Андрей СМИРНОВ
Недавно в доме кино состоялась премьера фильма "Дневник его жены" режиссера
Александра Учителя, по сценарию Дуни Смирновой.
Фильм об Иване Сергеевиче Бунине.
Андрей Смирнов сыграл Ивана Бунина.
АНДРЕЙ СМИРНОВ (роль Ивана Бунина) - режиссер, драматург, актер. Родился в
Москве в 1941 году. В 1962 окончил ВГИК. Его полнометражные режиссерские работы:
"Пядь земли" (1964, совместно с Б.Яшиным), "Шуточка" (1965,
совместно с Б.Яшиным), "Чужая боль" (1967), "Ангел" (1968,
запрещен советской цензурой, впервые показан на фестивале в Турине в 1987 г.),
"Беларусский вокзал" (1971, отечественный хит, признан лучшим иностранным
фильмом года в Польше, Югославии, Чехословакии), "Осень" (1974, запрещен
цензурой на большей части территории СССР из-за эротических сцен, впервые показан
вне СССР в 1989 году в г. Монреале, Канада), "Верой и правдой" (1980).
Как театральный режиссер поставил спектакли "Ужин" (1994, МХАТ), "Месяц
в деревне" (1997, "Комеди Франсэз") и др.
Как актер снялся в фильмах "Девять дней одного года" (1961, М.Ромм),
"Идущий следом" (1985, Р.Нахапетов), "Красная стрела" (1986,
И.Хамраев), "Чернов, Chernov" (1989, С.Юрский, премия за лучшую мужскую
роль на Фестивале в г. Карловы Вары в 1990 г.), "Мечты идиота" (1992,
В.Пичул), "Плащ Казановы" (1995, А. Галин), "Мания Жизели"
(1995, А.Учитель).
В 1987-1995 гг. - художественный руководитель Студии "Дебют". В 1987-1989
гг. - и.о. Первого секретаря Союза Кинематографистов СССР.
"Дневник его жены"
Фильм получил Гран-при XI Открытого российского
кинофестиваля "Кинотавр" в г. Сочи в 2000 году. Подробную информацию
смотрите на официальном сайте XXII
Московского международного кинофестиваля
А.МАКСИМОВ: Когда я прочитал "Окаянные дни" у меня возник вопрос:
Возможна ли такая ситуация, что человек любит страну и не любит народ?
А.СМИРНОВ: Слово народ в устах Бунина не имело такого интеллигентного оттенка.
Кающиеся дворяне ощущали комплекс вины перед народом, как перед неким объектом
своего сочувствия. Если внимательно читать "Суходола", то он как раз
говорит о единстве русского характера. Что мужик, что дворянин - одно перетекает
в другое. Классовое восприятие российского общества ему было ненавистно. Он видел
одни и те же недостатки, что в аристократах, что в мужиках.
А.МАКСИМОВ: Некая толпа смела целую страну. Бунин ощущал себя частью этой
толпы?
А.СМИРНОВ: Нет. В публицистике Бунина времен гражданской войны слово "народ"
встречается в негативном плане. В 1918 году было 100-летие со дня рождения Тургенева.
Есть статья, в которой Бунин пишет, что как в эти дни можно праздновать юбилей
русского писателя. Зачем Тургенев народу, который сейчас своими лапами рвет его
последние страницы.
А.МАКСИМОВ: Все-таки можно любить страну и не любить народ?
А.СМИРНОВ: Наверное, можно.
А.МАКСИМОВ: Тогда что же такое страна?
А.СМИРНОВ: Когда Томас Манн уехал в Америку, Геббельс сказал, что германская
культура обойдется без Томаса Манна. На что Манн ответил: "Германская культура
там, где я". Бунин не произнес этой фразы этой фразы, но это ощущение ему
было в высшей степени свойственно.
Звонок: В моих глазах Бунин - это классик. Этот фильм развенчал его как
классика в моих глазах. Стоило ли показывать его в таком ключе?
А.СМИРНОВ: Я с Вами не согласен. Во-первых, это не биографический, не исторический
фильм. Это попытка создать художественный образ на тему Бунина. Много подлинных
событий, которые легли в основу сценария. "Дневник его жены" - это предыстория
"Темных аллей" последний книги величайшего Бунина. Величайшей русской
книги о любви. Мы пытались в меру своего понимания создать эту версию.
А.МАКСИМОВ: Народ привык идеализировать гениев. Нужно ли снимать такое кино?
А.СМИРНОВ: Я думаю, что Бунин не раз бы возмутился, если бы узнал о существовании
нашей картины. Но он великий писатель, и от этого никуда не денешься. Мы по крупицам
собираем письма Ивана Сергеевича. Сейчас готовится трехтомник его писем к издателю.
А.МАКСИМОВ: Какие Ваши творческие планы?
А.СМИРНОВ: Никаких. Заканчиваю работать над сценарием. Заканчиваю работать
на сценарных и режиссерских курсах.
А.МАКСИМОВ: Вы чувствуете себя невостребованным?
А.СМИРНОВ: В молодости чувствовал. А сейчас мне даже некогда об этом думать.
А.МАКСИМОВ: Когда Вы работаете у других режиссеров, Вам не обидно, что Вы
не снимаете?
А.СМИРНОВ: Нет. Я снимаюсь у режиссеров, которых я люблю. И никому не завидую.
А.МАКСИМОВ: Вы как-то сказали, что слово "патриот" для Вас ругательное.
Бунин был патриотом?
А.СМИРНОВ: В том смысле, в котором его употребляют г-н Зюганов и Макашев, нет.
Бунин чувствовал себя частью России. Бунин был патриотом, который никогда не предавал
Россию.
А.МАКСИМОВ: Настоящий патриот - это тот, кто относится к стране КАК?
А.СМИРНОВ: Этого я не знаю. Есть известная фраза: "Патриотизм последнее
прибежище негодяя". К сожалению, на протяжении жизни моего поколения за этим
ярлыком пряталось столько жуликов, негодяев и карьеристов, что само это слово
у меня стало вызывать трепет. И каждый человек, который начинает об этом публично
высказываться, вызывает у меня недоверие.
А.МАКСИМОВ: Расскажите историю о том, как Вас повезли праздновать 130-летний
юбилей Бунина.
А.СМИРНОВ: Это печально. 2 октября было 130 лет со дня рождения Бунина. Мне
давно надо было попасть в Орел, где, кстати, находится единственный музей Бунина.
Город Орел производит на меня тяжелое впечатление. Такое ощущение, что так коммунисты
как были, так и остались. Так вот. Торжественное заседание было назначено в понедельник
на 3 часа дня. Это означает, что все, кто работает, туда попасть не может. За
два квартала до театра было все оцеплено, потому что должен был приехать губернатор
г-н Строев. Заседание проходило в ТЮЗе, а не в городском театре. А когда я увидел,
что ко входу подвозят зрителей, подъезжают автобусы, из которых как в старые добрые
времена выгружают ребят из девчонок из профессионально технического училища. Я
повернулся и ушел. Я думаю, что Бунин бы перевернулся бы в гробу, если бы увидел,
что его соотечественники справляют его годовщину согласно старым комсомольским
традициям.
Звонок: Один из моих любимых рассказов Бунина "Солнечный удар".
Как Вам кажется, насколько он автобиографичен?
А.СМИРНОВ: Бунин обижался, когда его называли реалистом. И с гордостью говорил,
что все это из головы. Конечно, все перипетии, о которых Бунин рассказывал, он
переживал.
А.МАКСИМОВ: Хорошие фильмы принято ругать. Вы считаете надо отвечать на
критику?
А.СМИРНОВ: Нет. Все имеют право думать, что им хочется. На критику злиться
бесполезно. Надо продолжать делать свое дело так, как ты в это веришь. Надо выслушивать
и идти дальше.
Звонок: Каким Вы были учеником? Как правильно прививать любовь к литературе?
А.СМИРНОВ: Я был отличником. Я не знаю, как ответить на Ваш вопрос. Я только
знаю, что человеку, которому встретился хороший учитель литературы в школе, проживет
совсем другую жизнь, чем том кому не встретился. Важно читать настоящие тексты
и не только по программе.
А.МАКСИМОВ: Вам кажется, что литература может сильно повлиять на человека?
А. СМИРНОВ: У человека будет другое представление о жизни, о семье, о женщине.
Звонок: Когда я читаю Бунина, то всегда впадаю в тоску. Не было ли у Вас
таких ощущений?
А.СМИРНОВ: Нет. При всем том, что в основе нашей картины лежит любовная драма,
Бунин прожил очень полноценную и счастливую жизнь.