только знаю, что человеку, которому встретился хороший учитель литературы в школе, проживет совсем другую жизнь, чем том кому не встретился. Важно читать настоящие тексты и не только по программе.

А.МАКСИМОВ: Вам кажется, что литература может сильно повлиять на человека?

А. СМИРНОВ: У человека будет другое представление о жизни, о семье, о женщине.

Звонок: Когда я читаю Бунина, то всегда впадаю в тоску. Не было ли у Вас таких ощущений?

А.СМИРНОВ: Нет. При всем том, что в основе нашей картины лежит любовная драма, Бунин прожил очень полноценную и счастливую жизнь.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите: atv-inform@atv.ru
Подписаться на не менее интересные рассылки можно по адресу:
http://www.atv.ru/service/maillist/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное