Недавно познакомился с новым способом мотивации труда. Может, он и не новый, но я о нем никогда не слышал, а сам применял совершенно по-другому. Предположим, какое-то подразделение загружено на 100% - работают, не поднимая головы с утра до вечера. А работы становится все больше и больше. Если валить ее на людей, они начнут работать ночами и по выходным. А дальше нервные срывы или массовый исход. Что делать?
Загрузить сотрудников на 200%! Причем быстро и в очень жесткой форме. Если наращивать давление медленно, появится время на раздумья. Люди будут приспосабливаться и в какой-то момент начнут саботировать работу или разбегутся. А так перед человеком сразу ставится выбор – или так, или на улицу. И времени на принятие решения нет. Что будет делать нормальный человек, когда перестанет психовать, успокоится и сможет рассуждать здраво. Он будет перестраивать бизнес-процессы, чтобы увеличить свою производительность.
Общеизвестно, что небольшой резерв есть всегда. Хотя многие любят жаловаться на свою загруженность и важность работы. Именно этот резерв и задействуется для анализа новых условий работы и принятия решений. А что происходит, когда человек понимает, что работать дальше в привычном режиме больше не получится?
1. Он начинает ранжировать задачи. Делить их на важные и не очень. В результате часть задач исчезает или начальство будет наваливать их на других.
2. Он начинает оптимизировать бизнес-процессы. Откуда-то волшебным способом появляются шаблоны действий. Скорость принятия решений или подготовки документов ускоряются в разы.
3. Он начинает работать в команде. Появляется мотивация персонала повышать производительность труда за счет специализации. Задачу в команде решает тот, кто делает это лучше всех.
4. Он начинает рубить хвосты. То есть очень жестко контролировать входящие задачи и сразу отсекать лишние, ненужные, неважные. Некоторые шантажируют начальника в стиле "если ты поручишь это мне, сдвинутся сроки по другому поручению, выбирай, что важнее".
Теоретическое обоснование этого метода мотивации труда следующее. Есть понятия "давление" и "стресс". Первое считается нормой, второе – проблемой. И основной вывод этой теории следующий: давление – вещь очень полезная, она задает работнику вектор. Эффективно работать без давления способны редкие единицы. Это тезис я давно применяю на практике. Давление на персонал должно быть всегда. Это стимулирует, не дает отвлекаться и повышает мотивацию труда.
Описанный способ резко усиливает давление на персонал и стимулирует его к оптимизации работы. Какие риски? Что кто-то не захочет перестраиваться и уйдет. Но пользы от этого я вижу больше, чем вреда. Те, кто останется, перейдут на новый уровень.
Где лучше применять? Чем больше коллектив, тем эффективнее будет мотивация труда. Потому что больше скрытые резервы и выше вероятность, что кому-то придет в голову решение проблемы оптимизации.
Иногда на мой вопрос "работы прибавилось, что будем делать?" я слышу ответ "будем работать ночами!" Как приятно это слышать, но как же это неправильно!