Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме
Подпишитесь на не менее интересные рассылки

Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 13.11.00 - 00.15

С. ЮРСКИЙ: Что с нами происходит, что с нами произошло за век и что происходит сейчас?

А. МАКСИМОВ: Мы с вами, Андрей, дотянули до конца века. Потеряли много частей своего хвоста, потому что иногда давили, иногда были небрежны. Но, так или иначе, вам осталось девять передач, мне осталось пять спектаклей, самое главное случилось, по-моему, несколько минут назад - последнее тринадцатое число этого тысячелетия миновало. В нем было много тревожащих обстоятельств, которые даже могли помешать нашей с вами встрече. Но мы все-таки встретились. Больше в этом веке, больше в этом тысячелетии не будет тринадцатого числа.

А. МАКСИМОВ: Что из того, что потеряли люди, вам кажется, самым важным? Что из того, что люди потеряли в 20-м веке самой важной или самой обидной потерей?

С. ЮРСКИЙ: Самоуверенность выросла. И я думаю, последний 20-ый век к самоуверенности прибавил очень много. Кто успел заметить, что это тупик, тот пессимист. Я как раз пессимист. Кто этого не заметил, тот дальше развивает собственное величие и происходит дальнейший рост самоуверенности. Человечество на грани новых побед, свершений, что космос будет еще выше, планеты покорятся, Internet позволит нам любить не любя, жить не живя, общаться не общаясь и радоваться не радуясь. Вот это чувство полного расцвета есть наше ощущение. И второе, в связи с этими тупиками идет смена шкалы ценностей. Потому что шкала ценностей была все-таки общая, а теперь она частная, она приватизированная.

А. МАКСИМОВ: Надо объяснить, что такое приватизированная шкала ценностей.

С. ЮРСКИЙ: Когда-то в театральном институте одна студентка, моя однокурсница, очень красивая девушка, рассказывала сюжет литературного произведения на экзамене. И когда изумленный профессор сказал: "Подождите, что это вы рассказываете, она же не его мать, никакого отношения к нему не имеет". А однокурсница ответила: "А я так считаю, так, это мое мнение". Так вот эта ситуация теперь может быть вполне распространена, потому что герои отрицательные или даже бесовские в разных вариантах: и в христианском, и в социальном, они вполне могут быть утверждены как положительные. А герои, несомненно, положительные, как Данко и Прометей, или Герцен, они могут быть осмеяны, перевернуты выброшены. И на вопрос: "Ну, как это?" - "А я так считаю". И доказательства находятся.

А. МАКСИМОВ: Вы перечислили положительных героев, а вот те отрицательные, бесовские - кто они?

А.ЮРСКИЙ: Ну, Вы-то знаете, ведь Вы не просто театральный человек, но еще и драматург. Или сомнительные герои. Один из них близок вам, потому что вы большой его знаток - это Маркиз де Сад. Понятно, почему вы обратили на него внимания. Его фигура действительно заслуживает уважения. Это тема полузапретна.
Старик Зигмунд Фрейд - победитель этого века, так как его влияние захватило все. В связи с этим вспомнили Маркиза де Сада и сказали, а почему нужно запрещать говорить о таких вещах. В этом смысле Маркиз де Сад нам пример.
Сейчас я столкнулся с французской литературой, которая целиком состоит из него. Это явление не отрицательное, но оно только частично отражает человеческую сущность. Оно становится всеобщим, и поднимаются все извращения нашей души. А они есть у всех, ведь у каждого есть дно. А если есть дно, то есть и поддонки. И эти поддонки не только выплеснуты, потому что запреты исчезли, но ими украшено знамя.

А.МАКСИМОВ: Для меня Маркиз де Сад не отрицательный герой, а неведомый. Но, в принципе, отрицательный герой всегда интереснее.

С.ЮРСКИЙ: Конечно! Особенно нам, которым все время совали положительного героя как основного и единственного. Но когда отрицательный становится единственным, то все начинает путаться, и Дон-Кихот превращается в идиота.

ЗВОНОК: Вам близок такой герой, как доктор Живаго? Когда я читала это произведение, то в роли главного героя могла представить только вас.

С.ЮРСКИЙ: Это то, что заставляет меня до сих пор улыбаться. Это говорит о том, что жизнь, которую называли выдуманной Гайдаром, была и есть. Это комплимент мне и поклон эпохе.
А Живаго мне, конечно, близок. Но я никогда не думал о том, чтобы его сыграть.
Я видел английский фильм, в котором Живаго оказался настолько неожиданным и малоприемлимым, то я перестал думать о том, надо ли делать новый фильм.

А.МАКСИМОВ: Каждое столетие рождает какие-либо мифы. Какой, на ваш взгляд, самый большой миф XX века?

С.ЮРСКИЙ: Их очень много. Раньше мифы создавались изнутри. А ХХ век создал невероятное количество миротворцев социальных слоев. В одном из них жили мы. А выделить что-либо очень сложно. Пока ХХ век - самый мифотворческий. Греков мы забили. У них мифы короткие, и они не охватывают такой объем населения. Мне кажется, что и сегодня мы находимся в какой-то мифической ситуации всеобщего и неоправданного восторга, либо непросвещенности.

звонок: Как вам удается так стильно выглядеть?

С.ЮРСКИЙ: Если замечают, что мужчина хорошо выглядит, значит, мода вошла в нашу жизнь.

А.МАКСИМОВ: Может быть, вы занимаетесь зарядкой или читаете новые журналы?

С.ЮРСКИЙ: Ну конечно, дни напролет читаю модные журналы, а ночи напролет занимаюсь зарядкой.

А.МАКСИМОВ: Изменились ли взаимоотношения человека с Богом?

С.ЮРСКИЙ: Мы с вами давно знакомы, и вы знаете, что я грешу глубокомыслием на мелких местах. Вот сейчас заведу такую волынку, что все уснут. Лучше я расскажу анекдот:
Церковь. Возле церкви стоит ящик для пожертвований. Останавливается мерседес. Из него выскакивает человек и опускает в ящик $100. Затем он садится за руль и едет дальше, но уже через сто метром врезается в столб. Мимо едет джип. Из него выходит человек и собирается бросить $100 в ящик для пожертвований. А тот, который из мерседеса, кричит ему: "Мужик, этот не работает".
По-моему, очень глубокий анекдот.

звонок: Не хотели бы Вы сыграть Воланда?

С.ЮРСКИЙ: Я очень хотел сыграть Воланда. Когда я познакомился с Еленой Булгаковой, вдовой писателя, я был одним из первых людей, которые прочитали это произведение. Она говорила, что может быть фильм, и давала мне роль Мастера. А я то нее отбрыкивался и говорил, что хочу сыграть Воланда. Так мы делили шкуру неубитого медведя. Воланд - замечательно написанная Булгаковым роль.

А.МАКСИМОВ: Складывается впечатление, что люди мельчают.

С.ЮРСКИЙ: Не думаю, что люди мельчают. Скорее они перестают друг друга слышать из-за их обилия. Одно из обилий, которое оказывается тупиком века, - обилие талантов. Многие научились хорошо делать то, что раньше делали единицы. И уже ничем нельзя удивить. Поэтому изобретают всякие гадости. Я - человек в прошлом цирковой, и знаю, что такое переход от двойного сальто к тройному. Это было чудо, а сейчас ничего особенного. То же происходит и в спортивной гимнастике. Человеческое тело настолько не знает пределов, что мне становится его жаль. Это завышение того, на что должен быть способен человек. Я смотрю выставки современных художников - каждый из них умеет рисовать как Пикассо. Молодые композиторы пишут прекрасную музыку, но так как талантов обилие, им уже никуда не пробиться.

А.МАКСИМОВ: То есть человечество пришло в тупик. Что же делать дальше? Двинуться обратно?

С.ЮРСКИЙ: Обратно не надо двигаться никогда. Сейчас очень много тупиков. Что же теперь - обратно в социализм? Это невозможно, а значит и не нужно. Вернуть старый гимн? Ведь не это главная проблема. Но сам факт возврата - это попытка негодная, во всех смыслах.
звонок: Как Вы относитесь к проблеме отцов и детей? И к проблеме сохранения человеческого достоинства в преклонном возрасте?

С.ЮРСКИЙ: Вчера мы играли спектакль "Железный класс" - о том, как упрямо доживать жизнь и быть готовым к смерти. Что касается проблемы отцов и детей, я думаю, в этих отношениях нельзя на первое место ставить свободу. Нельзя говорить, что человек свободен изначально, и с тех пор как ребенок способен что-либо сказать сам, он волен послать всех, включая своих родителей. Я думаю, это не так. Вспоминаю запись в чеховском дневнике: "Я тебя проклинаю, - сказал отец. - А я тебя - ответил сын". Так быть НЕ МОЖЕТ! Это абсурд. Проклинать может только отец. Если эти взаимоотношения имеют низ и верх, понятие - что откуда взялось, то это более твердые отношения. Любовь строится на памяти "с чего началось..." Как в отношениях супругов, так и в отношениях родителей и детей. В таких условиях может быть и спор и конфликт. И это не страшно.
Если все равно где верх-где низ, тогда можно поменять их местами. А значит, нет Бога. Чувство на чем мы стоим и куда обращена наша голова - это идеал, который мы теряем с каждым днем. Сохранение остатков этого через искусство и веру - вот спасение.

А.МАКСИМОВ: Это возможно?

А.ЮРСКИЙ: Это возможно, хотя бы как намерение. Но когда "Я не вижу и не слышу" становится знаменем - это может победить. К тому же наступает новый век, появляются новые люди. И все готово к тому, чтобы все было новым. Поэтому такое может случиться.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"

Ждем Ваших вопросов на форуме
Подпишитесь на не менее интересные рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное